Вернуться к Б.В. Соколов. Булгаковская энциклопедия: самое полное издание

«Сорок сороков»

«СОРОК СОРОКОВ», фельетон. Опубликован: Накануне, Берлин; М., 1923, 15 апр. Эпиграф: «Решительно скажу: едва / Другая сыщется столица как Москва» — это искаженная реплика Фамусова из комедии Александра Грибоедова (1795—1829) «Горе от ума» (1820—1824). Правильно должно было бы быть: «А, батюшка, признайтесь, что едва / Где сыщется столица как Москва».

Вероятно, грибоедовская Москва побудила автора «Мастера и Маргариты» сделать в романе символом московского мира Дом Грибоедова. В С. с. Булгаков дает как бы четыре панорамы Москвы 1921—1923 гг., уподобляя фельетон киносценарию (тот же принцип применен в «Дьяволиаде»).

Наблюдает автор С. с. Москву с крыши дома Э.К. Нирензее (Б. Гнездниковский пер., 10) (в этом доме помещалась редакция газеты «Накануне»), Отсюда же бросается на московскую мостовую главный герой «Дьяволиады» Коротков. В С. с. зафиксировано постепенное улучшение столичного быта с развитием нэпа от момента прибытия Булгакова в Москву «в конце сентября 1921-го года» (судя по записи в дневнике «Под пятой», сделанной 30 сентября 1923 г., это случилось 30-го числа) и до времени создания фельетона. Писатель заканчивает повествование на оптимистической ноте: «И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва-мать».

Однако надежды на будущую цивилизованную жизнь не оправдались, и в позднейшем романе «Мастер и Маргарита» тот же московский пейзаж, что и в С. с., нарисован уже не столь радужно. А незадолго до смерти Булгаков признавался сестре Наде в своей нелюбви к Москве, оказавшейся для него скорее не матерью, а мачехой.