Театральный проезд, дом 2. 1910-е гг. Знаменитая гостиница была построена в 1901 году по проекту архитекторов В. Валькота, Л. Кекушева и Н. Шевякова. Открытие гостиницы в 400 номеров состоялось в 1906 году.
Театральный проезд, дом 2. 2016 г. В 1918 году «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второй Дом Советов» («Первым Домом Советов» стала гостиница «Националь»). В 1920-х годах «Метрополю» вернули прежний статус — отеля мирового уровня
В 1930-е годы Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна неоднократно бы вали в «Метрополе» на приемах и банкетах Большого театра и МХАТа, обедали и ужинали вместе с друзьями — чаще всего с Вильямсами, Сергеем Ермолинским и художником Борисом Эрдманом. Однажды Булгаковы отправились завтракать в «Метрополь» после короткого и сильного пожара на кухне их квартиры, о чем Елена Сергеевна написала в своем дневнике.
Писатель не раз упоминал гостиницу в своих произведениях. В романе «Мастер и Маргарита» Берлиоз предлагает Воланду остановиться в «Метрополе»: «Я очень рад, — забормотал Берлиоз, — но, право, у меня вам будет неудобно... А в "Метрополе" чудесные номера, это первоклассная гостиница».
А в «Записках покойника» Булгаков описывает особый тип вездесущих молодых людей, обитающих в московских редакциях, театрах и на вернисажах: «Оперных примадонн они называют не по фамилиям, а по имени и отчеству <...> В Большом театре на премьере они, протискиваясь между седьмым и восьмым рядами, машут приветливо ручкой кому-то в бельэтаже, в "Метрополе" они сидят за столиком у самого фонтана, и разноцветные лампочки освещают их штаны с раструбами».
Что было вчера в консерватории! <...> Под конец — Шостакович. После его симфонии публика аплодировала стоя, вызывали автора. Он выходил — взволнованный, смертельно бледный. Не хотелось домой, решили поехать компанией в «Метрополь» — мы, Вильямсы, Ермолинские и Борис Эрдман. Сели в дальнем зале — все было заполнено. Подошел к нашему столу дядя Бориса Эрдмана — очаровательный веселый доктор. Подарил нам — дамам — куклы. Пошли в бар, вернулись домой бог знает когда.
Из дневника Е.С. Шиловской, 30 января 1938 года
Пошли с Ермолинскими и Вильямсами ужинать в «Метрополь». Публика скверная. Про двух девиц, грязно одетых и танцевавших вдвоем неприлично, М.А. сказал — минимум на пять лет каждая. Потом в баре появился мужчина маленького роста, нацмен, видимо, в ночной сорочке, заправленной в брюки, в помочах. Обратился к барменше. Та отвечала с каменным лицом. Он потоптался немного в баре, потом ушел. М.А. не выдержал, спросил у нее: кто? Оказалось, делегат Верховного Совета, приехавший в Москву. Пришел в бар за хлебом. Тут же в баре сидели жулики — строители нашего Нащокинского дома.
Из дневника Е.С. Шиловской, 19 апреля 1938 года
Театральный проезд, дом 2. Гостиница «Метрополь». Начало XX века
Существуют такие молодые люди, и вы их, конечно, встречали в Москве. Эти молодые люди бывают в редакциях журналов в момент выхода номера, но они не писатели. Они видны бывают на всех генеральных репетициях, во всех театрах, хотя они и не актеры, они бывают на выставках художников, но сами не пишут. Оперных примадонн они называют не по фамилиям, а по имени и отчеству, по имени же и отчеству называют лиц, занимающих ответственные должности, хотя с ними лично и не знакомы. В Большом театре на премьере они, протискиваясь между седьмым и восьмым рядами, машут приветливо ручкой кому-то в бельэтаже, в «Метрополе» они сидят за столиком у самого фонтана, и разноцветные лампочки освещают их штаны с раструбами.
«Театральный роман», глава 5
— А где же ваши вещи, профессор? — вкрадчиво спрашивал Берлиоз, — в «Метрополе»? Вы где остановились?
— Я? Нигде, — ответил полоумный немец, тоскливо и дико блуждая зеленым глазом по Патриаршим прудам.
— Как? А... где же вы будете жить?
— В вашей квартире, — вдруг развязно ответил сумасшедший и подмигнул.
— Я... я очень рад, — забормотал Берлиоз, — но, право, у меня вам будет неудобно... А в «Метрополе» чудесные номера, это первоклассная гостиница...
«Мастер и Маргарита», глава 3
Театральный проезд, дом 2. Гостиница «Метрополь». 2017 г.
Женщина же тем временем, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу — веселый сосновый бор.
— Пожалуйте ванну брать, — пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:
— Ишь ты! Как в «Метрополе»!
— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.
«Мастер и Маргарита», глава 8
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |