Основная часть нашего путешествия по Булгаковской Москве завершена, но наверняка найдется такой поклонник творчества писателя, который захочет познакомиться с «пройденными» адресами подробнее — получить дополнительную информацию по истории создания того или иного сооружения.
Именно ему предназначены отдельно составленный список московских адресов жизни и творчества Булгакова, а также примечания к цифровым сноскам в тексте.
Часть из них уже известны читателю, часть будут названы здесь впервые.
1. Киевский (бывш. Брянский) железнодорожный вокзал. Сюда неоднократно приезжал Булгаков из Киева. Описан в «Записках на манжетах» (часть вторая), в очерках «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Бенефис лорда Керзона», упоминается в «Мастере и Маргарите». Построен в стиле неоклассицизма в 1913—1917 годах архитектором И. Рербергом и инженером В. Шуховым. Окрестности вокзала также обозначены в произведениях писателя: Дорогомиловский, или Бородинский, мост («Сорок сороков»), Дорогомиловское кладбище («Мастер и Маргарита»).
Менее отражены другие московские железнодорожные вокзалы, которыми пользовался Булгаков: Курский (при поездках на юг — упомянут в очерках «Путешествие по Крыму»), Белорусский (бывш. Александровский), откуда путь писателя лежал на Смоленщину, Павелецкий (поездки в Саратов), Ленинградский.
2. Чистый (бывш. Обухов) переулок, дом 1 (по Пречистенке, дом 24), квартира 12. Здесь Булгаков останавливался и гостил у своего дяди, брата матери, Н.М. Покровского, еще до своего постоянного приезда в Москву. Дом и квартира описаны в повести «Собачье сердце» с прототипами их реальных обитателей. Есть намек на Н.М. Покровского в очерке «Москва 20-х годов». Здание построено в 1904 году архитектором-домовладельцем С.М. Калугиным для сдачи под квартиры.
3. Воротниковский переулок, дом 1, квартира 2. Останавливался и бывал в гостях у родственников сестры, Н.А. Земской, — Б.М. и М.Д. Земских. Тогда там был детский сад печатников «Золотая рыбка», которым заведовала М.Д. Земская. Дом-особняк построен в 1870-х годах по проекту архитектора М.И. Никифорова.
4. Малая Пироговская улица, дом 18. Бывал в 1920-х годах в находившемся там Тихомировском студенческом общежитии Первого медицинского института у друга по Киеву, врача Н.Л. Гладыревского.
5. Большая Садовая улица, дом 10, квартиры 50 и 34. Жил в 1921—1924 годах (сначала — в квартире 50-й, с сентября 1921 года по август 1924 года, во второй комнате справа с окном во двор, потом, в августе—ноябре 1924 года, в квартире 34-й, в комнате также с окном во двор). Дом и квартиры многократно отражались в творчестве: фельетоны и рассказы «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Воспоминание...», «Псалом», «Самогонное озеро», «Три вида свинства», «Бурнаковский племянник», «День нашей жизни» и др., пьеса «Зойкина квартира», «Театральный роман». В «Мастере и Маргарите» — это «дом 302-бис» с «нехорошей квартирой № 50». Здание построено в стиле московского модерна в 1903 году архитекторами Э. Юдицким и А. Милковым табачному фабриканту И.Д. Пигиту для сдачи в поднаем художникам. В начале 1920-х годов здесь была одна из первых в Москве рабочих коммун.
6. Сретенский бульвар, дом 6, квартира 65 (вход с Боброва, бывш. Юшкова переулка). Осенью 1921 года М.А. Булгаков работал в Литературном отделе (Лито) Главполитпросвета. Адрес описан в «московской части» повести «Записки на манжетах», в «Дьяволиаде». Дом для страхового общества «Россия» построен в 1899—1902 годах архитектором Н.М. Проскуриным в стиле позднего итальянского ренессанса.
7. Третьяковский проезд, дом 11, помещение 9. Работал в конце 1921 года в находившейся там редакции журнала «Торгово-промышленный вестник».
8. Ленинградский проспект (бывш. Петроградское шоссе), дом 40. Работал весной 1922 года в Научно-техническом комитете Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Комплекс зданий бывшего Путевого дворца для отдыха императорской семьи перед въездом в Москву, 1775—1782 годы, архитектор М.Ф. Казаков.
9. Малая Бронная улица, дом 32, квартира 24. В 1921—1922 годах бывал в гостях у своих знакомых — супругов В.Ф. и И.П. Крешковых. Квартира, ее обитатели изображены в рассказах «Спиритический сеанс» и «Трактат о жилище». Расположение дома на Малой Бронной улице рядом с Патриаршими прудами повлияло на топографию начала романа «Мастер и Маргарита». Бывал Булгаков здесь и позже с Е.С. Булгаковой. Здание в стиле позднего русского модерна построено в 1912 году архитектором И. Кондратенко.
10. Проезд И.И. Скворцова-Степанова (бывш. Большой Путинковский переулок), дом 3. Сотрудничал в 1922 году в находящейся там газете «Рабочий» («Рабочая газета»). Дом построен в 1909 году архитектором Ф.О. Шехтелем для типографии газеты «Утро России».
11. Улица Солянка, дом 12 (вход с Москворецкой набережной); улица Станкевича (бывш. Большой Чернышевский переулок), дом 7. Редакция газеты «Гудок»: место работы в 1922—1926 годах. Дом на Солянке, выходящий главным фасадом на Москву-реку, — в 1920-х годах «Дворец труда», описанный в повести «Дьяволиада», — занимает сейчас Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского. Это здание на бывшем Васильевском лугу построено в 1764—1770 годах архитектором К.И. Бланком при участии М.Ф. Казакова. До 1917 года в нем находился Воспитательный дом — приют для новорожденных и сирот и «Классы изящных искусств» — будущее хореографическое училище Большого театра. (Булгаков также сотрудничал в находившихся там журналах «Рупор», «Красный журнал для всех» и др.)
В зданиях на улице Станкевича расположены и сегодня редакция и типография газеты «Гудок». Там с 1886 по 1918 год находилась газета «Русские ведомости». При типографии было общежитие (дом 7а), где в начале 1920-х годов жили известные «гудковцы» И. Ильф и Ю. Олеша. Их жилище «попало» в очерк Булгакова «Москва 20-х годов».
12. Малый Козихинский переулок, дом 12, квартира 12. Бывал у своих друзей, супругов З.В. и В.Е. Коморских в начале 1920-х годов, где устраивались литературные вечера с участием Б. Пильняка, И. Соколова-Микитова, А. Соболя, Ю. Слезкина, А. Эфроса, В. Лидина. Был вечер, посвященный возвращению из Берлина А.Н. Толстого, что нашло отражение в «Театральном романе». Квартира и ее владельцы попали в рассказ «Четыре портрета» («На передовых позициях») и очерк-фельетон «Москва 20-х годов». Дом сооружен в 1914 году по проекту архитектора В.Д. Глазова.
13. Скатертный переулок, дом 25, квартира 2. Бывал у знакомого адвоката Д.А. Кисельгофа. Нашло отражение в фельетоне «Четыре портрета» («На передовых позициях»). Д.А. Кисельгоф впоследствии стал мужем Т. Лаппа.
14. Трехпрудный переулок, дом 3/16, квартира 7. Бывал у жившего здесь, неподалеку от Коморских, писателя Ю.Л. Слезкина, прототипа Ликоспастова в «Театральном романе».
15. Большой Гнездниковский переулок, дом 10. Сотрудничал в 1922—1924 годах в находившейся здесь Московской редакции берлинской газеты «Накануне», позже посещал художников Моисеенко. Дом и переулок отражен в очерке «Сорок сороков», повести «Дьяволиада», романе «Мастер и Маргарита». Здание — первый московский небоскреб — построено в 1912 году архитектором-инженером Э.К. Нирнзее.
16. Улица Маросейка, дом 7, квартира 14. Бывал у своего знакомого по газете «Накануне» журналиста Ю.Н. Потехина. Нашло отражение в рассказе «Трактат о жилище». Здание построено в 1913—1914 годах по проекту архитектора А.Э. Эрихсона.
17. Улица Воздвиженка, 10. Бывал в редакции журнала «Голос работника просвещения», где печатались его очерки о школе.
18. Улица Пушечная (бывш. Софийка), дом 4. Здание бывшего ресторана «Альпийская роза». Место действия повести «Дьяволиада». Правая часть этого сдвоенного, под одним номером 4, дома восходит историей к XVIII веку. В 1912 году это двухэтажное каменное здание было перестроено с новым оформлением фасада (архитектор П.П. Висневский). С 1935 года здесь московский Дом учителя.
19. Большая Садовая улица, дом 20. Бывал в находящемся тогда на этом месте Театре имени Вс. Мейерхольда (ТИМе), где также устраивались обсуждения пьес Булгакова. Упоминается в очерке «Столица в блокноте» и повести «Роковые яйца». В этом же доме жила машинистка И.С. Раабен, печатавшая раннюю прозу писателя и роман «Белая гвардия». Старое здание театра Шарля Омона (постройки 1901 года) было разрушено в конце 1930-х годов, и в 1940 году возведено современное здание Концертного зала имени П.И. Чайковского (архитекторы Д.Н. Чечулин и К.К. Орлов).
20. Улица Герцена (бывш. Большая Никитская), дом 6. Здание Зоологического музея Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Место действия повести «Роковые яйца», прототипы главного героя которой — ученые А.И. Абрикосов и А.Н. Северцов работали в этом музее. Постройка 1896—1902 годов по проекту архитектора К.М. Быковского.
21. Тверская улица, дом 18. В первые годы Советской власти — редакция и типография газеты «Известий ВЦИК». Здание описано в повести «Роковые яйца». Дом — памятник архитектуры, сооружен по проекту А.Э. Эрихсона в 1904—1905 годах для типографии газеты «Русское слово» (издатель — И.Д. Сытин).
22. Староконюшенный переулок, дом 5 (полуподвальное помещение в цокольном этаже). Здесь писатель выступал с чтением повестей на литературном кружке П.Н. Зайцева, участвовал в работе издательского содружества «Узел».
23. Улица Огарева (бывш. Газетный переулок), дом 3, квартира 7; Вспольный переулок, 14. Бывал на заседаниях литературного общества «Никитинские субботники», руководимого филологом Е.Ф. Никитиной, где читал свои произведения.
24. Улица Большая Полянка, дом 15. Находилась редакция журнала «Россия», где печатались «Записки на манжетах» и «Белая гвардия».
25. Улица Маркса — Энгельса (бывш. Малый Знаменский переулок), дом 7, квартира 30. У писателя С.С. Заяицкого Булгаков выступал с чтением ранних глав «Белой гвардии». Дом построен в 1912 году (архитектор Г.Ф. Ярцев).
26. Большой Кисловский переулок, дом 4, квартира 15. Бывал у журналиста Л.В. Саянского (Попова), редактора «Красного журнала», читал свою прозу.
27. Улица Герцена (бывш. Большая Никитская), дом 46, квартира 12. Здесь Булгаков жил в ноябре 1924 года в служебных помещениях (на антресолях бывшей там школы, которой заведовала сестра, Н.А. Земская). Дом, памятник допожарной Москвы, постройки XVIII века, представляет интерес как городская дворянская усадьба того времени. До революции здесь была небольшая частная гимназия.
28. Чистый (бывш. Обухов) переулок, дом 9, квартира 4 (двухэтажный флигель во дворе дома). Жил с декабря 1924 года по июнь 1926 года. Флигель не сохранился.
29. Малый Могильцевский переулок, дом 3. В находившемся здесь в 1920—1940-е годы Хамовническом отделении загса Булгаковым были оформлены браки с Л.Е. Белозерской (позже — развод с ней) и с Е.С. Шиловской. Здесь же последней было выдано свидетельство о смерти мужа.
30. Кузнецкий мост, дом 20. Редакция альманаха и издательство «Недра» и «Мосполиграф», где печатались отдельные произведения и сборник «Дьяволиада». Название издательства «повлияло» на выбор имени одного из героев «Собачьего сердца» — Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
31. Малый Левшинский переулок, дом 4, квартира 1. Жил писатель с июня 1926 года по июль 1927 года. Дом не сохранился.
32. Камергерский переулок, дом 3. Здание МХАТ, где с 1926 года шли пьесы Булгакова «Дни Турбиных», «Мертвые души», «Кабала святош», «Последние дни». Там он работал ассистентом режиссера, был и актером: Театр описан в романе «Записки покойника» («Театральный роман»), в рассказе «Был май...» Здание построено в начале XIX века. В 1882 году перестроено архитектором М.Н. Чичаговым под частный театр купца Лианозова. С 1902 года дом в аренде Художественного театра, который еще раз перестраивает его (архитектор Ф.О. Шехтель), придавая ему уже современный облик. Здание Второй студии театра на Тверской, 22, не сохранилось. На этом месте теперь построенный в 1940 году (архитектор А.Г. Мордвинов) жилой дом (улица Тверская, 8) с книжным магазином «Москва».
33. Сивцев Вражек, дом 41, квартира 14. Булгаков бывал у артиста МХАТ Вл. А. Степуна. Во дворе этого дома состоялся памятный банкет в честь премьеры «Дней Турбиных».
34. Улица Большая Лубянка, дом 20. Находилась редакция журнала «Медицинский работник», где печатались «Записки юного врача». Здания ВЧК и ГПУ на этой улице (дома 11 и 13) и Лубянской площади имеют отношение и к биографии, и к творчеству писателя. Они присутствуют в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце», в романе «Мастер и Маргарита». Дом на Лубянке в основе своей имеет построенное в 1897—1898 годах по проекту архитектора А.В. Иванова здание для страхового общества «Россия», позже надстроенное и окруженное такими же монументальными домами административного назначения.
35. Улица Арбат, дом 26. Театр имени Евг. Вахтангова. Здесь в 1926—1929 годах шла пьеса «Зойкина квартира». Упоминается в романе «Мастер и Маргарита». Театральное здание тогдашней студии было переоборудовано в 1921 году из старого особняка. Прежнее здание не сохранилось — разрушено при налете фашистской авиации в июле 1941 года. Современное здание построено в 1947 году (архитектор П.В. Абросимов).
36. Тверской бульвар, дом 23. Находился Московский Камерный театр, где в 1928—1929 годах ставилась пьеса «Багровый остров». Театральное здание построено в начале 1910-х годов из особняка домовладельцев Паршиных для режиссера театра А.И. Таирова и неоднократно капитально перестраивалось в 1930-х, 1950-х и в конце 1970-х годов. Сегодня это Драматический театр имени А.С. Пушкина.
37. Никитский бульвар, дом 8а. Бывший Дом печати, где бывал и выступал Булгаков. Связан с прототипами пьесы «Багровый остров». Постройка дома относится к 1877 году (архитектор А.И. Вивьен). Теперь здесь Центральный Дом журналиста.
38. Пречистенская набережная, 37. На месте нынешнего плавательного бассейна «Москва» стоял памятник Отечественной войны 1812 года — храм Христа Спасителя. Упоминается в ранней прозе писателя. Здание храма возведено в середине прошлого века по проекту архитектора К. Тона. Разрушен в 1931 году.
39. Савельевский переулок, дом 12, квартира 66. Писатель бывал у своих друзей — «пречистенцев», супругов Н.Н. Лямина и Н.А. Ушаковой. Здесь в 1920—1930-х годах проходили известные «ляминские чтения» Булгаковым своих произведений. Квартира Лямина нашла отражение в одном из эпизодов «Мастера и Маргариты». Дом построен в 1898 году для Варваринского страхового общества архитектором А.В. Ивановым.
40. Улица Пречистенка, дом 9. Бывал у жившего там одно время искусствоведа Б.В. Шапошникова. К этому времени относятся многие фотографии Булгакова, сделанные хозяином дома и Н.А. Ушаковой. На первом этаже дома был продовольственный магазин. Когда-то он назывался «Колбаса», а еще раньше здесь находился кооперативный магазин Центрохоза, попавший в повесть «Собачье сердце». Это бывший доходный дом постройки 1910 года известен еще и тем, что одну из его квартир снимал знаменитый пианист А.Б. Гольденвейзер, у которого собирались композиторы С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер.
41. Улица Пречистенка, дом 13. Бывал в гостях у пречистенцев — художников группы «Бубновый валет» Б.А. Тэкке, И.И. Захарова, режиссера А.А. Муата и других. Интерьеры этого дома описаны в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите». Здание построено в 1911 году по проекту архитектора Г.А. Гельриха.
42. Улица Пречистенка, дом 16. Бывал на литературных вечерах в бывшем здании ЦЕКУБУ. Позже и до настоящего времени — московский Дом ученых. Ворота дома описаны в «Собачьем сердце». Его строительство восходит к екатерининским временам XVIII века. Современный вид ему придала капитальная перестройка 1910 года (архитектор А.О. Гунст) по заказу владельцев — фабрикантов Коншиных.
43. Улица Пречистенка, дом 22. Здание Пречистенской пожарной части. Рядом с домом Калугина, где останавливался Булгаков; упоминается в «Собачьем сердце». Возведено в конце XVIII века, в 1830-х годах перестроено в пожарную часть.
44. Улица Пречистенка, дом 32, квартира 2. Писатель бывал у Б.В. Шапошникова, жившего здесь с середины 1920-х годов. Этот огромный барский дом конца XVIII века, перестроенный в 1822 году в стиле ампир, известен как здание бывшей частной гимназии Л.И. Поливанова, связанной с именами Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, поэтов В.С. Соловьева, В.Я. Брюсова, М.А. Волошина, А. Белого. В 1920-х годах здесь находилась Государственная академия художественных наук (ГАХН), где и работал Б.В. Шапошников.
45. Померанцев переулок, дом 8, квартира 1. Бывал с чтениями литературных произведений у искусствоведов В.Д. и С.В. Шервинских. В квартире 2 жил его знакомый В.Э. Мориц, фамилия которого использована в одной из редакций повести «Собачье сердце».
46. Воротниковский переулок, дом 7, корпус 3 (бывший адрес: Старопименовский переулок — теперь улица Медведева, 76), подвальное помещение. В находившемся здесь в конце 1920-х годов Клубе театральных работников Булгаков встречался с мхатовцами, Маяковским, другими писателями и актерами. Дом был построен для артистического кооператива «Труженик искусства» в 1927 году архитектором В.С. Кузнецовым.
47. Большая Пироговская улица, дом 35б (позднее 35а), квартира 6. Жил с августа 1927 года по февраль 1934 года. Снимал трехкомнатную квартиру с кухней и ванной у архитектора-застройщика А.Ф. Стуя. Дом до нашего времени не сохранился. Теперь, с 1960-х годов, на этом месте новое здание. А как было при Булгакове? Из воспоминаний Л.Е. Белозерской, С.А. Ермолинского узнаем, что, войдя с торца этого в прошлом двухэтажного с антресолями и лепниной дома, можно было попасть сначала в прихожую, затем в столовую, откуда две ступеньки вверх вели в кабинет писателя, а рядом была еще комната его жены. Квартира была угловая, с окнами по главному фасаду и во двор. Сам дом примыкал к трехэтажному строению 35а, а то, в свою очередь, к сохранившемуся до наших дней в неприкосновенности дому 35.
В 1920-х годах частичной перестройкой и ремонтом этих домов занимался архитектор-застройщик А.Ф. Стуй. Одна из таких перестроек улучшила условия работы Булгакова: с апреля 1929 года общая площадь в квартире увеличилась более чем на 40 квадратных метров — освободилась соседняя комната, и смежную стену сломали. Квартирная ситуация осложнилась, когда Булгаков в октябре 1932 года развелся с Л.Е. Белозерской и женился на Е.С. Шиловской. Занятую площадь пришлось еще раз перестроить, выделив однокомнатную квартиру для разведенной жены. В ней Л.Е. Белозерская дожила до начала 1960-х годов, когда оба дома, 35а и 35б, были разрушены до основания стен и на их фундаменте (после его усиления) был выстроен новый шестиэтажный корпус (архитекторы А. Батурин и Б. Ризвалов), вплотную к старому дому 35. При этом оба номера были заменены одним — 35а, существующим в настоящее время.
На том месте, где была квартира Булгакова, и рядом теперь находятся комнаты, конторы с лифтовой диспетчерской и вспомогательными службами, помещения для которых строились специально и не повторяли конфигурацию квартир первого этажа (в том числе и булгаковской) в прежнем разрушенном доме 35б.
48. Улица Чехова (бывш. Малая Дмитровка), дом 6. Здесь в начале 1930-х годов Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМе). Здание построено для Купеческого собрания в 1907—1909 годах архитектором И. Ивановым-Шицем. Теперь это театр «Ленком».
49. Большой Ржевский переулок, дом 11, квартира 1. В начале 1930-х годов здесь жила Е.С. Шиловская до выхода замуж за Булгакова. Здание с колоннадой, объединяющей нижние два этажа, известно как «дом Гамарника». Построено в 1914 году (архитектор М.А. Мухин).
50. Улица Фурманова (бывш. Нащокинский переулок), дом 3—5, квартира 44. Здесь Булгаков жил с 18 февраля 1934 года до самой кончины (10 марта 1940 года). Здание сооружено в 1933—1934 годах способом надстройки на 2 и 3 этажа бывших старинных каменных Нарышкинских палат и их капитальной реконструкции Российским жилищно-строительным кооперативным товариществом «Советский писатель». Председателем правления был А.А. Жаров, в Комиссии по надзору за строительством — Матэ Залка. В начале февраля Булгаков подал в правление кооператива заявление с просьбой о досрочном вселении. Его просьбу удовлетворили.
В этой «писательской» надстройке жили также известные литераторы и общественные деятели: Матэ Залка, Антал Гидаш, В.Б. Шкловский, К.А. Тренев, В.Н. Билль-Белоцерковский, В.А. Ардов, О. 9. Мандельштам, С.В. Кирсанов, Е. Габрилович, Ю. Нагибин и другие. Дом разрушен в 1976 году.
51. Шубинский переулок, дом 2, квартира 14. Бывал у писателя и литературоведа В.В. Вересаева во время их совместный работы над пьесой «Александр Пушкин» («Последние дни»).
52. Театральная площадь, дом 2. Большой театр, где Булгаков работал с середины 1936 года до конца жизни либреттистом и консультантом. Современное здание построено в 1856 году архитектором А.К. Кавосом. В него вошли капитальные стены и колоннада предшествующего, но пострадавшего от пожара здания архитекторов О.И. Бове и А.А. Михайлова.
53. Проезд Девичьего поля, дом 8а, квартира 2. Писатель бывал у Л.М. Леонова (жившего у родителей его жены — Т.М. Сабашниковой) на литературных чтениях. Одно из них описано в «Театральном романе».
54. Улица Арбат, дом 44, квартира 5. Бывал у беллетриста Кржижановского. Описано в «Театральном романе».
55. Сивцев Вражек, дом 27. Музей А.И. Герцена. Предполагаемое место дома, где жил Иван Васильевич из «Театрального романа». Сюда автор, возможно, «перенес» особняк с улицы Станиславского (бывш. Леонтьевский переулок), 6, где в течение последних семнадцати лет жил великий режиссер, прототип героя романа. Дом этот — памятник архитектуры в стиле русского ампира середины XVIII — начала XIX века. Сейчас здесь Дом-музей К.С. Станиславского.
56. Поварская, дом 50. Булгаков посещал дом, когда там находились писательские организации, позже Центральный Дом литераторов. Здание построено в 1890-х годах архитектором П.С. Бойцовым для князя Святополк-Мирского, позже им владел граф Олсуфьев.
57. Поварская, дом 52. Бывал в этом доме, где находились различные писательские организации: с 1920 года — Дом искусств, в 1925—1932 годах — Федерация объединений советских писателей (ФОСП), позже и до наших дней — правление Союза писателей. В марте 1940 года здесь состоялась гражданская панихида по скончавшемуся Булгакову.
Здание с флигелями-крыльями — бывшая городская усадьба князя А.Н. Долгорукова, затем Соллогубов (постройка XVIII—XIX веков). Известна как «Дом Ростовых» из романа «Война и мир».
58. Лужнецкий проезд, дом 2. Новодевичье кладбище, старая часть. Могила М.А. Булгакова на участке, принадлежащем МХАТу. Камень «Голгофа» с памятной надписью установлен в конце 1950-х годов; раньше он был постаментом могильного креста у надгробия Н.В. Гоголя в некрополе Свято-Данилова монастыря.
59. Никитский бульвар, дом 25, квартира 23. По этому адресу жила Е.С. Булгакова с июля 1952 года до самой своей кончины (18 августа 1970 года), переехав из дома на улице Фурманова (№ 3—5, квартира 44). Здесь (как и по прежнему адресу) хранился весь булгаковский архив до передачи его в Российскую государственную библиотеку самой Е.С. Булгаковой и ее наследниками. Был фактически штаб по восстановлению литературного имени Булгакова.
60. Патриаршие (Пионерские) пруды — водоем со сквером вокруг, ограниченный улицами Малой Бронной, Адама Мицкевича, Жолтовского и Малым Патриаршим переулком. Место завязки романа «Мастер и Маргарита». Район традиционных (с сентября 1989 года) московских Булгаковских праздников-гуляний, где разыгрываются сцены из романа, выступают артисты, продаются книги, специально выпущенная разовая газета. Этот участок города сформировался в конце XIX — начале XX века под названием Козиха.
61. Пречистенская набережная, район домов 19 и 21. Возможное место купания Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». До середины 1930-х годов здесь был гранитный двухлестничный спуск к воде (часть сооружений Бабьегородской плотины), которым пользовался и Булгаков.
62. Тверской бульвар, дом 25. Здесь бывал писатель в 1920-х годах на заседаниях литературных объединений тогдашнего «Дома Герцена». Описан в «Мастере и Маргарите» как один из адресов МАССОЛИТа с рестораном «Грибоедов». Здание — памятник допожарной Москвы; здесь родился А.И. Герцен. Ныне это Литературный институт имени А.М. Горького.
63. Большая Садовая улица, дома 1 и 3. По этим адресам располагались аптека Рубановского (дом 1) и жилой особнячок, где (дом 3, квартира 2) жила в конце 1920-х годов Е.С. Шиловская, будущая жена Булгакова. Адреса описаны в романе «Мастер и Маргарита».
64. Большая Садовая улица, дом 16. Бывший сад «Аквариум», упоминается в «Мастере и Маргарите». Открыт как увеселительный сад «Чикаго» в 1893 году братьями Малкиели, позже переименован в сад «Аквариум» антрепренером Шарлем Омоном. Неоднократно перестраивался. Теперь — сквер перед Театром имени Моссовета.
65. Большая Садовая улица, дом 18. Здание бывшего цирка братьев Никитиных, постройки 1911 года (архитектор Б.М. Нилус), позже — Московский мюзик-холл, а с 1965 года в значительно перестроенном здании (архитектор В.В. Степанов) — Московский театр сатиры. Цирк упомянут в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце», а в романе «Мастер и Маргарита» это здание Варьете.
66. Страстной бульвар, дом 11. В тогдашнем доме «Жургаза» (Журнально-газетное объединение) часто бывал Булгаков, посещал и летний ресторан, который изобразил в «Мастере и Маргарите» вместе с прототипом его заведующего Я.Д. Розенталем. Дом постройки 1890-х годов по проекту архитектора А.А. Драницина.
67. Чистопрудный бульвар, дом 6. Здесь находилась «Акустическая комиссия», где председательствовал А.А. Семплеяров из «Мастера и Маргариты». В конце 1921 года дом посещал и Булгаков по делам Лито Главполитпросвета и позже по театральным делам в Главреперткоме. Дом перестроен из старого дворца графов Мусиных-Пушкиных в 1890-х годах архитектором Соколовым для правления Московско-Киевско-Воронежской железной дороги.
68. Улица Серафимовича (бывш. Всехсвятская улица), дом 2. Дом у Каменного моста, где жил Аркадий Аполлонович Семплеяров, описан в романе «Мастер и Маргарита». Этот огромный комплекс зданий, включающий театр, кинотеатр, универсальный и гастрономический магазины, построен в 1928—1931 годах по проекту Б.М. Иофана. В названиях «2-й Дом Совнаркома СССР», «Дом правительства», «Дом на набережной» отражены этапы его бурной истории.
69. Волоколамское шоссе, дома 47 (бывш. психосанаторий «Стрешнево» на территории современной психиатрической больницы № 12), и 84 (первый корпус Центральной клинической больницы МПС); Правобережная улица, дом 6 (бывший санаторий в особняке «Патрикеева дача» — теперь Химкинская горбольница № 1). Возможные адреса «клиники Стравинского» из «Мастера и Маргариты», в которой Булгакову был знаком заведующий и врач-психиатр Е.К. Краснушкин.
70. Мансуровский переулок, дом 9. Дом братьев Топлениновых, где Булгаков гостил у С.С. Топленинова и жившего там С.А. Ермолинского в начале 1930-х годов. Один из прямых «прототипов» дома, где поселился Мастер из романа «Мастер и Маргарита». Постройка восходит к 30-м годам XIX века. Реконструкция дома произведена в середине 1980-х годов художником-реставратором В.А. Курским.
71. Плотников переулок, дом 10 (бывшая квартира 35, в полуподвале). Бывал у своего друга и первого биографа П.С. Попова. По одной из версий, этот подвальчик нашел отражение в «Мастере и Маргарите» как жилище главного героя.
72. Улица Танеевых (бывш. Малый Власьевский переулок), дом да, квартира 1. Дом театрального деятеля В.В. Лужского. Здесь писатель бывал у актера МХАТ Е.В. Калужского. Одно из реально существовавших мест особняка главной героини романа «Мастер и Маргарита». Был построен в начале 1900-х годов с участием Ф.О. Шехтеля. Разрушен в середине 1960-х годов.
73. Улица Остоженка, дом 21. Один из возможных «прототипов» здания особняка, где жила героиня «Мастера и Маргариты» Постройка в стиле модерн архитектора Л. Кекушева (1901). Некогда фасад венчала большая фигура льва — эмблема архитектора-домо-владельца по его имени.
74. Улица Палиашвили (бывш. Малый Ржевский переулок), дом 6. Здесь в 1920-х годах в помещении Закавказского представительства бывал Булгаков. Одно из возможных мест расположения особняка Маргариты. Здание в стиле поздней московской псевдоготики построено в 1901—1902 годах архитектором С.У. Соловьевым.
75. Улица Вахтангова (бывш. Большой Николопесковский переулок), дом 12. Здесь, на углу переулка с несохранившейся Собачьей площадкой, «помещен» в «Мастере и Маргарите» «Дом драматурга и литератора». Изображенным в романе зданием является писательский дом в Замоскворечье (Лаврушинский переулок, 17), построенный в 1937 году по проекту архитектора И.И. Николаева. На улице Вахтангова похожий дом (№ 12) строился для театральных работников одновременно с возведением в 1930-х годах примыкающего к нему театрального училища имени Б.В. Щукина (№ 12а), архитектор Н.А. Круглов.
76. Улица Арбат, дом 54/2. Бывшее здание «Торгсина» на Смоленском рынке. Описано в «Мастере и Маргарите». Здание построено в 1928 году (архитектор В.М. Маят). Смоленский рынок изображен в рассказе «Таракан».
77. Шубинский переулок, дом 2/3, квартира 15. Бывал у своей знакомой К.Н. Дроздовской, чьи родственники и соседи послужили прототипами покупателей в сцене в «Торгсине» из «Мастера и Маргариты».
78. Моховая улица, дом 26. Здание бывшего Румянцевского музея, теперь — один из корпусов Российской Государственной библиотеки (Новый Арбат, 3). Читателем ее был Булгаков. На крыше здания происходит одна из сцен романа «Мастер и Маргарита». Во флигеле дома, выходящем на улицу Знаменку (№ 6), расположен Рукописный отдел библиотеки, где хранится большая часть литературного наследия писателя. Это здание, известное как Пашков дом, создано знаменитым зодчим В.И. Баженовым в 1784—1786 годах.
79. Воробьевы горы, над Новодевичьим монастырем. Место одного из заключительных эпизодов романа «Мастер и Маргарита»: «На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта... глядя на раскинувшийся за рекой город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря...»
80. Новодевичий проезд, дом 1. Новодевичий монастырь. Упоминается в ряде произведений. Архитектурный ансамбль сложился в конце XVIII века. В настоящее время здесь расположен филиал Исторического музея. Комплексные реставрационные работы были произведены в 1970—1980-е годы.
Кладбище при Новодевичьем монастыре, возникшее в конце прошлого века, известно как усыпальница политических деятелей, писателей, поэтов, художников, артистов, ученых, видных военачальников, героев гражданской и Великой Отечественной войн...
И, как мы уже знаем, там покоится прах Михаила Афанасьевича Булгакова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |