Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

Религия

Священные книги, жития, предания, богослужебные тексты, апокрифы, секты.

Агасфер, Вечный Жид, легендарный персонаж, обреченный на скитания до Второго пришествия Христа.

[Бег] С. 469. Чарнота. <...> Развела ты нас, судьба, кто в петлю, кто в Питер, а я, как Вечный Жид, отныне...

Акафист Пресвятой Богородице (кондак 1).

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти рабы Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная!»

[ЗНМ] С. 411. И хор монашек поет нежно и складно:

Взбранной воеводе победительная!..

Ангельское приветствие Божией Матери.

«Богородица Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

[ГПБог] С. 460. — Яко Спаса родила!! — грянул хор в церкви.

Андрей Первозванный, апостол, по преданию водрузивший крест на горах над Днепром, где впоследствии был построен Киев; считается покровителем этого города.

[БГ] С. 182. Итак, был белый, мохнатый декабрь. Он стремительно подходил к половине.

Примеч.: Действие в романе начинается 12 декабря, в канун дня Андрея Первозванного.

БИБЛИЯ. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Бытие.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. <...> И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:18, 25).

[АЕ] С. 356. «...Нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему...» <...> «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились...»

«Змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:13).

[АЕ] С. 356. «Змей был хитрее всех зверей полевых».

[БГ] С. 232. — Немцы побеждены, — сказали гады.

— Мы побеждены, — сказали умные гады.

[ДТ] С. 32. Елена. Пристал, как змея... как змея.

Шервинский. Какая же я змея?

Елена. Пользуется каждым случаем и смущает меня и соблазняет.

«...В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

[ЖГДМ] С. 394. Глава 33. ТЫ ЕСТЬ ЗЕМЛЯ.

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20).

[АЕ] С. 331. Ева. <...> Ну да, да, да, Адам и Ева!

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4: 9).

[СС] С. 197. ...крича при этом, что он не сторож питомца профессора Преображенского...

«И сказал Господь Бог Ною: <...> Сделай себе ковчег...» (Быт. 6:13—14).

[Бег] С. 418. Де Бризар. <...> Ноев ковчег!

«...И сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:21—22).

[АЕ] С. 326. ...и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни Земли сеяние и жатва не прекратятся.

Из неизвестной книги, найденной Маркизовым.

«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:4—9).

[ММ] С. 126. ...девица с изуродованной шеей то появлялась, то исчезала и дошла до того, что уж полностью стала тарахтеть по-французски, и удивительно было то, что ее с полуслова понимали все женщины, даже те из них, что не знали ни одного французского слова.

С. 129. ...в Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского.

Примеч.: Библейский сюжет пародийно «переворачивается» — «столпотворение» сопровождается снятием языкового барьера.

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19: 24—25).

[БГ] С. 415. Как некогда Содом и Гоморра...

[БГРРПГ] С. 541. Как некогда Содом и Гоморра...

[БКнижка] С. 409. Содом-Гоморра!

[ЧМ] С. 375. Ярко освещенный ресторан «Гоморра» в Севастополе.

«Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт. 19:26).

[НПР] С. 160. Городничий стоял, словно соляной столб, у себя в гостиной...

[ОПА] С. 539. Масса застыла, как соляной столб.

«Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт. 49:17).

[ПВ] С. 217. Протопоп. <...> Ну а Дан тот есть аспид и змей, выползает он в тьме на дорогу, и тогда уж не езди по ней, уязвляет он конскую ногу!

Исход.

«...Господь сказал Моисею: <...> Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими» (Исх. 7:1, 3—4).

[ЗНМ] С. 447. Казнь египетская.

«И была густая тьма по всей земле Египетской три дня. Не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сыновей Израилевых был свет в жилищах их» (Исх. 10: 22—23).

[ТьмаЕг] С. 112. За окошками нет ничего! Тьма...

«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое» (Исх. 12:37—38).

[Бег] С. 437. И отправились сыны Израилевы...

С. 438. Африкан. Господи, господи! «И отправились сыны Израилевы из Рамзеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин кроме детей <...> и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот — стадо весьма большое...»

«И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:27—29).

[Бег] С. 428—429.Хлудов. Сиваш, Сиваш заморозил Господь Бог! <...> Фрунзе по Сивашу как по паркету прошел! Видно, Бог от нас отступился.

Примеч.: Хлудов расценивает ситуацию как пародию на библейскую книгу Исход: помощь «свыше» подана преследующим, а не преследуемым.

«Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах» (Исх. 15:9—10).

[Бег] С. 439. Хлудов. Помню-с! «Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах... <...> Погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя!»

Книга Иисуса Навина.

«Иисус воззвал к Господу <...> и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Нав. 10:12—13).

[КРБ] С. 363. За председателя Иисус Навин.

[Батум] С. 526—527. Сталин. <...> ...Нашлись люди, которые пошли, чтоб отбить у дракона это солнце, и отбили его. И сказали ему: «Теперь стой здесь в высоте и свети вечно! Мы тебя не выпустим больше!»

3-я Книга Царств.

«Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. <...> И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18:36, 38).

[РЯ] С. 102. Он успел выстрелить раз девять, прошипев и выбросив около оранжереи зеленоватую молнию.

Примеч.: Как в библейской, так и в «народной» традиции Илья-пророк наделен чертами громовержца. Булгаковский персонаж сражается с «гадами», уподобляясь богу-громовнику.

4-я Книга Царств.

«...Пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского...» (4 Цар. 1:2).

Примеч.: Бог филистимлян Вельзевул, Баал-Зебуб — «Повелитель мух».

[Бег] С. 412 .Артур Артурыч, тараканий царь.

Примеч.: Возможно, вариация образа Вельзевула.

[НПР] С. 169. Повар, сущий Вельзевул, огромный, лоснящийся, стоял среди пара, дыма и огненных языков...

Псалтирь.

«...Каждому по делам его» (Пс. 61:13).

[ЗП] С. 402. Этот эпиграф был:

«Коемуждо по делом его...»

«Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его» (Пс. 131:1).

[ПВ] С. 213. Меншиков. Помяни, господи, царя Давида и всю кротость его!..

Книга Иисуса сына Сирахова.

«Что гордится земля и пепел?» (Сир. 10:9).

[АП] С. 504—505. Жуковский. <...> Да, земля и пепел...

Книга Иова.

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой» (Иов 40:10—14).

[ММ] С. 50. ...кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.

С. 123. — Бегемот! — закричал он коту. — Делай!

Примеч.: Образ Бегемота в романе пародирует библейский (слово «бегемот», гипотетически, восходит к др.-евр. «зверь»).

Книга пророка Исаии.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12—15).

[АЕ] С. 346. Ева. Он упал здесь с аппаратом с неба!

Примеч.: Дараган ассоциируется с Люцифером, наказанным за гордыню.

Книга пророка Даниила.

«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. <...> И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:5, 25—28).

[ММ] С. 160. ...на стенах выскочили красные горящие слова: «Сдавайте валюту!»

Примеч.: Г. Лесскис отмечает аналогию с библейским эпизодом.

Евангелие от Матфея.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1—2).

[БГ] С. 179. ...особенно высоко в небе стояли две звезды...

[ММ] С. 11. ...необходимо, чтобы ты, вместо рождения или, предположим, прихода волхвов, изобразил бы нелепые слухи об этом приходе.

«...Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16).

[НПД] С. 437. Кур режет Шугаев, как Ирод младенцев.

Примеч.: Строго говоря, евангельский царь Ирод не убивал младенцев собственноручно.

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не-радеть» (Мф. 6:24).

[СС] С. 145. Двум богам нельзя служить!

«Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

[БГ] С. 243. «Довлеет дневи злоба его».

«...Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

[АЕ] С. 358. Пончик. Ох, до чего верно сказал покойный Аполлон Акимович на диспуте: не мечите вы, товарищи, бисера перед свиньями!

[РЯ] С. 67. Зачем здесь метать бисер, как говорится в Священном Писании.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7—8).

[Бег] С. 439. Хлудов. Кто дожидается, тот дождется! Это в стиле вашей Библии.

[ММ] С. 273. ...никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.

Примеч.: Как отмечает Е. Иваньшина, евангельская сентенция цитируется здесь в «перевернутом» виде.

«Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

[ММ] С. 265. ...все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере.

«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1).

[ММ] С. 58. ...томились двенадцать литераторов, собравшихся на заседание и ожидавших Михаила Александровича.

Примеч.: Двенадцать членов правления Массолита пародируют образ апостолов.

«...Филипп...» (Мф. 10:3).

[СС] С. 122. ...меня, Филиппа Филипповича, обкормили!

Примеч.: Со дня апостола Филиппа (14/27 ноября) открывается 40-дневный Рождественский пост, так называемые «Филипповки». Этим, возможно, обусловлено имя Преображенского — действие повести начинается в предрождественский период.

«...Варфоломей...» (Мф. 10:3).

[ММ] С. 316 — Кто из ваших помощников руководил этим? — спросил Пилат.

— Толмай, — ответил Афраний...

Примеч.: Имя Варфоломей восходит к «Бар-Толмай», т. е. сын Толмая.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34).

[БГ] С. 428. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла — слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч.

[ММ] С. 38—39. Не мир, не мир принес нам обольститель народа в Ершалаим...

«...и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде» (Мф. 14:10—11).

[ММ] С. 48. Это была отрезанная голова Берлиоза.

Примеч.: Тема отделенной от туловища головы вводит пародийный мотив «предтечи».

«И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и он исцелил их» (Мф. 15:30).

[АЕ] С. 346. Ефросимов направляет луч из аппарата на Дарагана. Тот некоторое время лежит неподвижно и стонет, потом оживает и язвы на его лице затягиваются.

Примеч.: Мотив чудесного исцеления вызывает евангельские ассоциации.

«...Говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

[Бег] С. 428. Африкан. <...> Дерзай, славный генерал, с тобою свет и держава, победа и утверждение, ибо ты Петр, что значит камень.

«Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла» (Мф. 25:3).

[АП] С. 477. Кукольник. <...> Он угасил свой малый светильник...

«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый!» (Мф. 25:26).

[ПВ] С. 214. Петр. <...> Раб ленивый, евангельский раб!

«Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26:33—34).

[БГ] С. 390. ...капитан Плешко, трижды отрекшийся...

[СамОз] С. 320. ...И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Мф. 26:36).

[ММ] С. 305. — Иди в масличное имение, — шептала Низа, <...> — в Гефсиманию, за Кедрон, понял?

Примеч.: В романе Мастера в Гефсиманском саду не арестовывают Иисуса, а убивают Иуду.

«Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф. 26:50).

[ММ] С. 32. ...тут вбежали люди, стали меня вязать и повели в тюрьму.

Примеч.: В отличие от евангельской традиции, согласно которой арест Иисуса совершается в Гефсиманском саду, в романе Мастера это происходит в доме Иуды.

«Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Мф. 26:60—61).

[ММ] С. 20. — Так это ты подговаривал народ разрушить ершалаимский храм?

«И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5).

[ММ] С. 299. ...кто-то из тайных друзей Га-Ноцри, возмущенный чудовищным предательством этого менялы, сговаривается со своими сообщниками убить его сегодня ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги».

С. 315. — Да, Афраний, вот что внезапно мне пришло в голову: не покончил ли он сам с собой? <...> Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.

Примеч.: Евангельский мотив интерпретируется как версия, придуманная Пилатом в конспиративных целях.

«Был тогда у них известный узник, называемый Варавва» (Мф. 27:16).

[БОк] С. 158—159. Геннадий. <...> Проходимец Кут-Куки. Это по праву роль Вараввы Аполлоновича Морромехова. Кто не знает Морромехова? Кто не знает Вараввы? Любимец публики! Скромность, простота. На днях предлагали ему звание народного Вараввы. Отказался Варавва. К чему, говорит, это мне?

[ММ] С. 35. ...кого из двух преступников намерен освободить Синедрион: Варраввана или Га-Ноцри?

«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24).

[ММ] С. 33. — Ненавистный город... — вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а руки потер, как бы обмывая их...

[РЯ] С. 82. Кончилось тем, что багровый Персиков с громом повесил трубку и мимо нее в стену сказал:

— Я умываю руки.

«...И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Мф. 27:29).

[КрК] С. 446. Не было волос и не было лба. Вместо него был красный венчик...

[СС] С. 156. ...одним приемом навел на лбу Шарика красный венец.

«...Взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27:30).

[БГ] С. 421. ...человека в разорванном и черном пальто с лицом синим и красным в потеках крови волокли по снегу два хлопца, а пан куренной бежал с ним рядом и бил его шомполом по голове. <...> ...хлопцы отскочили, чтобы самим увернуться от взлетевшей, блестящей трости.

Примеч.: Б. Гаспаров отмечает прямую евангельскую реминисценцию.

«...Повели Его на распятие» (Мф. 27:31).

[ММ] С. 167. ...ехали в повозке трое осужденных...

Примеч.: Отступление от евангельского сюжета.

С. 374—375. Вел кота в милицию гражданин, таща бедного зверя за передние лапы, скрученные зеленым галстухом, и добиваясь легкими пинками, чтобы кот непременно шел на задних лапах. <...> Кот был развязан и возвращен владелице, хлебнув, правда, горя: узнав на практике, что такое ошибка и клевета.

Примеч.: Как полагает Б. Гаспаров, в данном эпизоде комично варьируется шествие на Голгофу.

«...Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34).

Примеч.: При этом в Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус «вкусил» питье (Ин. 19:30).

[ММ] С. 176. — Пей! — сказал палач, и пропитанная водою губка на конце копья поднялась к губам Иешуа. Радость сверкнула у того в глазах, он прильнул к губке и с жадностью начал впитывать влагу.

С. 296. — А скажите... напиток им давали перед повешением на столбы?

— Да. Но он, — тут гость закрыл глаза, — отказался его выпить.

«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» (Мф. 27:35).

[ММ] С. 176. ...грязные тряпки, бывшие недавно одеждой преступников, от которой отказались палачи...

Примеч.: Отступление от евангельского сюжета.

«...Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оста вил?» (Мф. 27:46).

[РЯ] С. 49—50. ...лягушка была распята на пробковом штативе <...> Лягушка тяжко шевельнула головой, и в ее потухающих глазах были явственны слова: «Сволочи вы, вот что...»

Примеч.: Б. Гаспаров подчеркивает, что дальнейшие драматичные события повести, в том числе гибель Персикова, выглядят отмщением за жизнь «распятой».

С. 114. ...последним его словом было слово:

— Панкрат... Панкрат...

Примеч.: М. Петровский замечает, что имя сторожа обнаруживает исконный смысл (Панкратос — греч. «всесильный»); гибнущий Персиков взывает к Вседержителю.

«...Пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:57—60).

[ММ] С. 316. Левий Матвей прятался в пещере на северном склоне Лысого Черепа, дожидаясь тьмы. Голое тело Иешуа Га-Ноцри было с ним. Когда стража вошла в пещеру с факелом, Левий впал в отчаяние и злобу. Он кричал о том, что не совершил никакого преступления и что всякий человек, согласно закону, имеет право похоронить казненного преступника, если пожелает. Левий Матвей говорил, что не хочет расстаться с этим телом. Он был возбужден, выкрикивал что-то бессвязное, то просил, то угрожал и проклинал...

— Его пришлось схватить? — мрачно спросил Пилат.

— Нет, прокуратор, нет, — очень успокоительно ответил Афраний, — дерзкого безумца удалось успокоить, объяснив, что тело будет погребено.

Примеч.: Отступление от евангельского сюжета.

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем <...> ...Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28:2, 9).

[БГ] С. 411. ...совершенно неслышным пришел тот, к кому через заступничество смуглой девы взывала Елена. Он появился рядом у развороченной гробницы, совершенно воскресший, и благостный, и босой.

Евангелие от Марка.

«Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним» (Мк. 2:14).

[ММ] С. 24—25. ... — ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты, бога ради, свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.

— Кто такой? — брезгливо спросил Пилат и тронул висок рукой.

— Левий Матвей, — охотно объяснил арестант, — он был сборщиком податей <...> Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня <...> — ...однако, послушав меня, он стал смягчаться, — продолжал Иешуа, — наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мною путешествовать...

«И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники» (Мк. 14:10—11).

[АП] С. 488. Дубельт. Иуда искариотский иде к архиереям, они же обещаша сребреники дати... И было этих сребреников, друг любезный, тридцать. В память его всем так и плачу.

Евангелие от Луки.

«...Явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 13—15).

[БГ] С. 179. ...звезда пастушеская — вечерняя Венера...

Примеч.: Венера может интерпретироваться как путеводная звезда (пастух = пастырь) — ср. эпизод поклонения волхвов (Мф. 2:1—2).

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Дк. 2:29).

[Бег] С. 429. Хлудов. <...> Ныне отпущаеши раба твоего, владыко?

«Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. 8:32—33).

[БГ] С. 423. ...какие-то розовые, круглые поросята влетели в огород и тотчас пятачковыми своими мордами взрыли грядки. Фонтанами полетела земля. Василиса подхватил с земли палку и собирался гнать поросят, но тут же выяснилось, что поросята страшные — у них острые клыки. Они стали наскакивать на Василису, причем подпрыгивали на аршин от земли, потому что внутри у них были пружины.

Примеч.: Своеобразно варьируется тема «беснования».

[ММ] С. 235 — Маргарита узнала в борове Николая Ивановича...

Примеч.: Б. Гаспаров отмечает связь данного эпизода с евангельской притчей.

«...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падает» (Лк. 11:17).

[Бег] С. 429. Африкан. <...> Аще царство разделится вскоре разорится!

«...Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу» (Лк. 13:7).

[АП] С. 477. Кукольник. <...> ...он стал бесплоден, как смоковница...

«...Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:36).

[ММ] С. 356. ...в оконце послышался носовой голос:

— Мир вам.

Евангелие от Иоанна.

«Истинно, истинно говорю вам» (Ин. 5:19, 24, 25).

[АЕ] С. 367. Ева. <...> Искренно, искренно говорю при всех вас...

«В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2).

[БГ] С. 235. Места-то, места-то там ведь видимо-невидимо. Чистота... По первому обозрению говоря, пять корпусов еще можно поставить и с запасными эскадронами, да что пять — десять! Рядом с нами хоромы, батюшки, потолков не видно!

Примеч.: В картине рая, вероятно, «реализована» евангельская метафора.

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1).

[ММ] С. 267. ...чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи — она не разобрала, шепнули в оба уха:

— Не бойтесь, королева... Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья.

«Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Ин. 18:37—38).

[ММ] С. 26. — Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

Примеч.: В романе Булгакова форма вопроса изменена — Пилат акцентирует сущность истины как гносеологической категории.

«...Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» (Ин. 19:38).

[Бег] С. 411. Высокопреосвященный Африкан, архиепископ симферопольский и карасубазарский, <...> он же, страха ради иудейска, химик Махров.

Деяния святых апостолов.

«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. <...> И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9:1—6, 19—20).

[АЕ] С. 338. Ева. Павел Апостолович!

С. 351. Пончик. <...> Господи! Господи! (Крестится.) Прости меня за то, что я сотрудничал в «Безбожнике». Прости, дорогой Господи! Перед людьми я мог бы отпереться, так как подписывался псевдонимом, но тебе не совру — это был именно я! Я сотрудничал в «Безбожнике» по легкомыслию.

«...Пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком» (Деян. 12:12).

[ММ] С. 21. ...Марк, прозванный Крысобоем...

Примеч.: При всей «бессловесности» и неодухотворенности Крысобой является наиболее осведомленным свидетелем последних часов жизни Иешуа — и, видимо, поэтому носит имя одного из евангелистов.

Первое послание апостола Павла к Коринфянам.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1).

[Батум] С. 513—514. Ректор. <...> Эти очумелые люди со звенящим кимвалом своих пустых идей врываются и в хижины простолюдинов, и в славные дворцы, заражая своим зловредным антигосударственным учением многих окружающих.

Примеч.: Кимвал — древний музыкальный инструмент, тарелки; в церковной фразеологии — символ пустословия.

Первое послание апостола Павла к Тимофею.

«...Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2:1—3).

[Батум] С. 514. Ректор. <...> Нам, как христианам, остается только помолиться о возвращении его на истинный путь и вместе с тем обратить горячие мольбы к небесному царю, дабы тихое, как говорил святой апостол, и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, сие бо есть добро и приятно перед Спасителем нашим...

Откровение святого Иоанна Богослова.

[БГРРПГ] С. 542. — Убедительно советую, поменьше читайте Апокалипсис...

[ЗП] С. 415 — первое слово было «Апокалипсис»...

[ТДругу] С. 568. ...вычеркнул из эпиграфа «Из Апокалипсиса».

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя» (Откр. 9:1—2).

[БГ] С. 416. ...и трубят уже, трубят боевые трубы грешных полчищ и виден над полями лик сатаны, идущего за ним.

«И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр. 9:3).

[БГРРПГ] С. 542. Прут, как саранча...

«Царем над собой она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откр. 9:11), т. е. губитель.

[АЕ] С. 350. Вы никуда не полетите, истребитель!

Примеч.: Именование вызывает апокалиптические ассоциации.

[БГ] С. 416. А настоящее его имя по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион, что значит губитель.

[БГРРПГ] С. 541. А настоящее его имя по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион, что значит губитель.

[ММ] С. 251. Работа Абадонны безукоризненна.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона <...> И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12:7—9).

[АЕ] С. 379. Я — не истребитель. Я — командир эскорта правительства всего мира.

Примеч.: В образе Дарагана сочетаются черты сатаны и архангела.

[БГ] С. 233. Они в бригаде крестоносцев теперича...

Примеч.: Образ небесного «крестоносца» ассоциируется с победителем сатаны архангелом Михаилом.

[ТьмаЕг] С. 121. ...не то с мечом, не то со стетоскопом.

Примеч.: Юный Врач уподобляет себя и своих помощников евангельским «змееборцам».

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откр. 13:16).

[БГ] С. 418. Маленькие, как кокарды, пятиконечные <...> Почему такая точность: в полночь...

Примеч.: Намек на «сатанинскую» природу красноармейской звезды.

[Бег] С. 415. Махров. <...> Недаром сказано: и даст им начертание на руцех и на челах их... Звезда-то пятиконечная...

«Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18).

[БГ] С. 228. ...выпустить из камеры № 666 содержащегося в означенной камере преступника.

Примеч.: Петлюра пародийно соотносится с антихристом.

[Бег] С. 431. Крапилин. <...> 3а что ты, мировой зверь, порезал солдат на Перекопе?

«...Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь» (Откр. 16:4).

[БГ] С. 182 — «Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь».

[БГРРПГ] С. 542. ...третий ангел вылил чашу в источники вод, и сделалась кровь.

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. <...> Имя ему «Слово Божие». <...> Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19:11—15); «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, <...> оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19:20—21).

[БГ] С. 426. По мере того как он читал потрясающую книгу, ум его становился как сверкающий меч, углубляющийся во тьму.

«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:9—10).

[БГ] С. 421. И в ту минуту, когда лежащий испустил дух, звезда Марс над Слободкой под Городом вдруг разорвалась в замерзшей выси, брызнула огнем и оглушительно ударила.

«...И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).

[БГ] С. 179, 426. И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими...

[ТДругу] С. 555. ...я выписал слова «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими».

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. <...> И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 20:12—15; 21:1—4).

[БГ] С. 426. «И увидал я мертвых и великих, стоящих перед богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими.

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них, и судим был каждый по делам своим. <...> и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. <...> и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет». <...>

Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов:

«...слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл» (Откр. 22:1).

[ММ] С. 319. «Мы увидим чистую реку воды жизни... Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл...»

Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии.

«Ей Господи Иисусе Христе Боже наш, виждь и призри от святаго жилища Твоего на виноград сей, и соверши и, его же насади десница Твоя...»;

[Бег] С. 418. Африкан. Воззри с небес, боже, и виждь, и посети виноград сей, его же насади десница твоя...

Богородица.

[БГ] С. 410. ...венчик над смуглым лицом Богоматери превратился в золотой, глаза ее стали приветливыми.

Великая ектения.

«О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся».

Примеч.: Ектении — молитвенные прошения в православном богослужении.

[ЗНМ] С. 409. Плавающим, путешествующим и страждущим писателям русским.

Возведение в чин игумена или архимандрита.

Формула, произносимая архиереем: «Приими сей жезл, имже утверждай паству твою, да правиши яко и слово имаши отдати за ю, нашему Богу, во дни суда».

[Бег] С. 418. Игумен. Владыко, прими вновь жезл сей! <...> Приими жезл сей, им же утверждай паству, да правиши, яко и слово имаши отдать за ю нашему Богу во дни суда!

Георгий Победоносец, святой; чудо о змии.

[Бег] С. 423. ...белый юноша на коне копьем поражает чешуйчатого дракона. Юноша этот Георгий Победоносец...

С. 428—429. Африкан (перед Георгием Победоносцем). Всемогущий Господь, за что новое испытание посылаешь чадам своим, Христову именитому воинству? С нами крестная сила, она низлагает врага благословенным оружием. <...>

Хлудов. <...> Видно, бог от нас отступился. Георгий-то Победоносец смеется!

[РЯ] С. 99. Змея <...> стала Маню давить.

Примеч.: Пародируется важный мотив змееборческих мифов — похищение девушки, принесение ее в жертву змею. Как указывает А. Веселовский, спасенная святым Георгием от змия девушка в народной традиции нередко называлась именем Мария и отождествлялась с Богородицей или Марией Магдалиной; в русских заклинаниях Мария включалась в число святых покровительниц против змей (Веселовский 1880, с. 87, 102).

С. 110. ...кончики пик кололи небо.

Примеч.: Зрелище всадников с копьями, отправляющихся воевать с «гадами», ассоциируется с агиографическим сюжетом.

Димитрий Солунский, святой великомученик, празднуется 26 октября (8 ноября).

[Бег] С. 415. Паисий. <...> Святый и славный Димитрий мироточец, твою же память празднуем сегодня.

Еноха книга (II в. до н. э.), ветхозаветный псевдоэпиграф.

В статье «Азазель» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона указано, что в апокрифической Книге Еноха Азазел — предводитель падших ангелов (Словарь 1890—1907, т. 1, с. 202). Ср.:

«И я взглянул, и обратился к другой стране, и увидел там глубокую долину с пылающим огнем. И они (ангелы наказания) принесли царей и сильных и положили их в глубокую долину. И там мои очи видели, как сделали для них орудия — железные цепи безмерного веса. И я спросил ангела мира, который был при мне, говоря: «Эти цепи — орудия, — для кого они приготовлены?» И он сказал мне: «Они приготовлены для отрядов Азазела, чтобы взять их и бросить в преисподний ад <...> Вы, могущественные цари, которые будете жить на земле, вы должны увидеть Моего Избранного, как Он сидит на престоле Моей славы и судит Азазела, и все его сообщество, и все отряды во имя Господа духов»» (Загробные видения 2006, с. 165).

[ММ] С. 83. — Ты не похож на архиерея, Азазелло...

Заупокойное богослужение.

«...Христе, упокой раба Твоего во стране живых и в селениях праведных».

[БОк] С. 200. Ликки. <...> ...дух Вайдуа незримо да почиет на нем в селениях праведных!

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

[ЗНМ] С. 420. Он там, идеже несть.

«Золотая легенда».

Собрание христианских легенд и житий святых, составленное в XIII в. Иаковом Ворагинским, архиепископом Генуэзским.

[ЖГДМ] С. 234. ...познакомился со многими интересными фактами, изложенными в «Житиях святых».

«Исайе, ликуй!», тропарь, который поет хор во время Таинства Венчания, когда священник обводит венчающихся вокруг аналоя.

[БОк] С. 149. Ликуй Исаич...

Крещение Господне, 19 (6) января.

[БГРРПГ] С. 525. ...провалилась первая елка в сочельник, не провалится вторая, и последняя, сегодня — в крещенский сочельник.

Немоляки, старообрядческая беспоповская секта.

[БГ] С. 269. — Терпи, Немоляка, терпи.

Никодима Евангелие апокрифическое.

«Тогда Пилат приказал привести Иисуса к судейскому месту, на котором восседал, и сказал Иисусу: Твой народ отрекся от Тебя как Царя, посему повелеваю бичевать Тебя по правилу царскому. И приказал распять Его в том саду, где Его взяли. И двух злодеев повелел распять с ним, Дисму и Гесту» (Иисус Христос 2007, с. 131—132).

Примеч.: В греческом тексте — Димас и Гестас.

[ММ] С. 29. — Не знаешь ли ты таких, — продолжал Пилат, не сводя глаз с арестанта, — некоего Дисмаса, другого — Гестаса...

«Один из воинов, именем Лонгин, взяв копье, пронзил Ему ребро, и истекла кровь и вода» (Иисус Христос 2007, с. 132).

Примеч.: Лонгином называется упомянутый в канонических Евангелиях центурион (Мк. 15:39), сотник (Мф. 27:54; Лк. 23:47). Согласно преданию Западной церкви, Лонгин впоследствии раскаялся, сам стал проповедовать христианство и умер мученической смертью. В храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется придел, посвященный святому Лонгину (Иисус Христос 2007, с. 454).

[ММ] С. 177. Палач снял губку с копья.

— Славь великодушного игемона! — торжественно шепнул он и тихонько кольнул Иешуа в сердце.

Примеч.: С сотником Лонгином в булгаковском романе отдаленно ассоциируется также центурион Марк Крысобой.

Николай Мирликийский, святитель.

[Бег] С. 413. Слышно, как хор монахов в подземелье поет: «...Святителю отче Николае...»

[БГ] С. 180. ...стояли у ног старого коричневого святителя Пи-колы.

Примеч.: Мать Турбиных отпевают в церкви Николая Доброго; с этим святым ассоциируется, в частности, образ Николки Турбина.

[РЯ] С. 114. Глава XII. МОРОЗНЫЙ БОГ НА МАШИНЕ.

Примеч.: Античная парадигма (см. также соответствующую статью в разделе «Мифология, эпос, фольклор») сочетается с Никольской символикой: в народном сознании Никола отождествляется с Дедом Морозом.

Отпуст, завершающая часть богослужения, краткая молитва с благословением молящимся:

«Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

[Батум] С. 513. Неясно доносятся слова: «...истинный Бог наш молитвами пречистыя Своея Матери, молитвами отца нашего архиепископа Иоанна Златоуста... помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Пасха Христова.

[ММ] С. 43. Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая.

Примеч.: Весеннее полнолуние «синхронизирует» две фабульные линии романа, вследствие чего пасхальная топика ершалаимской фабулы «распространяется» на московскую (хотя формально датировать происходящие в Москве события невозможно).

[РЯ] С. 45. 16 апреля 1928 года, вечером, профессор <...> Персиков вошел в свой кабинет...

Примеч.: Действие повести начинается на следующий день после Пасхи.

С. 84. ...вы же знаете, что куры издохли все до единой.

— Ну так что же из этого? — завопил Персиков, — что же вы хотите их воскресить моментально, что ли?

Примеч.: Задуманная Рокком акция, основную роль в которой играют окрашенные красным лучом яйца, предстает пародийной «Пасхой».

[СамОз] С. 320. В десять часов вечера под Светлое Воскресенье утих наш проклятый коридор.

Петр, апостол.

[БГ] С. 234. — Тут, стало быть, апостол Петр.

Понтий Пилат — апокрифы.

Немецкая легенда о происхождении Пилата:

«В Майнце жил король Атус, умевший вычитывать по звездам человеческую судьбу. Однажды на охоте звезды открыли ему, что если бы в этот час женщина зачала от него, то будущий ребенок станет могуществен и знаменит. Король, будучи слишком далеко от Майнца, чтобы позвать свою жену, приказывает привести к нему любую девушку из ближайшей местности. Нашлась дочь мельника, по имени Пила. Она родила Пилата (Pila — Atus = Pilatus). Несколько лет прожил Пилат при дворе отца, но, убив его сына, был послан заложником в Рим. Вследствие другого убийства он должен был бежать в Понт, где покорял дикие племена под власть римского императора и получил наименование Понтийского» (К.Р. 1994, с. 345).

[ММ] С. 310. Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится:

«Судьба Пилата сделалась предметом разных легенд, из которых одна приводит в связь с его бедственной судьбой название одной из гор в Швейцарии <...> где он будто бы и доселе ежегодно появляется в Великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении» (т. 46, с. 595).

[ММ] С. 369. Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны.

Преображение Господне. 19 (6) августа.

[РЯ] С. 114. В ночь с 19-го на 20-е августа 1928 года упал неслыханный, никем из старожилов никогда еще не отмеченный мороз.

Примеч.: Вводя пародийные ассоциации с историей наполеоновского нашествия, Булгаков утрирует «преображающую» функцию «русского бога» — Николы.

Рождество Христово. 7 января (25 декабря).

[БГ] С. 182. Уже отсвет Рождества чувствовался на снежных улицах.

С. 410. Из года в год, сколько помнили себя Турбины, лампадки зажигались у них двадцать четвертого декабря в сумерки, а вечером дробящимися, теплыми огнями зажигались в гостиной зеленые еловые ветви. Но теперь коварная огнестрельная рана, хрипящий тиф все сбили и спутали, ускорили жизнь и появление света лампадки.

Серафим Саровский, святой. В миру — Прохор Мошнин (1753—1833); духовный мыслитель и церковный деятель; канонизирован в 1903 г.

[Батум] С. 562—563. Николай. <...> У императрицы были точно такие же боли и совершенно прошли после одного купанья в Саровском прудике. Да я сам лично, искупавшись, получил полное физическое и душевное облегчение.

Министр. Это тот самый прудик, в котором купался святой?

Николай. Да.

[№ 13] С. 248. ...тихий белый старичок, Серафим Саровский, в серебряной ризе.

Серафимы («Пламенные»), первый ангельский чин — ангелы, особо приближенные к Божьему престолу; вместе с тем это огненные ангелы, причем их связь с огнем «осложняется ассоциацией со змеями, <...> более того — с крылатыми драконами» (МНМ 1991—1992, т. 2, с. 427).

[Бег] С. 411. Серафима...

Сергий Радонежский, святой преподобный. В миру — Варфоломей (1314—1392).

[ИВ] С. 444. Иоанн. Клянись преподобным Сергием Радонежским!..

Симон Волхв (Симон Маг).

В Житиях святых на 29 июня (12 июля) — «Житие и подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного апостола Петра» — говорится:

«Придя в Рим, Петр узнал, что чародей Симон Волхв называет себя Христом и творит чудеса. Тогда Петр отправился к его дому. У ворот лежал черный пес, про которого люди рассказали, что это поставленный Симоном сторож, умеющий читать мысли.

Петр сказал псу: «Иди и скажи Симону, что пришел Петр, апостол Христов».

Пес пошел и передал Симону слова Петра; все, кто слышал это, ужасались.

Симон отправил пса назад, сказав: «Пусть Петр войдет»» (Минея Четья 1898, с. 625).

[СС] С. 176. — Говорящую собачку любопытно поглядеть, — ответила старуха заискивающе и перекрестилась.

С. 207. — И сейчас еще говорит, но только все меньше и меньше <...> Поговорил и начал обращаться в первобытное состоянии. Атавизм!

— Неприличными словами не выражаться! — вдруг гаркнул пес с кресла и встал.

Примеч.: Образ «говорящей собаки» в сочетании с образом «жреца» Филиппа Филипповича обнаруживает связи с корпусом легенд о Симоне Волхве. Кстати, согласно Деяниям апостолов, Симон крестился под влиянием проповедей апостола Филиппа (Деян. 8:13).

«Этот Симон самарянин, от которого произошли все ереси, образовал свою секту следующего содержания. Он, выкупив в Тире, финикийском городе, некоторую женщину, по имени Елену, водил ее всюду с собою и выдавал за первую Мысль (ἔννοια), мать всех вещей, чрез которую он вначале замыслил создать ангелов и архангелов» (Ириней 1900, с. 87).

[БГ] С. 228. Сам он себя, а также и городские газеты периода декабря 1918 — февраля 1919 годов называли на французский несколько манер — Симон.

С. 241. — Здравствуй, Лена, ясная...

Примеч.: «Контрастно» противостоящие друг другу образы «таинственного» Симона и «светлой» Елены пародийно соотносятся с преданиями о Симоне Волхве.

Скарабей, во времена раннего христианства — символ воскрешения (Символы 2005, с. 458).

[ММ] С. 246. Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке.

Стефан, преподобномученик; память 11 декабря (28 ноября).

[СС] С. 165. ...28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана, — земля налетит на небесную ось!

Татиана, мученица.

[Дневник] С. 406. 25 января. Татьянин день.

«ТеДеум» (Te Deum) (Тебе Бога хвалим).

Древний церковный гимн, авторство которого приписывается святому Амвросию Медиоланскому (ок. 340 — 4 апреля 397).

«Те Deum laudamus: te Dominum confitemur. Те aeternum Patrem omnis terra veneratur...» («Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе Превечнаго Отца вся земля величает...»).

[КС] С. 307. Члены Кабалы. <...> Laudamus tibi, Domine, rex aeternae gloriae...

Треугольник, один из наиболее универсальных символов; в христианстве обозначает Святую Троицу. Иногда Бог представлен в виде глаза внутри треугольника или фигурой Бога Отца — на не вполне каноничных иконах Троицы Ветхозаветной — с треугольным нимбом (Символы 2005, с. 57—60).

[ММ] С. 15. ...сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник.

Формулы прославления Бога в литургии.

1. «Аллилуйя!»

[Бег] С. 460. За сценой летит веселый марш и глупые солнечные голоса поют: «Hallelujah... hallelujah...»

[ЗК] С. 77. Анисим Зотикович Аллилу я, председатель домкома...

С. 98. Аметистов. <...> Как бишь его фамилия?

Зоя (тихо). Аллилуя.

Аметистов. Вот я и хотел сказать: Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя! И пожелать ему...

Радостные мальчишки во дворе громадного дома запели:

«Многая лета. Многая лета».

Вот именно — многая лета! Многая лета!

2. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков».

[Бег] С. 438. Корзухин. <...> Прощай, единая, неделимая РСФСР, и будь ты проклята и ныне, и присно, и во веки веков...

[БОк] С. 215. Кири. И ныне, и присно, и во веки веков!!

Херувимская песня.

«Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение».

[ИВ] С. 443. Якин. <...> Иже херувимы!

Херувимы, второй ангельский чин.

[ЗК] С. 77. Херувим, китаец...

Примеч.: В письме режиссеру М. Рейнгардт от 1 августа 1934 г. Булгаков характеризовал данного персонажа: «Очаровательный китаец, пухлое желтоватое лицо с приятными глазами. За свою прелестную улыбку прозван «Херувимом». Говорит мягко, музыкально, никогда не повышает голос. Лишь когда рассержен — начинает шипеть.

Опаснейший бандит и убийца».

Шахада (мусульманский символ веры).

«Ашхаду Аль-ля Илаха Иль-ла Алах, уа Ашхаду анна Мухаммада ррасулю Алах» («Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб и посланник Аллаха»).

[Бег] С. 456. Муэдзин. Ла! Иль алла, иль Махомет! Расуль алла!

«Шма, Исраэль» (ежедневная молитва в иудаизме).

Ср.: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).

[БГ] С. 287. Все берите. Но только дайте жизнь! Жизнь дайте! Шма-исроэль!

Юлиан Отступник (Флавий Клавдий Юлиан, 331—363), римский император с 361 г.

[ДТ] С. 68. Елена. <...> Хорошо, согласна.

Шервинский. Ты победил, Галилеянин!

Примеч.: Согласно христианскому преданию, слова «Ты победил, Галилеянин!» Юлиан воскликнул перед смертью, имея в виду победу христианства.

Яйцо пасхальное.

«Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует наше возрождение кровью Христа» (Богословский словарь 1900, т. 2, стб. 1768).

[РЯ] С. 93. На белом асбестовом полу лежали правильными рядами испещренные пятнами ярко-красные яйца...