Вернуться к Н.В. Головенкина. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова

Введение

Настоящая диссертация посвящена когнитивному исследованию концептуальной метафоры в реалистических произведениях Михаила Афанасьевича Булгакова, написанных в 10—20-е годы двадцатого века.

Исследование теории концептуальной метафоры и описание её конкретных моделей в различных видах дискурса (бытового, художественного, политического, экономического и других) — одно из интенсивно развивающихся направлений современной когнитивной лингвистики. Современная метафорология все активнее использует принципы когнитивной лингвистики.

Теория когнитивной лингвистики (М. Джонсон, Дж. Лакофф, Е. Киттей, Ж. Фоконье, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Е.С. Кубрякова, А.П. Чудинов и др.) рассматривает метафору как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, используя их для украшения своего стиля, но и мыслит метафорами, познает при помощи метафор тот мир, в котором он живет, а также стремится в процессе коммуникативной деятельности преобразовать существующую в сознании адресата языковую картину мира. (Чудинов, 2003). Подобный подход, разумеется, не означает отказ от признания эстетической значимости метафоры, ее способности «украшать» изложение, что особенно ярко проявляется в художественной речи.

Исследователи концептуальной метафоры, работающие на материале политической коммуникации, отмечают, что наибольшая метафорическая активность наблюдается в периоды обострения политической борьбы (Х. де Ландшер, А.Н. Баранов и др.). Можно предположить, что данное утверждение в определенной степени справедливо и для художественного текста. Написанные по следам горячих исторических событий произведения М.А. Булгакова наполнены яркими когнитивно и эстетически значимыми метафорами, в которых ощущается «дыхание эпохи» и творческая позиция автора.

Актуальность когнитивного исследования метафорических моделей в текстах Булгакова связана: 1) с необходимостью продолжения детального изучения закономерностей метафорического моделирования в художественном дискурсе; 2) с важностью изучения метафорического моделирования как существенного аспекта идиостиля писателя; 3) со значимостью выявления взаимосвязей между авторской метафорической картиной мира и социальной, политической действительностью, изображенной писателем.

Объектом исследования является концептуальная метафора (в характерном для когнитивистики ее широком понимании), которая используется М.А. Булгаковым в реалистических художественных текстах, созданных в 10—20-е годы XX века.

Предметом исследования являются доминантные для идиостиля М.А. Булгакова метафорические модели, рассматриваемые с точки зрения соотношения сфер-источников и сфер-мишеней метафорической экспансии.

Материалом для анализа послужили художественные произведения М.А. Булгакова, написанные в 10—20-е годы (85 наименований), в том числе: «Белая гвардия», «Театральный роман», «Ханский огонь», «Москва краснокаменная», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона (historia morbi)», «Я убил», «Морфий», «Вьюга», «Тьма египетская», «Полотенце с петухом», «Богема», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Сорок сороков», «Записки на манжетах», «Москва 20-х годов», «Воспоминание». Из этих произведений выделено и исследовано 1960 метафорических единиц.

Целью настоящего исследования является через инвентаризацию метафорических моделей в реалистической прозе М.А. Булгакова, созданной в 10—20-е годы XX века, сформировать представление о закономерностях метафорического моделирования действительности писателем. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

проанализировать существующую научную литературу по проблемам использования метафор в художественной речи и рассмотреть роль метафоры в художественной картине мира М.А. Булгакова;

определить доминантные сферы-источники метафорической экспансии в художественной картине мира М.А. Булгакова;

выявить доминантные сферы-мишени метафорического притяжения в художественной картине мира М.А. Булгакова;

описать наиболее активные метафорические модели в художественной картине мира писателя и сделать выводы о их значимости для идиостиля М.А. Булгакова.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является положение об обусловленности речевой деятельности понятийной системностью сознания, лежащее в основе когнитивной теории метафоры, созданной в США (Дж. Лакофф, М. Джонсон) и интенсивно развиваемой в России (А.Н. Баранов, Э.В. Будаев, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Т.Г. Скребцова, Ю.Б. Феденева, А.П. Чудинов и др.). Вместе с тем в диссертации в полной мере учитываются достижения традиционной метафорологии, в том числе в ее применении к художественной речи (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.Г. Гак, Г.Н. Скляревская, Д.Н. Шмелев и др.).

В диссертации используются следующие лингвистические методы: метафорическое моделирование, контекстуальный и дискурсивный анализ, классификация метафорических моделей и их сопоставление.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Метафорическое моделирование действительности — один из продуктивных путей создания художественной картины мира в прозе М.А. Булгакова. Метафорическое моделирование свойственно всем произведениям М.А. Булгакова 10—20-х годов и выступает как текстообразующая категория, которая обнаруживается в особенностях структурирования объектов метафорического моделирования.

2. Использование методик и приемов, созданных в рамках когнитивной лингвистики (выявление доминантных концептуальных метафор и их описание по фреймам и слотам сфер-мишеней и сфер-источников), — один из эффективных путей исследования системы метафор в прозе М.А. Булгакова и его художественного мира.

3. Мегасферы СОЦИУМ и ЧЕЛОВЕК — доминантные мишени метафорической экспансии в творчестве М.А. Булгакова рассматриваемого периода. В мегасфере СОЦИУМ максимальную активность проявляют сферы-мишени «Государство», «Армия» и «Общество», а в мегасфере ЧЕЛОВЕК преобладают метафоры, отражающие физические, физиологические и психологические характеристики.

4. Мегасферы ПРИРОДА и АРТЕФАКТЫ оказываются доминантными в роли источников метафорической экспансии для творчества М.А. Булгакова рассматриваемого периода. В мегасфере ПРИРОДА максимальную активность проявляют сферы-источники «Мир животных», «Мир растений» и «Физический мир», тогда как в мегасфере АРТЕФАКТ преобладают метафоры, восходящие к обозначениям механизмов и сосудов.

Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в трудах по проблемам стилистики художественного текста и лингвокультурологии. В работе теоретически обоснована эффективность применения при изучении художественной речи методики фреймово-слотового анализа метафор, ранее применявшегося в исследованиях политической коммуникации. Выявлены метафорические модели, доминантные для художественной картины мира М.А. Булгакова.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовании её материалов и теоретических обобщений в общих курсах по лингвистике текста, элективных курсах по теории метафоры, по художественному идиостилю писателя. Часть исследования может стать основой словаря индивидуальных метафор (и/или словоупотреблений) М.А. Булгакова.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые выявляются и анализируются индивидуальные когнитивные метафорические модели в творчестве выдающегося русского писателя М.А. Булгакова, сформировано представление о закономерностях метафорического моделирования в прозе писателя 10—20-х годов; предложена методика анализа художественного текста, учитывающая приемы и принципы когнитивной лингвистики, а также политической лингвистики, с помощью которой рассмотрены принципы смыслоформирования в булгаковских текстах, авторское миропонимание и интерпретация картины мира сквозь призму метафоры.

Апробация материалов исследования. Содержание диссертации обсуждалось на заседаниях кафедры общей лингвистики Южно-Уральского государственного университета (2003—2005) и кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (2003—2005). Материалы диссертационного исследования использовались в практике преподавания когнитивной лингвистики и русского языка студентам и аспирантам Южно-Уральского государственного университета.

По проблемам исследования автором были сделаны доклады на научных конференциях:

1) международная научная конференция «Культурные табу и их влияние на результат коммуникации», г. Воронеж, Воронежский государственный университет (ноябрь 2004),

2) международная научная конференция «Современная политическая лингвистика», г. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет (октябрь 2003),

3) федеральная научная конференция «Лингвистика 21 века», г. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет (сентябрь 2004),

4) международная научно-практическая конференция «Теория и методика преподавания языков в вузе», г. Челябинск, Южно-Уральский государственный университет (декабрь 2003),

5) международная научная конференция «Диалог языков и культур в гуманистической парадигме», г. Челябинск, Челябинский государственный университет (октябрь 2004),

6) всероссийская научная конференция «Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке», г. Екатеринбург (14—16 апреля 2005),

7) всероссийская научная конференция «Художественный текст и языковая личность», г. Томск, Томский государственный университет (октябрь 2005).

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Головенкина, Н.В. Метафорическое моделирование политической действительности в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» / Н.В. Головенкина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2004, Серия: Лингвистика, № 7 (36). Вып. 1. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — С. 52—55.

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

2. Головенкина, Н.В. Когнитивное исследование артефактной метафоры в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» / Н.В. Головенкина // Современная политическая лингвистика: материалы международной науч. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — С. 41—43.

3. Головенкина, Н.В. Эмотивные метафоры в прозе М.А. Булгакова / Н.В. Головенкина // Теория и методика преподавания языков в вузе: тезисы докладов. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — С. 9—11.

4. Головенкина, Н.В. Природа как сфера-источник метафорической экспансии в прозе М.А. Булгакова / Н.В. Головенкина // Житниковские чтения (VII; 2004): Диалог языков и культур в гуманистической парадигме: материалы междунар. науч. конф. 5—6 окт. 2004 г. / Чел. гос. ун-т. — Челябинск, 2004. — С. 116—119.

5. Головенкина, Н.В. Идиостиль М.А. Булгакова как предмет лингвистического исследования / Н.В. Головенкина // Лингвистика XXI века: материалы федеральной науч. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — С. 53—55.

6. Головенкина, Н.В. Идиостиль М.А. Булгакова как предмет когнитивного лингвистического исследования / Н.В. Головенкина // Художественный текст и языковая личность: материалы IV Всероссийской науч. конф. — Томск: Изд-во ЦНТИ, 2005. — С. 156—161.

7. Головенкина, Н.В. Когнитивное исследование художественной картины мира М.А. Булгакова (природная метафора как средство моделирования действительности) / Н.В. Головенкина // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: материалы Всероссийской науч. конф. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. — С. 418—426.

Структура диссертации отражает ключевые этапы и логику предпринятого исследования: текст состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

В построенном по традиционной схеме «Введении» представлена характеристика основных параметров исследования: на фоне анализа специальной научной литературы по теме диссертации обосновывается актуальность поставленной проблемы; определяются материал, объект, предмет и методы исследования; обозначается его цель и определяемые ею задачи; раскрывается научная новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации работы, обосновывается ее композиция.

В первой главе диссертации проводится обзор уже существующей научной литературы, посвященной изучению идиостиля М.А. Булгакова и метафоре в его творчестве; рассматриваются теоретические проблемы когнитивного исследования метафор в художественном тексте, обосновываются когнитивная методология и конкретная методика исследования метафор в идиостиле М.А. Булгакова.

Вторая глава написана в основном на материале романа «Белая гвардия», главного произведения М.А. Булгакова 20-х годов. Она посвящена описанию слотов, фреймов и сфер, составляющих две мегасферы-мишени притяжения метафорического моделирования в художественной картине мира М.А. Булгакова — СОЦИУМ и ЧЕЛОВЕК, а также исследованию закономерности метафорического представления политических лидеров (Петлюры, Скоропадского и др.).

В третьей главе детально описываются доминантные концептуальные сферы-источники метафорической экспансии в художественной картине мира М.А. Булгакова.

В «Заключении» подведены основные итоги исследования и намечены перспективы дальнейшего исследования метафорического моделирования действительности в художественных произведениях.

Библиографический список включает в себя список использованной лингвистической литературы, перечень справочных и лексикографических источников, а также список художественной литературы, ставшей материалом для анализа метафорических моделей.

Результаты исследования изложены на 209 страницах основного текста и 238 страницах общего текста диссертации. Библиографический список содержит 252 теоретических источника, 23 наименования использованных словарей и справочников, 85 проанализированных текстов. В тексте диссертации содержится 18 рисунков.