Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Дом Пашкова

Улица Воздвиженка, дом 3/5. 1883 г. Здание построено в 1784—1768 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Архитектором, возможно, был В.И. Баженов

Улица Воздвиженка, дом 3/5. 2016 г. С 1861 года здесь хранилась библиотека Румянцевского музея с богатыми книжными фондами и коллекциями. На ее базе в 1925 году была создана Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина

В первые московские месяцы 1921 года Булгаков задумал пьесу о Григории Распутине и ходил в Румянцевский музей изучать газеты и журналы 1917 года. В 1930-е годы драматург серьезно изучал творчество Гоголя, Диккенса, Мольера, Пушкина, Толстого и стал постоянным читателем библиотеки. Много лет спустя Елена Сергеевна Булгакова вспоминала эти штудии: «В 1932 году к Мише обратились с предложением написать биографию Мольера. Он, конечно, с радостью согласился. Мы стали с ним ходить в Ленинскую библиотеку, где он изучил все, что было возможно».

Одно из любимых Булгаковым мест появилось в финальных главах «Мастера и Маргариты». С крыши Пашкова дома Воланд и Азазелло обозревают «необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг». Здесь Левий Матвей просит Воланда «наградить покоем» Мастера и его возлюбленную. В одной из ранних редакций романа Булгаков описывал, как вся компания покидает Пашков дом. В основной текст эта сцена не вошла.

Легкая пожарная лестница вела мимо окна, раскрытого настежь. В это окно один за другим вышли спускавшиеся с белой вышки в огромнейший трехсветный зал, прямо в верхний читальный зал библиотеки. Чтения, правда, в то время там уже не происходило. Читатели покинули зал, лишь только слухи о том, что город подожжен, проникли в библиотеку. Еще не зажженные лампы под зелеными колпаками тянулись бесконечными рядами в нижнем этаже зала, а у раскрытых окон, в которые теперь уже заносило гарь, томились служащие девицы, еще боящиеся покинуть свои посты.

Черновая редакция романа, глава «Он покидает Москву», 1934 г.

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.

Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.

«Мастер и Маргарита», глава 29