Чтобы именоваться пречистенцем (или, в сокровенном смысле, чертольцем), конечно, не обязательно было входить в ГАХН или даже жить на Пречистенке. Пречистенцами, например, были не причастные Академии Топлениновы, Леонтьевы, Арендты, Долгоруков. Пречистенцем называли жившего в Ленинграде, но часто бывавшего у пречистенских друзей Евгения Замятина (ЭММ, с. 111).
Пречистенка — это стиль жизни, образ мышления, срез бытия.
Чистилище? Не знаю. Может быть. Но точно знаю, что это дорога между Кремлем и Монастырем.
Еще я знаю, что если бы Булгаков написал о пречистенцах пьесу, то начиналась бы она списком действующих лиц и краткими замечаниями для господ актеров. Например, такими, какими вспоминает их Любовь Евгеньевна:
«остроумного и веселого Сергея Сергеевича Заяицкого»;
«красивого с диковатыми глазами Михаила Михайловича Морозова, известного шекспироведа»;
«громогласного Федора Александровича Петровского, филолога-античника, преподавателя римской литературы в МГУ»;
«Сергея Васильевича Шервинского, поэта и переводчика»;
«режиссера и переводчика Владимира Эмильевича Морица и его обаятельную жену Александру Сергеевну»;
искусствоведов Андрея Александровича Губера, Бориса Валентиновича Шапошникова, Александра Георгиевича Габричевского;
писателя Владимира Николаевича Владимирова (Долгорукого);
Николая Николаевича Волкова, философа и художника;
Всеволода Михайловича Авилова, сына писательницы Лидии Авиловой;
Анну Ильиничну Толстую, внучку Льва Толстого, и ее мужа Павла Сергеевича Попова;
Николая Петровича Шереметьева («симпатичный человек»);
Наталию Алексеевну Венкстерн... (МВ, с. 109—110).
Наш обаятельный Вергилий рассказывает:
«Прелесть нашего жилья состояла в том, что все друзья жили в этом же районе. Стоило перебежать улицу, пройти по перпендикулярному переулку — и вот мы у Ляминых...
Еще ближе — в Мансуровском переулке — Сережа Топленинов, обаятельный и компанейский человек, на все руки мастер, гитарист и знаток старинных романсов.
В Померанцевом переулке — Морицы; в нашем М. Левшинском — Владимир Николаевич Долгорукий (Владимиров), наш придворный поэт Вэдэ, о котором в Макином календаре было записано: «Напомнить Любаше, чтобы не забывала сердиться на В.Д.»...
Шагнуть через Остоженку — и вот они, чета Никитинских, кузина и кузен Коли Лямина.
В подвале толстовского музея жила писательница Софья Захаровна Федорченко с мужем Николаем Петровичем Ракицким. Это в пяти минутах от нашего дома, и мы иногда заходим к ним на чашку чая...» (Л.Е. Белозерская, МВ, с. 121—122).
И еще несколько подробностей;
«Жили они в тесном кругу, общаясь друг с другом.
Квартиры их, уплотненные в одну, реже в две комнаты, превратившись в коммунальные — самый распространенный вид жилища тогдашнего москвича, — напоминали застывшие музеи предреволюционной поры. В их комнатах громоздились красное дерево, старые книги, бронза, картины. Они были островитянами в мутном потоке нэпа...» (С.А. Ермолинский, ЗРЛ, с. 38).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |