Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Астрология

Судьбы героев и некоторые, наиболее драматичные, события и в «Белой гвардии», и в «Мастере и Маргарите» зачастую оказываются связанными с поведением планет.

В «Белой гвардии» один из самых страшных моментов — сцена убийства еврея — заканчивается так: «И в ту минуту, когда лежащий испустил дух, звезда Марс над Слободкой под Городом вдруг разорвалась в замерзшей выси, брызнула огнем и оглушительно ударила. Вслед звезде черная даль за Днепром, даль, ведущая к Москве, ударила громом тяжко и длинно...»

В «Мастере и Маргарите» разваливается на куски другая планета в момент гибели Берлиоза: «...Берлиоз упал навзничь, не сильно ударившись затылком о булыжник, и успел увидеть в высоте, но справа или слева — он уже не сообразил — позлащенную луну. <...> Вожатая рванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенно подпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла. Тут в мозгу у Берлиоза кто-то отчаянно крикнул: "Неужели?.." Еще раз, и в последний раз, мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно». (Заметим, что незадолго до этого, еще до начала разговора Берлиоза с Воландом, упоминается «изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце».)

«Город <...> с разбитым вдребезги солнцем в стекле» возникает и в финальной сцене романа, тоже весьма драматичной.

Луна влияет на психическое состояние и поведение многих героев романа: Пилата, Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного, Николая Ивановича (в Эпилоге); лунный свет сопровождает убийство Иуды и гибель Берлиоза... В редакциях 1938—1939 гг. Эпилог имел название «Жертвы Луны» (см. подробнее статью «Луна и солнце»).

Непосредственно с астрологией связан эпизод предсказания судьбы Берлиоза на основании гороскопа. Воланд делает вид, что он узнает судьбу Берлиоза по правилам астрологии, но на самом деле он знал ее и даже «незаметно» сообщил о ней Берлиозу до того, как тот его об этом попросил («поскользнется и попадет под трамвай»).

Таким образом, его астрологические вычисления оказываются фарсом. (Заметим, что предсказание судьбы буфетчика Сокова происходит без помощи гороскопа.)

Однако за отрывочными фразами Воланда («Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть — несчастье... вечер — семь...») стоит некий смысл, который, в частности, пытался «расшифровать» Б. Соколов: «Меркурий во втором доме означает счастье в торговле. Берлиоз действительно наказан за то, что ввел в храм литературы торгующих — членов возглавляемого им МАССОЛИТа, озабоченных только получением материальных благ в виде дач, творческих командировок, путевок в санатории (о такой путевке как раз и думает Михаил Александрович в последние часы своей жизни). Несчастье в шестом доме означает неудачу в браке. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что жена Берлиоза сбежала в Харьков с заезжим балетмейстером. В редакции 1929 года Воланд более ясно говорит, что "луна ушла из пятого дома". Это свидетельствует об отсутствии у Берлиоза детей. Неудивительно, что единственным наследником председателя МАССОЛИТа оказывается киевский дядя, которому Воланд тотчас предлагает дать телеграмму о смерти племянника. Седьмой дом — это дом смерти, и перемещение туда светила, с которым связана судьба литературного функционера, означает гибель Берлиоза, которая и происходит вечером того же дня. В редакции 1929 года применительно к Ивану Бездомному Воланд сообщал, что Сатурн находится в первом доме — указание на нечестного и ленивого человека, каким был Бездомный в ранней редакции. В окончательном тексте "Мастера и Маргариты" Сатурн в первом доме уже не упоминался, поскольку теперь соответствующими пороками Иван Николаевич не был наделен» (Соколов. Расшифрованный Булгаков. С. 347—348).

Судя по всему, Булгаков придавал значение астрологическим прогнозам. Любопытно, что в его библиотеке был «Первобытный Брюсов календарь с начала первого его выхода при жизни Брюса с портретом и биографией» (Харьков, 1875), и Елена Сергеевна рассказывала, что «по этому календарю делали шуточные (и не очень) предсказания, обычно ко дню рождения. Все были поражены, когда зачитали Булгаковский гороскоп: совпадал цвет глаз, волос, какая-то асимметрия (кажется, левое плечо выше правого, или что-то в этом роде) и главное — судьба — будет признан сначала у иностранцев...» (цит. по: Кончаковский. Библиотека Михаила Булгакова. С. 29.)