В годы советской власти в соответствии с коммунистической программой «стирания прошлого» происходило массовое и поспешное переименование городов, улиц и т. п. Булгаков намеренно использует почти исключительно старые названия, что придает дополнительную стилистическую окрашенность тексту романа.
Патриаршие (с 1932 г. — Пионерские, в настоящее время старое название восстановлено) пруды — местность в Москве неподалеку от Большой Садовой улицы между Ермолаевским и Малым Патриаршим переулками.
В старину вся округа была заболоченной низиной, откуда вытекали ручьи и речки (Черторый, Бубна, Кабаниха), а потому это место называлось Козьим болотом (след остался в названии Козихинских переулков; болото, по старым народным поверьям, — местопребывание всякой нечисти, — ср. поговорку «Было бы болото, а черти найдутся»). В XVII в. здесь была слобода, принадлежавшая патриарху Филарету. От вырытых в 1683—1684 гг. патриархом Иоакимом трех прудов (ср. Трехпрудный переулок) в настоящее время остался лишь один. Таким образом, в самой топонимике сочетаются темы Господа и дьявола (Патриаршие пруды — Козье болото).
Булгакову был хорошо знаком район Патриарших прудов: на Малой Бронной в доме 32 жили его друзья братья Крешковы, в Малом Козихинском переулке жил еще один друг — адвокат В.Е. Коморский. Да и сам Булгаков жил неподалеку — на Большой Садовой (см. статью «Нехорошая квартира»).
Удивительную детективную и почти мистическую историю рассказывает Б. Мягков в связи с трамваем, «поворачивавшим по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную», под который попал Берлиоз, покинув сквер на Патриарших прудах. Ни транспортные схемы, ни путеводители, ни справочник «Вся Москва» 30-х годов не указывают трамвайных линий вдоль Патриарших прудов. Можно было бы предположить, что это вполне допустимая фантазия писателя, однако московские старожилы, обитатели этого района, хорошо помнят трамвайные рельсы и трамвайные звонки. Прямо мистика какая-то! Случайная газетная заметка 1929 года, озаглавленная «Трамвая на Тверской не будет. Новые трамвайные линии — на Малой Бронной и Спиридоновке», подтолкнула Б. Мягкова к новым поискам, в результате обнаружилось, что «трамвай на Патриарших все-таки был, но не пассажирский, а грузовой, ходящий по вспомогательным служебным линиям, временно проложенным для разгрузки Садового кольца и Тверской. <...> Пути в районе Патриарших прудов в конце дня наполнялись пустыми пассажирскими трамваями, образуя своего рода ночное депо в теплое время года. В романе Булгакова, вероятно, описан именно такой трамвай, направлявшийся на "отдых" в вечернее время...».
Патриаршие пруды. Фото 70-х годов
Патриаршие пруды. Фото 80-х годов
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |