I. Вступление. История создания романа. Изменения названия романа: «Копыто инженера», «Великий какулер», «Сатана», «Подкова??? иностранца» и др.
Окончательное название свидетельствует о возвеличивании Булгаковым человека, посвятившего свою жизнь творчеству.
Споры литературоведов о том, кто является главным героем романа: Воланд, Понтий Пилат, Иешуа или все-таки Мастер. Не случайно автор называет главу, в которой появляется Мастер, «Явление героя».
II. Раскрытие темы творчества в романе.
1. Прототип Мастера.
Многие литературоведы считают, что прототипом Мастера послужил Н.В. Гоголь — один из любимых писателей Булгакова. Детали портрета: длинный нос, клок волос, свешивающийся на лоб. Деталь творческой биографии: сжег свой роман.
2. Портрет Мастера («...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами...»).
3. Значение понятия «мастер».
На вопрос Ивана Бездомного: «Вы писатель?» — отвечает: «Я — мастер».
А. Таким образом, Булгаков подчеркивает выдающийся писательский талант Мастера и одновременно противопоставляет его литературной среде. Он не похож на писателей своего времени, изображенных в романе. Герой увлечен творчеством, живет романом о Понтии Пилате, сумев угадать события, произошедшие на земле тысячу лет назад.
Б. «Мастером» в Древней Руси называли учителя, преподававшего грамоту по церковным книгам, досконально знавшего Евангелие.
В. Название масонского титула — Великий мастер (мотив тайны, причастности к сокровенному знанию).
3. Творческая судьба романа о Понтии Пилате. Общность судьбы Мастера и самого М.А. Булгакова: гонения со стороны критиков, непонятость современниками.
4. Всепоглощающая любовь Мастера и Маргариты как чувство, данное свыше. Когда влюбленные вспоминают первую встречу, то у обоих возникает чувство, что они угадали друг друга, беседовали как люди, которые расстались только вчера.
Мастер встречает свою любовь в период напряженной творческой работы. Она помогает ему писать. Маргарита становится добрым другом, первым читателем и критиком книги Мастера. Именно она называет его Мастером и дарит шапочку, на которой ее руками вышита буква «М».
Однако Маргарита не смогла уберечь писателя от разочарования. Когда роман был завершен, на долю Мастера выпадают испытания гонимого художника.
5. Завершение романа о Понтии Пилате и неприятие его литературным миром.
Можно ли назвать Мастера героем, ведь он уничтожил свой роман? В иные времена даже инакомыслие можно считать подвигом. И в этом смысле Мастер совершил подвиг. Он написал о том, что волновало его, но о чем писать было нельзя. Как велик оказался писательский талант Мастера! Как точно он сумел все угадать! Воланд оценил мастерство писателя и в финале романа дал ему возможность увидеть своего героя. «Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен». Мастер увидел спящего Понтия Пилата, которого, когда приходит полная луна, мучает бессонница. Прокуратор во сне видит одно и то же: путь по лунной дороге и разговор с Иешуа Га-Ноцри.
Воланд разрешает Мастеру закончить роман одной фразой. И Мастер кричит. Понтию Пилату: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
III. Обретение вечного покоя Мастером и Маргаритой.
Маргарита выстрадала спасение Мастера. Они снова вместе. Но почему Булгаков дарует им только покой и лишает Мастера света? Может, он ждал от своего героя большей самоотверженности? Значит, сожжение романа следует понимать как отречение художника от своего творения?
Будет ли несчастлив Мастер в вечном покое? Его сопровождает Маргарита. Там его ожидает стол, за которым можно работать, тишина, которой так не хватало в земной жизни, и те, кто любит его. Так награжден Мастер за прекрасный роман, за способность увидеть вечную трагедию человека, поставленного перед выбором.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |