Тема магистерской диссертации — Коммуникативно-речевое поведение Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвопрагматический аспект.
Ключевые слова: инфернальные герои, коммуникативно-речевое поведение, Булгаков, речевая стратегия, речевая тактика, лингвопрагматика.
Цель: описать особенности коммуникативно-речевого поведения инфернальных персонажей, позволяющие раскрыть личности этих героев со стороны используемых ими речевых стратегий и тактик.
Задачи: 1) представить обзор трактовок замысла романа Булгакова «Мастер и Маргарита», 2) рассмотреть проблему определения и классификации речевых стратегий и тактик, 3) выявить и рассмотреть дискуссионные вопросы трактовки образов инфернальных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита», 4) выявить и описать речевые стратегии Воланда и его свиты, 5) выявить и описать характерные для них речевые тактики и особенности их лингвистического оформления.
Практическая значимость: возможность использования результатов исследования в практике преподавания лингвопрагматики и русской литературы XX века (в лекциях, посвященных творчеству Булгакова).
Основные выводы и результаты исследования:
1. Существуют различные трактовки замысла романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Одни исследователи видят в нем критику советского строя, другие — религиозную книгу, которая проповедует христианские ценности или, наоборот, противоречит им. Наибольшие споры вызывает образ Воланд: его рассматривают как воплощение зла и как дьявола, осуществляющего правосудие. У каждого члена свиты Воланда своя роль: Коровьев выступает как правая рука дьявола, Азазелло — как агрессор-искуситель, Бегемот — как шут, Гелла — как служанка. Дискуссионным продолжается оставаться вопрос о прототипах этих героев, их намерениях.
2. Несмотря на более или менее единообразное понимание исследователями понятий речевой стратегии и тактики, их общепринятой классификации не существует. Выявлено, что для всех инфернальных героев характерны речевые стратегии искушения и наказания, реализующиеся при помощи различных тактик. Воланд использует стратегию испытания и — в зависимости от результата — стратегию назначения наказаний, которые выполняет свита (его орудие) и стратегию награждения. Свойственна ему также стратегия аргументирования. Воланд испытывает главным образом с помощью вопросов, не предоставляя собеседнику шанса выбора поступка, не связанного с ненужным ему как манипулятору действием. В форму риторических вопросов он облекает свои рассуждения в стратегии аргументирования.
3. Члены свиты используют стратегию наказания (точнее — исполнения наказания, назначенного Воландом). Кроме того, Бегемоту присуща стратегия игрового спора, Коровьеву — стратегия оказания помощи; Азазелло — стратегия искушения через насилие. Каждая стратегия реализуется при помощи определенных тактик, имеющих специфику языкового оформления.
Перспективы дальнейшего исследования: 1) изучение коммуникативно-речевого поведения дьявола в русской литературе, 2) сопоставление речевого поведения Воланда с речевым поведением дьявола в произведениях, которые послужили источниками для создания романа «Мастер и Маргарита».
К оглавлению | Следующая страница |