Михаил Афанасьевич Булгаков — один из крупнейших писателей русской и мировой литературы XX века. О его творчестве уже вышло немало исследований, в том числе и фотоматериалов. Настоящий альбом предлагает изобразительный ряд, дополняющий уже изданное и позволяющий наглядно познакомиться с жизнью и судьбой писателя.
Альбом построен по хронологическому принципу. Он отражает основные периоды жизни писателя, тесно связанные с определенными географическими местами.
Первый, киевский, период длился с перерывами с момента рождения писателя в мае 1891 года вплоть до 1919 года.
Киев — булгаковский Город (он писал это слово с заглавной буквы) «Белой гвардии», «Дней Турбиных» и многих очерков и заметок.
Перерывы в пребывании в Киеве относятся в судьбе Булгакова к 1916—1917 годам, когда он работал земским врачом в Смоленской губернии. Смоленские впечатления дали жизнь циклу «Записки юного врача».
Второй период, 1919—1921 годы, это время, когда ветры Гражданской войны забросили Булгакова на Северный Кавказ. Здесь он пишет «Записки на манжетах», пробует свои силы в драматургии.
Третий период начинается с конца 1921 года и кончается смертью М.А. Булгакова в марте 1940 года. Все это время писатель жил в Москве, превратившись в одного из самых «московских» писателей в русской литературе.
Проходя сегодня по московским улицам, мы нередко воскрешаем в памяти булгаковские образы — из «Мастера и Маргариты», «Театрального романа», «Собачьего сердца», «Роковых яиц», «Дьяволиады»...
Булгаков удивительно точен в пейзажных описаниях. Все улицы и здания (будь то Киев, Москва, Владикавказ или другие города) в его произведениях даны узнаваемо и ярко, что позволяет читателю создать определенный зрительный образ того или иного места. Старинные открытки и фотографии, приведенные в альбоме, дают возможность проверить точность впечатлений, навеянных булгаковскими текстами.
Это относится и к портретам героев и персонажей произведений Булгакова — с помощью немногих штрихов писатель умел создать их незабываемые образы. Убедиться в этом читатель сможет, сравнив фотографии реальных лиц, ставших прототипами персонажей, со своими представлениями о них.
Это нетрудно сделать, так как в качестве пояснений к изобразительным материалам используются, как правило, тексты самого М.А. Булгакова — цитаты из его произведений, писем, дневников.
Кроме того, в альбоме приведены и воспоминания его родственников, а также зарисовки современников, встречавшихся с писателем в разные периоды его жизни.
Составители альбома стремились, чтобы видеоряд и тексты органически дополняли друг друга, помогали осмысливать включенный в него материал в неразрывном единстве.
В альбом вошли более 500 единиц изобразительного материала.
Прежде всего это изображения самого писателя, его родных и близких, его друзей и знакомых, современников — литературных, театральных и политических деятелей — многие из которых стали прототипами персонажей его произведений.
Особое место занимают документальные фотографии о буднях Первой мировой и Гражданской войн, публикуемые впервые.
Кроме родного Булгакову Киева и Москвы, ставшей второй его родиной, в альбом включены фотоматериалы с изображением мест, где он бывал эпизодически. Это города и местечки Крыма и Кавказа, где Булгаков отдыхал, Ленинград, где писатель неоднократно бывал по театральным делам, поселок Лебедянь в Курской области, в котором Булгаков сочетал отдых с работой над инсценировкой «Дон Кихота» и занятиями испанским языком.
Широко представлены изображения интерьеров булгаковских квартир, домов и улиц, где жил или бывал сам Булгаков или герои его произведений.
Многие материалы публикуются впервые.
В альбоме воспроизведены также афиши пьес М.А. Булгакова и сцены из постановок, осуществленных при жизни автора. При этом используются как современные Булгакову фотографии, так и старинные открытки, а также позднейшие снимки 40—90-х годов прошлого века.
Альбом создан на основе уникальной коллекции, собранной Борисом Сергеевичем Мягковым, исследователем жизни и творчества Булгакова. Ему принадлежит идея создания данного альбома, для которого он сделал первичный отбор материала. Но завершить работу Б.С. Мягков не успел — он скончался 11 января 2003 года. Его светлой памяти и посвящается этот труд, который завершила его вдова Ирина Яковлевна Горпенко.
Составители приносят искреннюю благодарность Е.А. Земской, В.М. Светлаевой, Н.Г. Колыбановой, И.А. Гусевой, И.Л. Карум, М.Б. Шапошникову, А.А. Задикяну, А.А. Курушину, В.И. Рокотянскому, М.В. Золотареву, А.П. Кончаковскому, В.Н. Сергутину, любезно предоставившим для альбома материалы из личных архивов, а также научным сотрудникам Государственного литературного музея Е.Ю. Абакумовой и В.Г. Крижевскому, оказавшим помощь при подготовке издания.
К оглавлению | Следующая страница |