Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Космизм

Исследователи отмечают, что «строение булгаковского Космоса» «не вписывается ни в девятичастную иерархию небесных сфер, ни в дантовскую картину семи небес, ни в какую-либо еще известную в культуре систему. Глубоко индивидуальная булгаковская космология вообще плохо поддается описанию, хотя составляющие ее уровни так или иначе названы» (Белобровцева, Кульюс. Роман... Комментарий. С. 423—424).

Мир «Мастера и Маргариты» — это мир с размытой гранью посюстороннего и потустороннего, мир, где земное пространство переходит в космическое, а историческое время соседствует с вечностью.

Это единый мир. Всё во всём. От кота в Армавире, которого со связанными лапами ведут на судилище (в милицейский участок), до Иешуа, которому развязывают руки по приказанию Пилата. Мир, где предметы, разделенные в пространстве и во времени, могут оказаться рядом, как очертания Москвы и Ершалаима в финальной главе романа.

Мир, в котором физическое и психическое состояние людей напрямую связано с состоянием и поведением небесных светил — луны и солнца. («И ночью, и при луне мне нет покоя!» — фразу эту повторяют и Пилат, и Мастер, и Иван в Эпилоге.) Эти светила можно рассматривать как полноправные персонажи романа. (Вспомним лунное буйство на последних страницах: «Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. <...> Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом».)

Не только луна и солнце, но и ночь или туча ведут себя как живые существа: «Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу. <...> Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. <...> Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам...»

Более того, и сам сатана в финале как бы растворяется в космическом пространстве: «И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что, возможно, это лунные цепочки, и самый конь — только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд». Возможно, автор хотел показать, что зло не субстанционально, хотя Воланд в интерпретации Булгакова и не является воплощением зла.

Гюстав Доре. Сотворение мира