Малышку крестили, когда ей еще не исполнилось и суток от роду. Восприемница, трехлетняя девочка, «стояла рядом со священником, облаченным в длинные, ниспадающие складками ризы золотистого цвета. Обряд шел своим чередом, в монотонном чтении и пении, а горящий воск тем временем все сильнее наполнял зал своим горячим и тяжелым запахом. Девочка задремала; она села на пол, голова ее поникла, а язычок пламени с ее свечи наклонился к облачению старого священника. По обряду крещения нечистую силу предавали отречению и оплеванию; и в это время край облачения священника качнулся над свечой и вспыхнул. Прежде чем кто-то заметил это, его охватило пламенем. Священник, разумеется, был тяжко обожжен вместе с теми, кто поспешил к нему на помощь. Обряд был внезапно прерван». [22]. Так крестили Елену Блаватскую.
Ее прадедом был известный масон князь Павел Долгорукий, накопивший огромную библиотеку по алхимии, магии и оккультизму. С несвойственным для детского возраста пристальным вниманием Елена старательно вчитывалась в «Изумрудную скрижаль», «Каббалу», творения Сведенборга.
Но свои главные познания она получала от духов, с которыми общалась всю жизнь. Вот ее воспоминания: «В течение примерно шести лет (в возрасте от восьми до пятнадцати) ко мне каждый вечер приходил какой-то старый дух, чтобы через мою руку письменно давать различные сообщения. Это происходило в присутствии моего отца, тети и многих наших друзей, жителей Тифлиса и Саратова. Этот дух (женщина) называл себя Теклой Лебендорф и подробно рассказывал о своей жизни... Рассказывала она о своих детях: захватывающую историю старшей дочери З. и о сыне Ф., который покончил с собой. Иногда и сам этот сын приходил и рассказывал о своих посмертных страданиях. Старая дама говорила, что она видит Бога, Деву Марию, толпы ангелов. Двух ангелов она представляла всем нам, и, к великой радости моих родных, ангелы обещали охранять меня и т. д. и т. д. Она сама описала свою смерть, дала адрес лютеранского священника, который дал ей святое причастие. Рассказывала и о некоем прошении, которое она подала царю Николаю, и я записала его текст слово в слово, не своим почерком...
Так я писала в течение примерно шести лет четким, старинным почерком и на немецком языке (язык, которому я никогда не обучалась и на котором и теперь еле говорю), и на русском...
Когда мой дядя вернулся в Петербург, он разыскал в министерском архиве упомянутое прошение Лебендорф и сравнил его с записанным мною. Оказалось, что оба они идентичны, включая даже пометку царя, которую я с полной точностью репродуцировала, как искусный гравер или фотограф...
Примерно через год после приезда моего дяди в Санкт-Петербург, когда возбужденные умы успокоились, Д., офицер, служивший в полку моего отца, приехал в Тифлис. Он знал меня еще пятилетним ребенком, играл со мной... однажды он попросил, чтобы нам, детям, разрешили прийти к нему в гости. Мы отправились к нему вместе с гувернанткой. Над его письменным столом я увидела миниатюру его тетки — моего духа!
— Это мой дух! — воскликнула я, пораженная.
— Это миссис Текла Лебендорф. Конечно, это моя старая тетя...
— Я хочу сказать, что вижу вашу умершую тетю, если это ваша тетя, каждую ночь вот уже несколько лет, она приходит и пишет через меня.
— Умершую? — усмехнулся он. — Но она не умерла. Я только что получил от нее письмо из Норвегии... — Затем выяснилось не только то, что его тетя не умерла, но и что сын Ф., больной рассудком, только пытался покончить с собой, его рану залечили... Но кто же был тот, диктовавший? Несмотря на полную идентичность, это не были духи достопочтенной миссис Теклы Лебендорф или ее неуравновешенного сына Ф., так как оба они были еще живы.
— Это диавол, — сказали мои набожные тетки.
— Конечно, диавол, — подтвердил священник» [47].
Позже, затягиваясь папиросой, Блаватская утверждала, что лично беседовала с гималайскими Учителями Эль Мория и Кут Хуми1. Почему духи избрали именно ее? Наследственность, все та же наследственность... Мало того, что прадед был масоном. Мать ее неоднократно подвергалась отчитке.
Откровения проявлялись у Блаватской все так же, автописьмом. Ради чего возникло такое общение? Да хотя бы ради вывода основательницы теософии о том, что Учителей, составляющих Великое Белое Братство, — семь и что Иисус Христос якобы всего лишь один из них, наряду с Люцифером!
Блаватская писала: «И теперь доказано, что Сатана, или Красный Огненный Дракон и Люцифер, находится в нас; это наш ум, наш Искуситель и Искупитель, наш разумный Освободитель и Спаситель от чистого анимализма. Без этого животворящего духа не было бы разницы между человеком и зверем».
Одна из задач, поставленных ею перед теософией, — тоже «заказная». Это распространение «доказательств, которые касаются практических результатов христианства. С этой целью оно [Теософское общество] доставляет подлинные материалы о преступлениях духовенства, проступках, схизмах, ересях, спорах и тяжбах, расхождениях по учению, критике Библии и о пересмотрах, которыми полна пресса христианской Европы и Америки». Так сказано в «Разоблаченной Изиде», по поводу которой Блаватская признавалась: «Сама ли я ее написала? Это сделали моя рука и мое перо. В остальном я от нее отказываюсь, ибо сама я совсем не понимаю ее — не понимала раньше и не понимаю теперь».
Может быть, Елена Петровна мистифицировала? Она ведь склонна была к обманам, авантюризму — и не раз публично разоблачаема... Но вот интимное, можно сказать, свидетельство, записанное ее сестрой. Оно говорит о характерном безволии визионерки: «Что у меня за судьба такая, которая так влияет на судьбу других людей? Я тебе говорю серьезно: мне страшно! Я перестаю видеть причины и теряюсь! Знаю только одно: я вызвала какую-то неведомую силу, которая связывает судьбы людей с моей. Что я за слепое орудие в руках — надо правду сказать — того, кого я зову Master? Не знаю! Не знаю! И не знаю! Теософское общество станет мировым событием и как девятый вал зальет и сметет все системы философии. Я — слепой его двигатель, но в нем — зрячая великая сила». [23]. Что ж, недаром С.Ю. Витте, двоюродный брат Блаватской (и человек, не склонный к мистицизму), писал о Е.П.Б. как о демонической личности.
Пожалуй, верх (точнее — низ) антихристианства Блаватской — в признании жутких домыслов о Спасителе, которыми полон Талмуд: «Если история об Иешуа, или Иисусе бен Пандире, ложна, тогда ложен весь Талмуд, весь еврейский канон... Этот рассказ гораздо более правдив, чем повествование Нового Завета». Такой вывод, наверно, тоже «владыки пламени» подсказали.
А чего стоит устав Теософского общества! Его пункты, по сути, — краткая суть нынешней «эпохи Нью Эйдж»:
«1. Создать ядро Всемирного братства. Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты и цвета кожи, т. е. создать новое мировое общество, единое мировое государство, это и есть грядущая Новая Эра.
2. Содействовать изучению сравнительной религии, философии, науки, конкретно — изучать оккультную религию, оккультную философию и оккультную науку.
3. Исследовать необъяснимые законы Природы и силы, сокрытые в человеке; конкретно исследовать законы природы и человека на уровне практической магии и оккультизма». [31].
Само общество, кстати, было создано по прямому указанию «учителей». В одном из писем Блаватская сообщала: «М. дает указание основать общество — тайное общество, подобное ложе Розенкрейцеров. Он обещает помочь». Елена Петровна справилась, и за это «Великое Белое Братство»2 устроило ей такую рекламу, что основательнице теософии особенно не вредили даже скандалы, связанные с ее очевидным шарлатанством и склонностью к беззастенчивому вранью3.
Примечания
1. Хороши мудрецы! Послания одного из них носили откровенно оскорбительный характер, а другой с удовольствием вспоминал свои годы, проведенные в пивных Мюнхена! Впрочем, и сама Блаватская хороша: нередко ее видения в буквальном смысле «выскакивали из табакерки» после того, как она накуривалась гашишем... Впоследствии многочисленные оккультисты заявляли, что общались именно с этими двумя «индусами». Но первым, к кому один из Них пришел вслед за Блаватской, был писатель Всеволод Соловьев (родной брат знаменитого философа), который в то время увлекся теософией. Драпированная экзотическим бурнусом фигура явилась Всеволоду Сергеевичу ночью. «Махатма Мория» заявил писателю, что тот обладает скрытой оккультной силой, для практического применения которой необходимы ежедневные упражнения. Вс. Соловьев пришел в ужас, буквально бежал из окружения Блаватской и вскоре написал разоблачительную книгу о теософии «Современная жрица Изиды».
2. В «Энциклопедии мистических терминов» читаем: «...существовало более ста групп каждая из которых претендовала на особое общение с Великим Белым Братством. Способы общения были различными: откровения Блаватской осаждались на «чистом листе бумаги»; Гай Баллард, основатель группы «Я ЕСМЬ», говори об откровениях через «жидкий свет»; Джейн Робертс, автор книги «Говорит Сет», пользовалась автоматическим письмом, как и Алиса Бейли, основатель «Люцис Трест»; Элизабет Клэр Профет, основавшая Церковь Всеобщую и Торжествующую, «превращалась в канал», через который говорили духи...»
3. «Е. Блаватская также пыталась основать общество спиритов.., но это ее смелое предприятие провалилось после того, как в ее доме была обнаружена длинная перчатка, набитая ватой, которая, по всей видимости, использовалась как рука, освобожденная от телесной оболочки». [31]. А чего стоят уверения Блаватской, что, дожив до пятидесяти четырех лет, она остается девственницей — несмотря на наличие многочисленных любовников и внебрачного сына Юрия!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |