Последний полет — переход из мира земного в мир потусторонний — описан со множеством подробностей и деталей, почерпнутых из разных источников. Полет четверых всадников в ночь, «когда сводятся все счеты», можно сопоставить и с четырьмя всадниками из Апокалипсиса, и (как указали И. Белобровцева и С. Кульюс) с образами полета и смерти в «Снежной маске» Блока, с «метельными всадниками» Андрея Белого, со смертью в образе летящего всадника в «Заблудившемся трамвае» Н. Гумилева.
Бесспорно, перекликается эта сцена и с полетом Фауста и Мефистофеля на вороных конях в сцене «Вальпургиева ночь». Л. Яновская отмечает, что сцена могла быть навеяна известным панно Врубеля «Полет Фауста и Маргариты» (Яновская. Треугольник Воланда...).
В этом финальном полете обнажается истинная сущность летящих: Коровьев превращается в мрачнейшего фиолетового рыцаря, Бегемот становится худеньким юношей, демоном-пажом, Азазелло, демон-убийца, сверкает сталью доспехов, а Воланд полностью растворяется в ночном звездном небе. Наконец, Мастер, «трижды романтический Мастер», в белом парике с косичкой и ботфортах со шпорами обрел облик персонажа XVIII века.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |