1891 г.
15 (3 по старому стилю)* мая 1891 г. в семье преподавателя (сначала доцента, потом профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922) первым ребенком родился сын Михаил. Место рождения — Киев, улица Воздвиженская, 28 (теперь 10-В), дом священника Матвея Бутовского.
18 мая — крещен в Крестовоздвиженской церкви (на Подоле) священником М. Бутовским. Имя дали в честь хранителя города Киева архангела Михаила.
В семье Булгаковых Михаил не был единственным ребенком: в 1892 г. родилась сестра Вера, в следующем — Надежда. Позже — еще четверо детей: Варя (1895), Коля (1898), Ваня (1900), Лена (1902).
1892—1899 гг.
Разраставшаяся семья Булгаковых не жила в Киеве на одном месте, а переезжала в поисках более удобного, просторного жилища, снимая квартиры у разных домовладельцев: в районе Печерска на Госпитальной улице, 4; в Кудрявском переулке, 9.
1900 г.
Миша Булгаков поступает (18 августа) в приготовительный класс Второй киевской гимназии (Бибиковский бульвар, 18).
1901 г.
Поступление (22 августа) в Первую киевскую гимназию на Бибиковском (теперь Тараса Шевченко) бульваре, 14. Здесь Михаил Булгаков будет обучаться около восьми лет. Гимназические впечатления войдут потом в роман «Белая гвардия».
1902—1908 гг.
Булгаковы продолжают менять киевские адреса. С 1902 г. живут на Прозоровской (ныне Эспланадной) улице, 10; с 1904 г. — на Ильинской улице, 5/8; в 1905 г. — в Кудрявском переулке, 10; в 1906 г. — в Дионисьевском (ныне Бехтеревском) переулке, 4. Наконец нашлось место, удовлетворявшее всех: это и был последний адрес булгаковской семьи — Андреевский спуск, 13; теперь знаменитый «дом Турбиных», где помещается музей писателя. Многие сцены романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» происходят по воле автора именно в этом доме.
Летние месяцы семья Булгаковых проводила на выстроенной в 1902 г. под Киевом в поселке Буча собственной даче. Отдых был трудовой (обработка участка) и веселый. Давались концерты, домашние спектакли, где Михаил был главным и сочинителем, и исполнителем.
14 марта 1907 г. — умирает отец, А.И. Булгаков. Он похоронен на киевском Байковом кладбище; позже там похоронят и В.М. Булгакову.
Лето 1908 г. — знакомство с саратовской гимназисткой Татьяной Лаппа, дочерью управляющего Казенной палаты.
1909 г.
В мае Михаил оканчивает Первую гимназию. Аттестат зрелости выдан 8 июня.
17 июля Михаил подает прошение ректору Киевского университета о зачислении студентом медицинского факультета; 21 августа просьба была удовлетворена.
1910—1915 гг.
В декабре 1911 г. и летом 1912 г. — поездки вместе с Татьяной Лаппа к ее родителям в Саратов.
26 апреля 1913 г. Михаил Афанасьевич Булгаков и Татьяна Николаевна Лаппа обвенчались в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Венчал их священник Александр Глаголев, друг покойного отца.
Молодые снимают комнату на Рейтарской улице, 25, но вскоре снова переезжают на Андреевский спуск, поселяясь в доме 38 (вблизи родительского дома), где живут с перерывами почти три года: с осени 1913 по сентябрь 1916 г.
Лето 1914 г. Начало Первой мировой войны. Булгаков в Саратове помогает организовать при Казенной палате лазарет для поступающих с фронта раненых, где работает и сам. Возвращается в Киев 18 мая 1915 г. для продолжения образования. По разрешению ректора университета направляется в Киевский военный госпиталь на Печерске для своего рода добровольной преддипломной практики; при этом все лето, осень и зиму готовится к выпускным экзаменам.
1916 г.
В феврале—марте Михаил Булгаков успешно сдает университетские выпускные экзамены на звание врача. Из-за трудностей военного времени он сначала получает «Временное свидетельство» от 6 апреля 1916 г., № 142. В выданном позже (31 октября) дипломе (№ 39665/5540) указано, что Булгаков Михаил Афанасьевич «утвержден в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской империи сей степени присвоенными».
Май—август: работает в прифронтовых госпиталях Каменца-Подольского и Черновцов. Вместе с ним была и жена — Татьяна Булгакова, помогавшая при операциях.
16 июля Михаил Булгаков был отозван с театра военных действий и направлен в распоряжение Смоленской врачебной управы для работы в губернских земских больницах. Служба эта началась только осенью — с 27 сентября, как сообщалось в письме губернской управы. Место работы — Никольская земская больница Сычевского уезда. В одной из своих автобиографий Булгаков пишет: «В 1916—17 годах служил в качестве врача в земстве Смоленской губернии».
К этому (и более раннему) времени относятся первые литературные опыты М.А. Булгакова.
Октябрь—ноябрь: поездка в Киев за дипломом «лекаря с отличием».
1917 г.
Февраль — поездка в Саратов к родителям жены. Там застало их известие о свержении царизма.
Март — поездка в Киев и снова возращение в Никольскую больницу.
Летом произошло событие, едва не стоившее Булгакову жизни. Заразившись дифтеритом и испытывая сильные боли, он начал колоться морфием, что вошло в пагубную привычку. От гибели его спасала жена, давая все меньшие дозы. Впечатления от пережитого Булгаков описал в романе «Недуг» (не сохранился), переработанном позже в рассказ «Морфий».
18 сентября Булгаков добивается перевода в Вяземскую городскую земскую больницу и в начале октября приступает к своим обязанностям заведующего инфекционным и венерологическим отделением. В это же время начинает писать цикл рассказов, в которых отражены реальные события работы в Никольской больнице.
Декабрь — поездка в Москву и в Саратов, оставившая тяжелое впечатление. «Недавно в поездке... — писал Булгаков сестре Наде 31 декабря, — мне пришлось видеть воочию то, что больше я не хотел бы видеть. Я видел, как толпы бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве. Видел голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров. Мучительно тянет меня вон отсюда в Москву или Киев... В особенности мне хотелось бы быть в Киеве!..»
1918 г.
Февраль — приезд в Москву. Освобождение от военной службы по болезни. 22 февраля**. Вяземская уездная земская управа выдает ему удостоверение в том, что он в больнице «выполнял свои обязанности безупречно».
Март — Булгаковы возвращаются в Киев и поселяются в старой родительской квартире (№ 2) по Андреевскому спуску, 13. Михаил Афанасьевич открывает частную практику как врач-венеролог, но вскоре Киев оказывается в гуще гражданской войны.
1919 г.
Февраль—весна: Булгакова как военврача мобилизуют в различные войска власти, поочередно занимающие город. Это время Булгаков вспоминал в очерке «Киев-город»: «...по счету киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил...»
Лето — начало осени: пишет «Наброски земского врача (ранние редакции цикла «Записки юного врача»), «Недуг», «Первый цвет».
Сентябрь—октябрь: в городе деникинцы. 27 октября по приказу их главнокомандующего был объявлен призыв на военную службу офицеров и «...медицинских и ветеринарных чинов... Неявившиеся... будут привлечены к ответственности по законам военного времени». Так был втянут врач Михаил Булгаков в вихрь Гражданской войны вопреки не раз отмеченному желанию «устроить нормальную мирную жизнь».
Мобилизованный белыми Булгаков направляется во Владикавказ. В рассказе «Необыкновенные приключения доктора» можно узнать реальные переживания его автора.
А вот строки из автобиографии: «Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали еще несколько фельетонов...»
Этим городом оказался Грозный, где в одноименной газете (№ 47 от 26 ноября 1919 г.) была опубликована статья-памфлет «Грядущие перспективы» под псевдонимом «М. Б.» Это была первая из найденных публикаций Булгакова. Разыскать «еще несколько фельетонов» пока не удалось.
Зима 1919/20 г.: Булгаков живет во Владикавказе, выезжая по делам службы в города Северного Кавказа, Ставрополья, Прикубанья. Продолжает печататься. В письме к брату от 1 февраля 1921 г. читаем: «...около года назад я... начал печататься. Фельетоны мои шли во многих кавказских газетах». Отметил это в своем дневнике и писатель Ю. Слезкин: «Встретились мы во Владикавказе при белых. Он был военным врачом и сотрудничал в газете». Из этих фельетонов «во многих кавказских газетах» пока известен один, сохраненный самим Булгаковым в трех небольших вырезках. Достоверен только его подзаголовок «Дань восхищения», остальное предположительно: как его заглавие «Юнкер», так и источник публикации — «Кавказская газета» (г. Владикавказ) за 5 февраля 1920 г. Рассказ посвящен киевским событиям конца октября 1917 г. и связан с матерью Булгакова Варварой Михайловной и братом Николаем, в то время юнкером Константиновского училища.
1920 г.
28 февраля во Владикавказе вышел первый номер ежедневной газеты «Кавказ»; в списке сотрудников значится и М. Булгаков. Он писал об этом времени в автобиографии: «В начале 1920 года я бросил звание лекаря с отличием и писал». Так совершился переход Булгакова из медицины (он больше никогда не возвращался к этому занятию профессионально) в литературу.
Февраль — март: Булгаков заразился возвратным тифом. Его выходила жена, самоотверженная Татьяна Николаевна. Встав с постели, он узнал, что белые войска ушли и в городе установилась советская власть. Теперь было весьма опасно заявлять о себе как о медике: сведения о службе в деникинской армии даже врачом могли привести к трагическому результату. И Булгаков утверждается в принятом ранее решении: при новой власти начинает пробовать себя в другом качестве. Подотделом искусств местного Наробраза руководил знакомый ему писатель Ю. Слезкин. Он предложил Булгакову должность заведующего литературным отделом (ЛИТО).
Весна — лето: Булгаков помимо службы в ЛИТО занимается журналистской работой, читает вступительные лекции перед спектаклями оперной и драматической труппы образовавшегося Русского театра. С конца мая заведует театральной секцией подотдела искусств, пробует себя в драматургии.
4 июня — премьера первой пьесы Булгакова (юмореска в одном действии «Самооборона») на сцене Первого Советского театра. Эта пьеса, как и три последующие, до нас не дошла, но, судя по списку действующих лиц (Обыватель Иванов, Гимназист Петька, Председатель домового комитета, Господин) и ремарке «действие происходит в наши дни в губернском городе», можно догадаться, что автор использовал свои недавние впечатления о революционных событиях в Киеве и на Северном Кавказе.
Июль — август: пишет большую четырехактную драму «Братья Турбины (Пробил час)».
Сентябрь — преподает в Народной драматической студии.
21 октября — премьера пьесы «Братья Турбины (Пробил час)» в Первом Советском театре. «Братья Турбины», как сообщал в одном из писем Булгаков, «четыре раза за месяц шли с треском успеха», но сам автор считал эту пьесу «наспех сделанной, незрелой вещью» и впоследствии ее уничтожил.
28 октября — в «Докладе комиссии по обследованию деятельности подотдела искусств» содержалась резкая критика этого подразделения. В резолюции комиссии указано, что наряду с другими изгнан Булгаков (его фамилия записана с пометкой «бел.» — белогвардеец).
Ноябрь—декабрь: написана комедия-буфф «Глиняные женихи» («Вероломный папаша»), которая поставлена не была. Живут Булгаковы на Слепцовской (ныне Маяковского) улице, 9, кв.2.
1921 г.
Январь—февраль: пишет за 10 дней пьесу «Парижские коммунары», принятую к постановке в местном театре. Эту пьесу вместе с «Самообороной» и «Братьями Турбиными» посылает в Москву на конкурс в Мастерскую коммунистической драматургии, но все три отклонены. Одновременно пишет большой роман по канве «Недуга» («...единственная за все это время продуманная вещь», — сообщает Булгаков в письме).
Середина марта — премьера пьесы «Парижские коммунары» в Первом Советском театре г. Владикавказа.
1 апреля — публикация в газете «Коммунист», № 296 фельетона «Неделя просвещения».
13 апреля — в газете «Коммунист» опубликована рецензия Булгакова на трагедию А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного».
Апрель—май: пишет пьесу «Сыновья муллы» (о революционных событиях в ингушской деревне). Помогает ему в этом местный юрист Туаджин Пейзулаев (в 1930 г. пьеса опубликована на осетинском языке под одной фамилией Булгакова). Назначается деканом театрального отделения Народного художественного института. Читает лекции по истории драматической литературы.
15 мая — премьера пьесы «Сыновья Муллы» на сцене Первого Советского театра в исполнении актеров-любителей. История создания пьесы и ее постановка ярко описаны впоследствии в повести «Записки на манжетах» и рассказе «Богема». Выступление на открытии Народного художественного института во Владикавказе.
18 мая — публикует в газете «Коммунист» статью «С.П. Аксенов» — о 35-летнем творческом юбилее владикавказского актера.
26 мая — выезжает в Тифлис (Тбилиси) через Баку.
Июнь — живет в Тифлисе; безуспешно пытается поставить свои пьесы на местной сцене; вместе с женой переезжает в Батум (Батуми).
Июль—август: попытки уехать из Батума в Константинополь, найти журналистскую и литературную работу. Т.Н. Булгакова уезжает через Одессу—Киев в Москву.
Сентябрь — отъезд из Батума через Одессу в Киев. 17 сентября — в Киеве; 26 сентября — выезжает в Москву; приезжает туда ночью 28 сентября. Все это путешествие и первые часы и дни в Москве описаны в «Записках на манжетах».
Первые московские пристанища Булгаковых: Тихомировское студенческое общежитие Первого медицинского института (Малая Пироговская улица, 18); у родственников мужа сестры Надежды — А.М. Земского в квартире детского сада печатников «Золотая рыбка» (Воротниковский переулок, 1); наконец, и уже надолго, в комнате того же А.М. Земского — сначала временно, потом постоянно (Большая Садовая, 10, кв. 50). Детали московского быта той поры отражены в рассказах и фельетонах, пьесе «Зойкина квартира», романе «Мастер и Маргарита».
30 сентября — подает заявление о зачислении в Литературный отдел Главполитпросвета Наркомпроса.
1 октября — зачисляется в ЛИТО на должность секретаря. Адрес первой работы Булгакова в Москве: Сретенский бульвар, 6, кв. 65. Написана первая краткая автобиография.
Октябрь — ноябрь: работа секретарем ЛИТО (протоколирование заседаний, составление агитлозунгов о помощи голодающим Поволжья, выпуск сборников поэтов-классиков).
Пишет фельетоны «Евгений Онегин», «Муза мести» (о Н.А. Некрасове), задумывает историческую драму о Николае II и Распутине.
23 ноября — расформирование ЛИТО (в приказе от этого числа Булгаков был объявлен уволенным с 1 декабря).
Конец ноября — декабрь: поступает заведующим отделом хроники в «Торгово-промышленный вестник» (Третьяковский проезд, 11, помещение 9).
Осенью и зимой диктует машинистке И.С. Раабен первую часть «Записок на манжетах».
1922 г.
13 января — пишет очерк «Торговый ренессанс (Москва в начале 1922 года)».
В середине января закрылся «Торгово-промышленный вестник».
1 февраля — от тифа в Киеве умирает мать Булгакова Варвара Михайловна. Это печальное событие послужило толчком к возникновению замысла романа «Белая гвардия».
Февраль—март: кратковременная служба в Военно-редакционном совете Научно-технического комитета Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Поступает репортером в газету «Рабочий» («Рабочая газета»).
1 марта — первый репортаж в газете «Рабочий», № 1: «Когда машины спят. 1-я ситцевая фабрика в Москве» под псевдонимом Михаил Булл. С марта по сентябрь было опубликовано 29 его репортажей и статей под разными псевдонимами (М. Б., М. Булл, Михаил Булл и др.).
Начало марта — пишет рассказ «Необыкновенные приключения доктора», тематически близкий к «Запискам на манжетах».
Супруги Булгаковы сближаются со знакомыми Земских — Верой Федоровной и Иваном Павловичем Крешковыми, бывают у них в доме на Патриарших прудах (Малая Бронная, 32, кв. 24), устраивают шуточные спиритические сеансы.
Середина марта — узнает о судьбе эмигрировавших за рубеж братьев: Николая и Ивана (оба в Париже).
Начало апреля — поступает обработчиком писем в газету «Гудок». Содействовал этому его бывший коллега по ЛИТО А.И. Эрлих. Работа Булгакова в «Гудке» сначала в отделе писем, потом фельетонистом на знаменитой «Четвертой полосе» с В. Катаевым, Ю. Олешей, И. Ильфом, Е. Петровым, И. Овчинниковым, А. Потоцким, А. Явичем, М. Штихом и другими отразилась в его повести «Тайному другу» (1929) и в ряде воспоминаний мемуаристов.
12 апреля — первый репортаж в газете «Гудок», № 575: «У курян» с подписью М.Б. Всего в «Гудке» за 1922—1926 гг. Булгаковым было напечатано 118 репортажей, рассказов, фельетонов.
В мае Булгаков начинает сотрудничать в берлинской газете «Накануне» и ее «Литературном приложении», которое редактировал А.Н. Толстой. В начале мая Булгаков упомянут в числе предполагаемых авторов этого издания, московскую редакцию которого (Большой Гнездниковский переулок, 10) он посетил еще в апреле.
Конец мая — начало июня: опубликован в журнале «Рупор», № 2, рассказ «Необыкновенные приключения» (впервые под полной фамилией автора); продолжает знакомиться с московским литературным миром, посещает литературные кружки в «Доме Герцена» (Тверской бульвар, 25), «Никитинские субботники» (Газетный переулок, 3, кв. 7) и др.
18 июня — печатает главы из 1-й части «Записок на манжетах» в «Литературном приложении» (№ 8) к газете «Накануне», № 68 (те же главы публиковались позже с разночтениями в альманахе «Возрождение» (1923, № 2) и в «Бакинском рабочем» (1924, № 1).
30 июля — очерк «Москва краснокаменная. 1. Улица» в газете «Накануне», № 94.
Июль — рассказ «Спиритический сеанс» в журнале «Рупор», № 4. В числе прототипов главных героев были супруги Крешковы; публикация рассказа привела к разрыву их отношений с Булгаковым.
Летом посещает подмосковное имение «Архангельское», что повлекло за собой возникновение замысла рассказа «Ханский огонь».
22 октября — рассказ «Красная корона (Historia morbi***)» в «Литературном приложении» (№ 23) к «Накануне», № 166, связанный с впечатлениями Гражданской войны на юге России.
Участие в заседаниях литературного кружка Л.В. Кирьяковой «Зеленая лампа» (на Малой Дмитровке): чтение рассказов, позже — романа «Белая гвардия», повестей и пьес.
7 декабря — газета «Накануне» сообщает, что 13 писателей (в числе которых М. Булгаков) пишут большой коллективный роман о гражданской войне в России. Роман написан не был. Результатом этой работы для Булгакова стали роман «Белая гвардия» и серия рассказов.
10 декабря — рассказ «В ночь на 3-е число». Из романа «Алый мах» в «Литературном приложении» (№ 30) к «Накануне», № 207. Этот рассказ — из ранних редакций «Белой гвардии».
21 декабря — начало печатания цикла очерков под общим названием «Столица в блокноте» в «Накануне», № 216. Продолжение цикла было опубликовано 20 января (№ 239), 9 февраля (№ 256), 1 марта (№ 273) 1923 г.
Рассказ «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» в издававшемся в Петрограде «Красном журнале для всех», № 2.
Критическая статья «Юрий Слезкин: Силуэт» в берлинском журнале «Сполохи», № 12.
31 декабря — в «Литературном приложении» (№ 33) к «Накануне», № 223, напечатан фельетон «Чаша жизни. Веселый московский рассказ с печальным концом».
Знакомство с адвокатами Д.А. Кисельгофом и В.Е. Коморским (семья Коморских жила в Малом Козихинском переулке, 12, кв. 12).
1923 г.
Январь — публикация 2-й части «Записок на манжетах» в журнале «Россия», № 5.
14 января — чтение «Записок на манжетах» на заседании «Никитинских субботников».
Январь—февраль: работа над первой частью романа «Белая гвардия» (под названием «Желтый прапор»), выступления в литературных кружках. Попытка создания сатирического журнала «Ревизор» с привлечением коллег — журналистов из «Гудка» и «Накануне». Журнал разрешен не был.
19 февраля — вступление в профсоюз работников просвещения (секция работников печати, место работы — «Гудок», обработчик).
15 марта — очерки «КАЭНПЕ и КАПЕ» и «В школе городка III Интернационала» в журнале «Голос работника просвещения», № 4.
Вступает во Всероссийский союз писателей.
15 апреля — очерки «Сорок сороков» в «Накануне», № 310 и «1-я детская коммуна» в «Голосе работников просвещения», № 5—6.
21 апреля — выезжает по командировке газеты «Накануне» в Киев и остается там до 10 мая. Пишет очерк «Киев-город», собирает материал для завершения «Белой гвардии».
6 мая — рассказы «Китайская история» в «Иллюстрациях «Петроградской правды»», № 7 и «Московские сцены. На передовых позициях» в «Литературном приложении» (№ 51) к газете «Накануне», № 327 (последний рассказ позже переиздавался под названием «Четыре портрета»).
12 мая — возвращается из Киева в Москву и участвует в демонстрации против Керзона.
19 мая — очерк «Бенефис лорда Керзона» в «Накануне», № 337.
25 мая — очерк «Путевые заметки. Скорый № 7 «Москва — Одесса»» в «Накануне», № 341.
30 мая — участвует в литературном вечере, устроенном на квартире Коморских в честь приехавшего из Берлина А.Н. Толстого. Этот вечер описан в «Театральном романе».
15 июня — очерк «Птицы в мансарде» в «Голосе работника просвещения», № 7—8.
20 июня — очерк «Комаровское дело» в «Накануне», № 363.
6 июля — очерк «Киев-город» в «Накануне», № 377.
15 июля — цикл фельетонов и сатирических миниатюр под общим названием «Самоцветный быт. Из моей коллекции» в «Литературном приложении» (№ 61) к «Накануне», № 385.
29 июля — фельетон «Самогонное озеро» в «Накануне», № 397, рубрика «Литературная неделя».
16 августа — очерк «Шансон д'Этэ»**** в «Накануне», № 409.
31 августа — в письме Ю.Л. Слезкину Булгаков сообщает об окончании повести «Дьяволиада». О «Белой гвардии» написано: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кое-что исправляю».
2 сентября — фельетон «День нашей жизни» в «Накануне», № 424.
23 сентября — рассказ «Псалом» в «Накануне», № 442.
30 сентября — начало печатания в «Накануне» (№ 448) цикла очерков о Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве под общим названием «Золотистый город». Продолжение было напечатано в «Накануне» 6-го (№ 453), 12-го (№ 458) и 14-го (№ 460) октября.
Середина октября — знакомство с ответственным секретарем альманаха «Недра» Н.С. Ангарским и его помощником П.Н. Зайцевым (оставившим воспоминания о Булгакове).
17 октября — первый фельетон в газете «Гудок», № 1026: «Беспокойная поездка. Монолог начальства (Не сказка, а быль)» за подписью: Герасим Петрович Ухов.
1 ноября — фельетон «Тайны Мадридского двора» в «Гудке», № 1039 за подписью Г.П. Ухов (прочтение этой подписи «гепеухов», ассоциирующейся с известным учреждением ГПУ — Главным политическим управлением НКВД — вызвало в редакции газеты переполох).
22 декабря — на литературном кружке «Никитинские субботники» художник А.А. Куренной рисует портрет М.А. Булгакова.
1924 г.
Начало января — участие в вечере «сменовеховцев» (издателей «Накануне»). Вечер проводился в Бюро обслуживания иностранцев (Бюробин) в одном из особняков в Денежном переулке. Знакомство там с Л.Е. Белозерской, будущей второй женой.
21 января — смерть В.И. Ленина. 24 января — Булгаков прощается с телом В.И. Ленина в Колонном зале Дома союзов.
Рассказ «Воспоминание...» в журнале «Железнодорожник», № 1—2. Чтение «Белой гвардии» в московских литературных кружках.
25 февраля — выход повести «Дьяволиада» в альманахе «Недра», № 4 (мартовский выпуск).
Февраль — выход рассказа «Ханский огонь» в «Красном журнале для всех», № 2.
Март — продолжение чтений «Белой гвардии» в московских литературных кружках. Знакомство с писателем С.С. Заяицким, филологом Н.Н. Ляминым, художницей Н.А. Ушаковой, на квартирах которых также были чтения романа.
11—12 марта — надписывает повесть «Дьяволиада» машинистке И.С. Раабен и супругам Коморским.
26 марта — рассказ «Белобрысова книжка: Формат записной» в газете «Накануне», № 71.
30 марта — рассказ «Бурнаковский племянник» в газете «Бакинский рабочий», № 70.
6 апреля — цикл фельетонов «Золотые документы: Из моей коллекции» в «Накануне», № 81.
9 апреля — рассказ «Площадь на колесах: Дневник гениального гражданина Полосухина» в журнале «Заноза», № 9 за подписью М. Олл-Райт.
15—19 апреля — участие во Всероссийском съезде железнодорожников.
20 апреля — фельетон «Багровый остров. Роман тов. Жюля Верна. С французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков» в «Накануне», № 90 (в рубрике «Литературная неделя»).
Развод с Татьяной Николаевной Булгаковой (Лаппа).
Участие в литературных кружках П.Н. Зайцева (Староконюшенный переулок, 5), М.Я. Козырева, Л.М. Леонова (Девичье поле).
27 мая — начало публикации очерка «Москва 20-х годов» в «Накануне», № 119, окончание — там же, 12 июня, № 131. Под названием «Трактат о жилище» в сокращенном виде очерк включался в одноименный сборник (Л.: Земля и фабрика, 1925, 1926).
31 мая и 3 июня — публикация в «Накануне» (№ 122, № 124) главы из «Белой гвардии» под названием «Вечерок у Василисы».
Публикация отрывка из «Белой гвардии» («Конец Петлюры») в одесском журнале «Шквал», № 5 (позднее, 2 ноября, его перепечатает тифлисская «Заря Востока»).
Июнь — глава из «Белой гвардии» («Петлюра идет на парад») в «Красном журнале для всех», № 6.
Начало августа — выход альманаха «Возрождение», № 2 с 1-й частью «Записок на манжетах».
18 августа — фельетон «Три застенка» в «Бакинском рабочем», № 185.
Переезд из кв. 50 в кв. 34 дома № 10 по Большой Садовой улице.
Неудача с намерением опубликовать роман «Белая гвардия» в «Недрах».
Сентябрь — рассказ «Египетская мумия» в журнале «Смехач», № 16. Написана повесть «Роковые яйца»; предложена альманаху «Недра».
Октябрь—декабрь — публикация рассказов «Обмен веществ. Записная книжка» в журнале «Смехач», № 19 и «Три вида свинства» в журнале «Красный перец», № 21. Написана вторая автобиография. Закончен роман «Белая гвардия». Знакомство с В.В. Вересаевым.
Выезд из квартиры № 34 по Большой Садовой, 10; начало семейной жизни с Л.Е. Белозерской. Булгаковы поселяются сначала в деревянном особнячке в Арбатском переулке, потом на антресолях служебных помещений школы на ул. Герцена (Большая Никитская, дом 46, кв. 12), которой заведовала сестра Михаила Афанасьевича — Н.А. Земская; затем снимают комнату на втором этаже флигеля во дворе дома 9 (кв. 4) по Чистому (Обухову) переулку, вблизи места, где квартировали Н.М. и М.М. Покровские, братья матери Булгакова. Начинается «пречистенский» период жизни Булгакова.
Во время жизни в Арбатском переулке совместно с Л.Е. Белозерской начинает писать светскую комедию из французской жизни — «Белая глина». Из воспоминаний Л.Е. Белозерской следует, что было написано два действия, после чего их знакомый литератор А.Н. Тихонов (Серебров) отсоветовал продолжать эту работу. Никаких следов пока не обнаружено.
Знакомство с «гахновцами» (Государственная академия художественных наук) — Б.В. Шапошниковым, А.Г. Габричевским, В.Э. Морицем, С.В. Шервинским и другими, с зоологом А.Н. Северцовым, писателем В.Н. Долгоруковым (Владимировым).
1925 г.
4 января — рассказ «Богема» в журнале «Красная нива», № 1.
Выход журнала «Россия» (№ 4, по новой нумерации «толстых» двухмесячников) с первой частью «Белой гвардии».
16 января — был на вечере А. Белого (чтение «Воспоминаний о В. Брюсове») на квартире П.Н. Зайцева.
19 января — начал набрасывать пьесу «Белая гвардия» (процесс сочинения изображен в «Театральном романе»).
Январь—март: работа над повестью «Собачье сердце. Чудовищная история» с намерением опубликовать в альманахе «Недра». Первая редакция закончена в начале февраля.
15 февраля — чтение повести «Собачье сердце» на квартире у Н.С. Ангарского.
Февраль — повесть «Роковые яйца» в альманахе «Недра», № 6. Позднее в сокращенном виде повесть публиковалась в журнале «Красная панорама» 10 мая (№ 19), 17 мая (№ 20) и 24 мая (№ 21) под названием «Луч жизни»; 30 мая (№ 22) и 13 июня (№ 24) — под названием «Роковые яйца».
7 марта — чтение 1-й части «Собачьего сердца» на «Никитинских субботниках».
Март—апрель: подготовка сборников рассказов и фельетонов, начатая осенью 1924 г. Корректура «Белой гвардии» для журнала «Россия, № 5 (23—28 марта); корректура сборника «Дьяволиада» в издательстве «Недра». Поэт Максимилиан Волошин, живущий в Коктебеле (Крым), одобряет прозу Булгакова и выражает желание с ним познакомиться.
3 апреля — получает приглашение режиссера МХАТа Б.И. Вершилова с последующим предложением написать пьесу на основе «Белой гвардии».
6 апреля — принимает участие в вечере, посвященном трехлетию журнала «Россия» (в Колонном зале Дома союзов).
Конец апреля — выход пятого номера журнала «Россия» с продолжением «Белой гвардии». Переговоры о публикации окончания этого романа и об отдельном его издании. Начало публикации цикла из двух фельетонов под общим названием «Золотые корреспонденции» в ленинградской «Красной газете», № 102, № 127.
30 апреля — регистрация брака с Л.Е. Белозерской.
10 мая — письмо М.А. Волошину в Коктебель с ответным выражением желания познакомиться с ним.
1 июня — получил письмо от М.А. Волошина с конкретным предложением приехать к нему в Коктебель.
12 июня — приезд в Коктебель к Волошину.
Художница Остроумова-Лебедева пишет портрет М.А. Булгакова, о чем впоследствии упоминает в своих мемуарах.
5 июля — М.А. Волошин дарит Булгакову свою книгу «Иверии» и акварель.
7 июля — отъезд из Коктебеля морем в Ялту, далее на автомобиле в Севастополь и поездом до Москвы. Впечатления от поездки нашли отражение в цикле очерков «Путешествие по Крыму».
Статья «Караул!!!» в журнале «Журналист», № 6—7. Выход в свет сборника «Дьяволиада», состоящего из двух повестей («Дьяволиада», «Роковые яйца») и трех рассказов («№ 13» — «Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», «Похождения Чичикова»).
27 июля — 31 августа: публикация цикла очерков «Путешествие по Крыму» в «Красной газете» (№ 184, 190, 195, 202, 206, 212).
Июль — начало августа: написание пьесы «Белая гвардия» (1-я редакция: в 5 актах, 12 картинах).
15 августа — рассказ «Стальное горло» в журнале «Красная панорама», № 33 (первый из цикла «Записки юного врача»).
Представляет во МХАТ пьесу «Белая гвардия» (1-я редакция).
17 августа — сдает третью часть (окончание) романа «Белая гвардия» в журнал «Россия» (публикация не состоялась, так как журнал был закрыт).
23 августа — рассказ «Таракан» в газете «Заря Востока» (Тифлис), № 958.
Август — фельетон «Ванькин — дурак» в журнале «Бузотер», № 19 (из цикла «Золотые документы» или «Золотые корреспонденции»); там же — рассказ «Шпрехен зи дейтч?». Рассказ «Угрызаемый хвост» в журнале «Бузотер», № 20.
Начало сентября — чтение пьесы «Белая гвардия» труппе МХАТа в присутствии К.С. Станиславского, а также на квартире поэта К.А. Липскерова.
Предложение Студии Е.Б. Вахтангова написать для них современную комедию. Начало работы над пьесой «Зойкина квартира».
Сентябрь — начало октября: заканчивает вторую редакцию пьесы «Белая гвардия», представляет ее в репертуарный отдел Художественного театра.
15 октября — пишет резкое письмо руководству МХАТа (В.В. Лужскому) по поводу постановки пьесы «Белая гвардия». Условия, высказанные Булгаковым, принимаются.
Рассказ «Крещение поворотом» в журнале «Медицинский работник», № 41—42.
31 октября — читка пьесы «Белая гвардия» труппе Художественного театра.
Ноябрь—декабрь: продолжение работы над пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира». В книге Е.Ф. Никитиной «Русская литература от символизма до наших дней» опубликована «Автобиография. Октябрь 1924 г.» Возникновение замысла пьесы «Багровый остров».
1926 г.
1 января — заключение договора со Студией Е.Б. Вахтангова на пьесу «Зойкина квартира».
11 января — чтение пьесы «Зойкина квартира» труппе Студии Е.Б. Вахтангова (Театр им. Евг. Вахтангова).
18—25 января — рассказ «Вьюга» в журнале «Медицинский работник», № 2—3.
26 января — согласие руководства МХАТа на начало репетиций пьесы «Белая гвардия».
29 января — чтение 3-й редакции пьесы «Белая гвардия» новому составу исполнителей.
30 января — заключение договора с Московским Камерным театром на пьесу «Багровый остров».
Конец января — февраль: репетиции пьесы «Белая гвардия» во МХАТе.
12 февраля — выступление на диспуте «Литературная Россия» в Колонном зале Дома союзов.
21 февраля — чтение рассказа «Похождения Чичикова» на вечере литературного юмора в Политехническом музее.
2 марта — заключен с МХАТом договор на пьесу «Собачье сердце» по одноименной повести.
Начало — середина марта: первые репетиции пьесы «Зойкина квартира» в Театре им. Евг. Вахтангова. Продолжение репетиций «Белой гвардии» во МХАТе.
26 марта — показ первых двух актов спектакля «Белая гвардия» К.С. Станиславскому.
10 апреля — заключение договоров на постановку пьес «Белая гвардия» и «Зойкина квартира» в Ленинградском Большом драматическом театре.
24 апреля — первая генеральная репетиция «Зойкиной квартиры» в Театре им. Евг. Вахтангова. Принято решение о переделке пьесы.
26 апреля — вышло второе издание сборника «Дьяволиада».
Работа над пьесой «Багровый остров», встречи с режиссером Московского Камерного театра А.Я. Таировым.
7 мая — обыск в комнате Булгакова, произведенный работниками ОГПУ. Были взяты машинопись «Собачьего сердца» и три рукописные тетради под названием «Мой дневник» (возвращены лишь в 1929 году после ходатайства А.М. Горького. Булгаков уничтожил дневник, но следы его сохранились в архиве ОГПУ в виде сокращенной машинописной копии).
9 мая — уезжает в Ленинград.
10 мая — участвует в литературно-художественном вечере в Большом зале филармонии с чтением рассказа «Похождения Чичикова».
11—12 мая — пребывание в Ленинграде. Знакомство с А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и другими ленинградскими литераторами. Договоренность об издании сборника фельетонов в юмористической иллюстрированной библиотеке журнала «Смехач». Переговоры с ленинградскими театрами о написании и постановке пьесы.
13 мая — возвращение из Ленинграда; вызов к следователю ОГПУ для дачи показаний.
15 мая — фельетон «Акафист нашему качеству» в «Красной газете» (вечерний выпуск, № 113).
4 июня — письмо Совету дирекции МХАТа по поводу режиссуры и названия пьесы «Белая гвардия».
24 июня — первая закрытая генеральная репетиция с хором, оркестром и полной декорацией пьесы «Белая гвардия» («Перед концом»).
25 июня — разрешение Главреперткома на постановку «Белой гвардии».
26 июня — закрытие сезона в Московском Художественном театре. Перерыв в репетициях «Белой гвардии».
Конец июня — начало июля: Булгаковы переезжают по новому адресу: Малый Левшинский переулок, 4, кв. 1.
В 15-й книжке библиотеки журнала «Смехач» вышли рассказы и фельетоны Булгакова отдельным изданием.
20—27 июля — рассказ «Тьма египетская» в журнале «Медицинский работник», № 26—27.
Июль—август: переписка с режиссером Театра им. Евг. Вахтангова А.Д. Поповым. Переделка пьесы «Зойкина квартира» (на даче у супругов Понсовых в Крюкове под Москвой). Рассказ «Звездная сыпь» в журнале «Медицинский работник», № 29—30.
24 августа — совещание с руководством МХАТа о продолжении репетиций пьесы «Белая гвардия». Замена названия «Семья Турбиных» на «Дни Турбиных» («Белая гвардия»).
Конец августа — начало сентября: репетиция пьесы в Художественном театре.
10 сентября — завершение работы над текстом пьесы и утверждение ее окончательного названия — «Дни Турбиных».
Рассказ «Полотенце с петухом» в журнале «Медицинский работник», № 33—34.
15 сентября — читка нового варианта «Зойкиной квартиры» труппе Театра им. Евг. Вахтангова.
17 сентября — первая открытая генеральная репетиция «Дней Турбиных» с приглашением Главреперткома.
22 сентября — вызов и допрос в ОГПУ (сотрудником Гендиным).
23 сентября — генеральная репетиция с публикой, приглашением правительства, высшего руководства театрами, прессы.
25 сентября — официальное разрешение «Дней Турбиных».
Конец сентября — начало октября: последние генеральные репетиции «Дней Турбиных» и окончательная доводка пьесы.
5 октября — премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе.
Рассказ «Пропавший глаз» в журнале «Медицинский работник», № 36—37.
Фотографирование в мастерской М. Наппельбаума с моноклем в глазу. Банкет по поводу премьеры «Дней Турбиных» в квартире актера МХАТа В.А. Степуна (Сивцев Вражек, 41). В октябре «Дни Турбиных» прошли 13 раз, в ноябре и в декабре — по 14 раз в месяц.
11 октября — диспут о «Днях Турбиных» в Доме печати: «Суд над «Белой гвардией»».
21 октября — разрешение Главреперткомом пьесы «Зойкина квартира».
28 октября — премьера «Зойкиной квартиры» в Театре им. Евг. Вахтангова.
10 ноября — отклонение президиумом коллегии Наркомпроса просьбы Булгакова о разрешении к постановке в провинции пьесы «Зойкина квартира».
Декабрь — рассказ «Я убил» в журнале «Медицинский работник», № 44—45. Начало работы над пьесой, получившей название «Бег». Продолжение работы над «Багровым островом». Выход в издательстве «Земля и фабрика» сборника сатирических рассказов «Трактат о жилище». Разрешение пьесы «Зойкина квартира» к постановке в театрах Киева, Свердловска, Ростова-на-Дону, Баку, Саратова, Симферополя, Тифлиса, Риги. Выход «Автобиографии. Октябрь 1924 года» в сборнике «Писатели. Автобиографии и портреты современных прозаиков» (под редакцией В. Лидина). Знакомство с филологом П.С. Поповым, первым биографом Булгакова. Первые биографические записи.
1927 г.
14 января — 50-й спектакль «Дней Турбиных» во МХАТе.
7 февраля — выступление на диспуте «Дни Турбиных» и «Любовь Яровая» в Театре им. В.Э. Мейерхольда с резкой отповедью критику А. Орлинскому (стенограмма опубликована в 1969 г.).
Январь—февраль: завершение пьесы «Багровый остров». Встречи с М.А. Волошиным в Москве.
4 марта — сдача пьесы «Багровый остров» в Московский Камерный театр.
Март—апрель: завершение работы над первой редакцией пьесы «Бег», имевшей ранее название «Рыцарь Серафимы» («Изгои»).
19 апреля — расторгнут договор на инсценировку «Собачьего сердца» для МХАТа.
Май—лето: отдых в Крыму, в Судаке, на даче у композитора А.А. Спендиарова. Поездка в Ялту, посещение Дома-музея А.П. Чехова (13 мая — запись в альбоме памятных гостей музея).
1 августа — заключен договор с застройщиком А.Ф. Стуем на аренду трехкомнатной квартиры (Большая Пироговская, 35-Б5*, кв. 6). В конце августа — переезд на новую квартиру.
17 сентября — известие о снятии «Дней Турбиных». Вскоре это решение было отменено.
20 октября — возобновление «Дней Турбиных» в новом сезоне МХАТа 1927—1928 гг.
Октябрь — ноябрь: постановка пьесы «Семья Турбиных» в Рижском драматическом театре. Отдельное издание романа «Белая гвардия» в Риге с присочиненным редакцией концом.
9 ноября — снятие с репертуара пьесы «Зойкина квартира» в Театре им. Евг. Вахтангова.
Декабрь — рассказ «Морфий» в журнале «Медицинский работник», № 45—47. В Париже в издательстве «Конкорд» выходит «Белая гвардия» отдельной книгой (том 1; том 2 вышел в 1929 г). Борьба Булгакова с иностранными издателями (С. Каганским и др.) за авторские права на роман «Белая гвардия» и пьесу «Дни Турбиных».
1928 г.
2 января — договор с МХАТом на пьесу «Бег». Читка пьесы труппе.
Работа над статьей «Драматург и критик» («Премьера») для театрального альманаха Драмсоюза, готовившегося Е.И. Замятиным и А.Р. Кугелем.
Январь—февраль: работа над новой редакцией пьесы «Бег». Подает заявление о поездке за границу по вопросу авторских прав (разрешение дано не было). Дарит книгу «Дьяволиада» гостившей у Булгаковых М.П. Чеховой.
1 марта — еще один договор с МХАТом на пьесу «Бег».
16 марта — передает новый вариант пьесы «Бег» во МХАТ.
Апрель — поездка в Ленинград по поводу постановки пьесы «Бег» в Большом драматическом театре. Встречи с Е.И. Замятиным, Н.Э. Радловым, В.Я. Канторовичем. Возобновление пьесы «Зойкина квартира» в Театре им. Евг. Вахтангова.
21 апреля — середина мая: поездка на юг (Тифлис, Батум, Зеленый Мыс, Владикавказ).
18 мая — решение Главреперткома о запрещении пьесы «Бег».
17 июня — решение Главреперткома о снятии пьес «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных».
Август — поездка в Одессу (19 августа — прибытие; 22 августа — чтение пьесы «Бег» художественному совету Театра русской драмы; 24 августа — договор на постановку «Бега» в Киевском Русском театре).
11 сентября — 200-е представление «Дней Турбиных» во МХАТе.
26 сентября — разрешение пьесы «Багровый остров» Главреперткомом.
9 октября — обсуждение пьесы «Бег» художественным советом МХАТа и членами Главреперткома в присутствии А.М. Горького.
11 октября — разрешение Главреперткомом пьесы «Бег». Начало репетиций во МХАТе и в Ленинградском Большом драматическом театре.
24 октября — окончательное запрещение пьесы «Бег».
9 декабря — закрытый просмотр спектакля «Багровый остров» в Московском Камерном театре.
11 декабря — премьера спектакля «Багровый остров».
Начало работы над первыми редакциями нового романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».
1929 г.
25 января — последняя репетиция пьесы «Бег» во МХАТе.
2 февраля — письмо И.В. Сталина драматургу В.Н. Билль-Белоцерковскому с мнением по поводу «Дней Турбиных» и «Бега».
28 февраля — знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской (на квартире художников Моисеенко: Большой Гнездниковский переулок, 10), будущей третьей женой писателя.
6 марта — публикация решения Главреперткома о снятии с репертуара всех пьес Булгакова.
17 марта — последнее, 198-е представление «Зойкиной квартиры», которая не возобновлялась уже при жизни автора.
Апрель — снятие с репертуара «Дней Турбиных».
8 мая — сдает в издательство «Недра» отрывок из нового романа — рукопись «Мания фурибунда» (глава из романа «Копыто инженера»).
Начало июня — последний спектакль «Багрового острова» в Московском Камерном театре.
Начало июля — пишет письмо-заявление И.В. Сталину, М.И. Калинину, начальнику Главискусства А.И. Свидерскому, А.М. Горькому о своем трудном положении с просьбой о выезде из СССР (ответа не последовало).
Лето — переписка с братом Н.А. Булгаковым, живущим в Париже, о судьбе зарубежных изданий и постановок.
3 сентября — пишет письмо секретарю ЦИК А.С. Енукидзе и А.М. Горькому с просьбой походатайствовать о выезде за границу (второе письмо А.М. Горькому было написано 28 сентября).
Сентябрь — работает над рукописью «Тайному другу», обращенной к Е.С. Шиловской. Впоследствии этот отрывок послужил основой для начала «Записок покойника» («Театрального романа»).
2 октября — подает заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.
14 октября — дирекция МХАТа расторгает договор на пьесу «Бег» и просит вернуть аванс.
Октябрь — начало работы над пьесой о Мольере.
6 декабря — закончена первая (рукописная) редакция пьесы о Мольере, названной «Кабала святош».
Перепечатка и чтение пьесы «Кабала святош» у Ляминых и на своей квартире. Обсуждение пьесы и ее доработка перед подачей в Главрепертком. Возникновение замысла пьесы «Блаженство» и начало работы над ней.
Написание первых глав романа «Театр» (по всей вероятности, переработанный и дополненный вариант наброска «Тайному другу»).
1930 г.
Январь — в письмах к брату Н.А. Булгакову в Париж сообщает о трудном литературном и материальном положении.
19 января — рассказывает о пьесе «Мольер» на совещании Литературно-репертуарного комитета МХАТа.
Конец января — начало февраля: встречи с Е. Замятиным и Б. Пильняком.
11 февраля — читает пьесу «Мольер» в Драмсоюзе.
18 марта — получение из Главреперткома письма о запрещении к постановке пьесы «Мольер».
28 марта — пишет письмо правительству СССР с просьбой определить жизненную и творческую судьбу. Сжигает часть рукописей романа «Театр», ранних редакций «Мастера и Маргариты» и пьесы «Блаженство».
14 апреля — самоубийство В.В. Маяковского. 17 апреля — Булгаков участвует в похоронах В.В. Маяковского. Фотографируется во дворе Клуба писателей с В. Катаевым, Ю. Олешей, И. Уткиным и другими.
18 апреля — телефонный разговор с И.В. Сталиным, решивший дальнейшую судьбу Булгакова.
Конец апреля — поступает в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) консультантом.
10 мая — подает заявление во МХАТ с просьбой о приеме на работу. Тогда же зачисляется в труппу театра ассистентом режиссера.
Май — работа над первым вариантом инсценировки «Мертвых душ» по Н.В. Гоголю.
7 июля — Художественный совет МХАТа отвергает первый вариант инсценировки «Мертвых душ».
14 июля — уезжает с ТРАМом в Крым, в Мисхор, где живет до 3 августа, а затем возвращается в Москву.
Август—сентябрь: работа над «Мертвыми душами»; обсуждение с завлитчастью Ленинградского Красного театра Е.М. Шереметьевой будущей пьесы «Адам и Ева». Замысел инсценировки «Войны и мира» Л.Н. Толстого.
Октябрь — поездка в Ленинград, встреча с руководством Красного театра.
31 октября — чтение во МХАТе и обсуждение второго варианта инсценировки «Мертвых душ».
Ноябрь — доработка «Мертвых душ» по замечаниям художественного совета МХАТа.
2 декабря — первая репетиция «Мертвых душ» на сцене МХАТа.
28 декабря — датирует стихотворный набросок «Funérailles» («Похороны»).
Декабрь — начало января 1931 г.: встреча с Е.С. Шиловской в подмосковном доме отдыха; работа над «Мертвыми душами» и «Адамом и Евой».
1931 г.
Январь — февраль: репетиции «Мертвых душ».
25 февраля — разрыв отношений с Е.С. Шиловской по настоянию ее мужа.
14 марта — подает заявление в ТРАМ об отставке, которая была принята 15 марта.
18 марта — подает заявление во МХАТ с просьбой о зачислении в актерский состав театра.
17 апреля — подписано соглашение с Московским передвижным санитарно-просветительным театром Института санитарной культуры (Мясницкая, 42) о режиссерской работе над пьесой Н.А. Венкстерн «Одиночка».
30 мая — пишет письмо И.В. Сталину с размышлениями о своей творческой судьбе и просьбой о заграничном отпуске (письмо осталось без ответа).
Весна — лето: знакомство с М.П. Смирновой, повлиявшее на замысел романа «Мастер и Маргарита» и образ главной героини.
Начало переписки с П.С. Поповым (первое сохранившееся письмо датируется 26.10.31 г., последнее — 24.01.40 г.).
5 и 8 июля — подписывает договор на пьесу о войне для Красного театра и Театра им. Евг. Вахтангова.
10—22 июля: отдыхает на даче у Н.А. Венкстерн в г. Зубцове на Волге.
Июль—август: работа над пьесой «Адам и Ева» и поправками к пьесе «Мольер» («Кабала святош»).
22 августа — завершение рукописной редакции «Адама и Евы».
Август—сентябрь: поездка в Ленинград; заключение договора с Большим драматическим театром на инсценировку «Войны и мира» Л.Н. Толстого (26 августа).
24 сентября — начало работы над инсценировкой «Войны и мира».
Чтение пьесы «Адам и Ева» дирекции Красного театра и позже в Москве, в Театре им. Евг. Вахтангова. В обоих театрах эта пьеса не была принята.
3 октября — разрешение Главреперткомом пьесы «Мольер».
12 октября — договор на постановку «Мольера» с Ленинградским Большим драматическим театром. Позже такой же договор был заключен со МХАТом.
14 ноября — проводы Е.И. Замятина за границу.
1932 г.
Январь — решение правительства о возобновлении «Дней Турбиных». Из театра Булгакову позвонил об этом Ф.Н. Михальский 15 января.
11 февраля — генеральная репетиция (первый показ) «Дней Турбиных».
18 февраля — премьера «Дней Турбиных» для публики.
25 февраля — завершение инсценировки «Войны и мира».
14 марта — Большой драматический театр сообщил об отклонении пьесы «Мольер» и расторжении договора.
31 марта — начало репетиций «Мольера» во МХАТе.
9 мая — заключен договор с киностудией «Межрабпом-фильм» о переделке диалогов в звуковой картине «Восстание рыбаков»; 18 мая сдает переписанные диалоги 1-й части сценария.
11 июля — заключен договор на книгу о Ж.-Б. Мольере для серии «Жизнь замечательных людей».
18 июля — заключен договор с Театром-студией Ю. Завадского на перевод пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве».
Июль—август: работа над книгой о Мольере. Возобновление переписки и отношений с Е.С. Шиловской.
Сентябрь — начало работы над пьесой «Полоумный Журден» для Театра-студии Ю. Завадского.
1 октября — опубликован отрывок из пьесы «Бег» («Сон седьмой») в ленинградской «Вечерней Красной газете», № 226.
3 октября — расторгнут брак с Л.Е. Белозерской.
4 октября — заключен брак с Е.С. Шиловской.
15—28 октября: поездка с женой в Ленинград по вопросам постановки там «Мертвых душ» и «Бега». Чтение «Мертвых душ» в Красном театре. Возобновление работы над «Мастером и Маргаритой».
Конец октября — переезд Е.С. Булгаковой с младшим сыном Сергеем Шиловским в квартиру Булгакова на Большой Пироговской улице, 35-Б.
18 ноября — окончание пьесы «Полоумный Журден».
25 ноября — перерыв репетиций пьесы «Мольер» в Художественном театре.
28 ноября — премьера пьесы «Мертвые души» во МХАТе.
Зима 1932—1933 гг.: работа над романом о Мольере.
1933 г.
5 марта — окончание работы над «Жизнеописанием господина де Мольера» и сдача в редакцию ЖЗЛ (8 марта).
Начало марта — переделка отдельных сцен пьесы «Бег» для МХАТа.
10 марта — возобновление репетиций пьесы «Бег» во МХАТе, продолжавшихся до 15 октября.
7 апреля — отрицательный отзыв редактора серии ЖЗЛ А.Н. Тихонова (Сереброва) на роман о Мольере.
12 апреля — Булгаков направляет ответ в редакцию ЖЗЛ с отказом переделывать книгу.
29 апреля — новый договор с МХАТом на пьесу «Бег».
Май — предложение Ленинградского мюзик-холла написать трехактную эксцентрическую пьесу. 18 мая — заключен договор на будущую пьесу «Блаженство». Начало работы над пьесой — с 26 мая.
Июнь — начало июля: работа над новой редакцией пьесы «Бег».
10—22 июля: поездка с Е.С. Булгаковой в Ленинград по поводу пьесы «Бег». Встречи с А.А. Ахматовой у художника Н.Э. Радлова. Продолжение работы над романом «Мастер и Маргарита».
Лето — осень: переписка с братом Н.А. Булгаковым о постановке пьесы «Зойкина квартира» в Париже.
Сентябрь — продолжение работы над «Бегом». 9 сентября — беседа с А.М. Горьким; обсуждение пьесы во МХАТе. Чтение глав «Мастера и Маргариты» на квартире у Ляминых.
Октябрь — пишет ответы на анкету «Литературного наследства» о М.Е. Салтыкове-Щедрине («Советские писатели о Щедрине»).
11 октября — обсуждение музыкально-шумового оформления пьесы «Бег» во МХАТе.
9 ноября — завершение работы над «Бегом» (датирован текст новой его редакции с пометкой «окончательный вариант»).
29 ноября — решение дирекции МХАТа об исключении пьесы «Бег» из планов работы театра.
8 декабря — наброски к пьесе «Блаженство» с вариантами названий: «Грезы Рейна», «Рейн грезит», «Острова блаженные».
9 декабря — играет роль Судьи на просмотре первых шести картин пьесы «Записки Пиквикского клуба» Н.А. Венкстерн (по Ч. Диккенсу). В дальнейшем (1934—1935) Булгаков играет эту роль регулярно.
16 декабря — начинает диктовать Е.С. Булгаковой пьесу «Блаженство».
23 декабря — читает пьесу «Мольер» во МХАТе новым исполнителям.
25 декабря — возобновление репетиций «Мольера».
1934 г.
4—22 января: возвращение к роману «Мастер и Маргарита».
18 февраля — переезд по новому адресу: улица Фурманова, дом 35, квартира 66 (ныне Нащокинский пер.).
Февраль — встречи с приехавшей из Ленинграда А.А. Ахматовой.
23 марта — заключен договор на пьесу «Блаженство» с Московским Театром сатиры.
28 марта — закончена первая рукописная редакция пьесы «Блаженство».
31 марта — заключен договор с киностудией «Союзфильм» на сценарий «Мертвые души».
11 апреля — завершение второй редакции пьесы «Блаженство»; 12 апреля — чтение ее друзьям.
23 апреля — окончание третьей машинописной редакции пьесы «Блаженство».
25 апреля — сдача пьесы «Блаженство» и чтение ее труппе театра.
Конец апреля — подает заявление секретарю ЦИК А.С. Енукидзе о двухмесячной заграничной поездке.
Начало мая — пишет экспозицию сценария «Похождения Чичикова, или Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя. 10 мая экспозиция обсуждается с И.А. Пырьевым и И.В. Вайсфельдом, а 17 мая Булгаков заканчивает дополнение к экспозиции.
17 мая — заполняет с Е.С. Булгаковой анкеты на заграничные паспорта. Диктует набросок будущей книги «Был май...»
29 мая — подает заявление о приеме в Союз советских писателей.
4 июня — принят в Союз советских писателей.
7 июня — Булгаковым отказывают в выдаче паспортов для заграничной поездки.
10 июня — пишет письмо И.В. Сталину с объяснением трудной жизненной ситуации (письмо осталось без ответа).
13 июня — поездка в Ленинград с МХАТом на гастроли. Работа над киносценарием «Мертвые души».
20 июня — 500-й спектакль «Дней Турбиных».
Начало июля — читает пьесу «Блаженство» директору Красного театра В.Е. Вольфу (работа театра над пьесой не началась из-за ареста Вольфа).
4 июля — показывает кинорежиссерам черновую редакцию сценария «Мертвые души».
12 июля — начинает новую редакцию романа «Мастер и Маргарита». Завершает первую редакцию киносценария «Мертвые души». С 15 по 24 июля работает над второй редакцией киносценария.
19 июля — возвращение в Москву из Ленинграда.
Конец июля — начало августа: на даче в Звенигороде. Продолжение работы над киносценарием «Мертвые души».
12 августа — заканчивает и сдает на кинофабрику третий вариант сценария «Мертвые души».
15 августа — утверждение к постановке киносценария «Мертвые души».
16 августа — заключение договора с киностудией «Украинфильм» о либретто и сценарии «Ревизор» (по комедии Н.В. Гоголя).
17—23 августа — поездка в Киев с женой Е.С. Булгаковой. Переговоры о постановке «Мольера» в Театре русской драмы и о «Ревизоре» в кино. Встречи с М. Загорским, Н. Эрдманом, В. Нелли.
25 августа — в газете «За большевистский фильм» (многотиражка «Мосфильма») опубликовано интервью Булгакова (с портретом в монокле) о работе над сценарием к «Мертвым душам».
Начинает работу над киносценарием «Ревизор».
Конец августа — начало сентября: Первый Съезд советских писателей в Колонном зале. Булгаков не получил даже гостевого билета. Встреча с американскими исполнителями пьесы «Дни Турбиных».
8 сентября — беседа с режиссером МХАТа И.Я. Судаковым о возможности постановки пьесы «Бег».
10 сентября — возобновление работы над «Мастером и Маргаритой».
15 сентября — режиссер И.А. Пырьев посылает Булгакову экземпляр киносценария «Мертвые души» со своими поправками.
Сентябрь — октябрь: начал работу (первые наброски) над пьесой о Пушкине.
9 октября — заключение договора с Театром сатиры о переработке пьесы «Блаженство» в другую (получившую позднее название «Иван Васильевич»).
10—15 октября: работа над первой редакцией киносценария «Ревизор».
16 октября — возобновление репетиций «Мольера» во МХАТе.
17 октября — чтение «Ревизора» режиссерской группе.
18 октября — на даче у В.В. Вересаева (на Николиной горе) делает тому предложение писать вместе пьесу о Пушкине (по плану, разработанному Булгаковым). В.В. Вересаев соглашается.
24 октября — окончание второй редакции киносценария «Ревизор».
Конец октября — завершение работы над первым полным (37 глав) вариантом «Мастера и Маргариты»; 30 октября начата новая тетрадь рукописных дополнений к роману.
3 ноября — генеральная репетиция пьесы «Пиквикский клуб» с участием Булгакова в роли Судьи.
5 и 18 ноября — поправки к «Мертвым душам».
9 ноября — завершение окончательного варианта финальной сцены «Сон восьмой» пьесы «Бег».
21 ноября — сообщение о запрещении пьесы «Бег».
Конец ноября — знакомство и работа с режиссером М.С. Каростиным по сценарию «Ревизора». Начало работы над пьесой «Иван Васильевич» (переделкой пьесы «Блаженство»).
27 ноября — отказ Московской кинофабрики от поправок к «Мертвым душам» и возвращение киносценария на доработку.
1 декабря — премьера спектакля «Пиквикский клуб» с участием Булгакова.
17 декабря — договор с Театром им. Евг. Вахтангова на пьесу о Пушкине.
27 декабря — радиопремьера спектакля «Пиквикский клуб». В репетициях спектакля принимал участие Булгаков.
1935 г.
Январь—февраль: продолжение работы над пьесой о Пушкине, «Мертвыми душами», «Ревизором».
Середина февраля — начало интенсивных репетиций «Мольера» с участием К.С. Станиславского.
28 февраля — закончена новая редакция киносценария «Ревизор».
Март — апрель: продолжение репетиций «Мольера».
26 марта — возобновление работы над пьесой о Пушкине; 27 марта — завершение ее черновой редакции; 5 апреля — чтение у В.В. Вересаева двух последних картин пьесы.
7 и 13 апреля — встречается с приехавшей в Москву А.А. Ахматовой; 8 апреля — встреча с Б.Л. Пастернаком у К.А. Тренева.
22 апреля — пишет письмо К.С. Станиславскому об отказе переделывать пьесу «Мольер». Возражения Булгакова были приняты.
23 апреля — присутствует с Еленой Сергеевной на балу в американском посольстве, впечатление от которого повлияло на сюжет одной из сцен в «Мастере и Маргарите».
28—29 апреля: чтение дома друзьям 1-го акта нового варианта «Зойкиной квартиры».
2—10 мая: заканчивает вторую редакцию «Зойкиной квартиры».
7 мая — чтение отрывков пьесы «Иван Васильевич» актерам Театра сатиры.
18 мая и 2 июня — чтение пьесы о Пушкине актерам Театра им. Евг. Вахтангова.
Лето — работа над пьесой «Пушкин» («Последние дни»). Переписка с В.В. Вересаевым о трактовке образа Пушкина в пьесе.
9 сентября — завершение работы над пьесой «Пушкин»; 20 сентября получено разрешение Главреперткома на постановку.
30 сентября — завершена пьеса «Иван Васильевич»; 2 октября читает пьесу актерам Театра сатиры; 7 октября сдает пьесу в театр.
29 октября — пьеса «Иван Васильевич» разрешена к постановке; 31 октября вносит последние поправки в пьесу; 1 ноября вновь читает пьесу в Театре сатиры; 18 ноября там начинаются репетиции.
30 октября — приход к Булгаковым А.А. Ахматовой с вестью об аресте ее мужа (Н.Н. Пунина) и сына (Л.Н. Гумилева). Помогает Ахматовой составить письмо Сталину. Арестованных выпустили 4 ноября.
5 ноября — начинает работу над переводом пьесы Мольера «Скупой» («Скряга»); 10 декабря заключает договор на этот перевод с издательством «Academia».
Конец года — работа над новой редакцией сценария «Ревизор» в соавторстве с режиссером М.С. Каростиным. Выход совместного киносценария «Необычайное путешествие, или Ревизор» (по Гоголю) (М.: Цедрам, 1935). Продолжение репетиций «Мольера» во МХАТе. К.С. Станиславский отказывается от личной работы над постановкой, предложив выпускать спектакль режиссеру Н. Горчакову.
19 декабря — В.В. Вересаев снимает свое имя с пьесы «Александр Пушкин».
1936 г.
16 декабря — закончен перевод пьесы Мольера «Скупой».
Возникновение замысла оперы «Пушкин» по пьесе Булгакова с музыкой Д.Д. Шостаковича.
28 января — в газете «Правда» статья «Сумбур вместо музыки» об опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
5 февраля — первая генеральная репетиция «Мольера»; 9 февраля — вторая генеральная репетиция; 11 и 15 февраля — закрытые просмотры спектакля.
6 февраля — решает написать пьесу о Сталине.
15 февраля — в многотиражке МХАТа «Горьковец» публикуется ряд отзывов о пьесе и спектакле «Мольер». Среди них интервью с Булгаковым «Он был велик и неудачлив» — о личности Мольера.
16 февраля — премьера спектакля «Мольер».
21 февраля — общественный просмотр спектакля «Мольер»; 24 февраля — первый спектакль для публики (до 4 марта пьеса прошла семь раз).
Конец февраля — начало марта: продолжение репетиций спектакля «Иван Васильевич» в Московском Театре сатиры. Серия отрицательных рецензий на спектакль «Мольер» во МХАТе. Решение принять участие в конкурсе на учебник «История СССР». Прекращение съемок фильма «Ревизор» (режиссер М.С. Каростин).
5 марта — начало работы над «Курсом истории СССР».
9 марта — статья «Внешний блеск и фальшивое содержание» в «Правде». Снятие спектакля «Мольер» с репертуара.
16 марта — статья актера МХАТа М.М. Яншина «Поучительная неудача» о спектакле «Мольер» (газета «Советское искусство»). Разрыв отношений Булгакова с Яншиным.
Конец марта — апрель: поправки к пьесе «Иван Васильевич» по просьбе Театра сатиры. Нападки в прессе на репетирующийся в Театре им. Евг. Вахтангова спектакль «Пушкин». Работа над главами учебника «Курс истории СССР» (не был завершен).
11 мая — участвует в просмотре спектакля «Иван Васильевич»; 13 мая — генеральная репетиция, однако пьеса не допускается к представлению.
19 мая — начинает перевод пьесы Шекспира «Виндзорские проказницы» (по договору с МХАТом). Отказывается вносить исправления в пьесу «Пушкин».
31 мая — отъезд с Еленой Сергеевной в Киев на гастроли МХАТа.
4 июня — присутствует на спектакле «Дни Турбиных».
12 июня — возвращение из Киева в Москву.
16 июня — композитор Б.В. Асафьев предлагает написать либретто оперы «Минин и Пожарский» для Большого театра.
Конец июня — июль: работа над переводом «Виндзорских проказниц» и либретто «Минин и Пожарский». Живет на даче в Загорянке под Москвой. Начинает последнюю тетрадь дополнений к основному тексту рукописной редакции «Мастера и Маргариты».
27 июля — отъезд в Синоп под Сухуми с Еленой Сергеевной.
Август — продолжение работы над переводом пьесы Виндзорские проказницы» и объединение ее с другой пьесой Шекспира «Генрих IV» (написание новой пьесы).
1 сентября — возвращение в Москву.
14 сентября — прекращает работу над переводом «Виндзорских проказниц». Предложение художественного руководителя и дирижера Большого театра С.А. Самосуда написать либретто оперы о Перекопе и перейти на постоянную работу в Большой театр.
15 сентября — подает во МХАТ заявление об увольнении и одновременно заявление в Большой театр о приеме на работу.
10 октября — поступает в Большой театр либреттистом и консультантом.
20 октября — заполняет анкетную карточку договора, где обязывается писать одно либретто в год.
Октябрь — ноябрь: работа над либретто оперы «Черное море».
23 ноября — наброски либретто оперы «О Владимире». Эта работа продолжение не получила.
26 ноября — начало работы над «Записками покойника» («Театральным романом»).
Декабрь — Елена Сергеевна записывает «Устные рассказы» Булгакова о Сталине и его приближенных.
1937 г.
Январь — февраль: запрет на постановку пьесы «Пушкин». Предложение композитора Е.Е. Петунина написать либретто оперы о Петре I.
18 марта — завершает либретто «Черное море».
20 марта — пишет новый вариант «Автобиографии».
Конец марта — завершение либретто оперы «Минин и Пожарский» (композитор Б.В. Асафьев); работает над ее постановкой в Большом театре.
2 апреля — Московский городской суд отклонил иск Харьковского драматического театра о взыскании с Булгакова денег за не вышедший там спектакль «Пушкин».
7 апреля — вызов в ЦК партии к М.А. Агарову для беседы о переделках пьесы «Пушкин» и либретто «Минин и Пожарский».
Апрель—май: чтение глав из «Записок покойника» друзьям. Наброски к либретто оперы «Рашель». Участие в репетициях «Минина и Пожарского» в Большом театре.
Весна—лето: возобновление переписки с братом Н.А. Булгаковым о постановке во французском театре пьесы «Зойкина квартира» и своих авторских правах за границей. Переписка с ленинградским композитором Б.В. Асафьевым (началась в июле 1936 г. и продолжалась почти два года) о написании либретто и постановке оперы «Минин и Пожарский».
16 июня — отъезд в деревню Богунью под Житомиром по приглашению отдыхавшего там у родственников (дача Тарасевича) актера МХАТа В.А. Степуна.
14 августа — возвращение в Москву.
Сентябрь — прекращение работы над «Записками покойника».
13 сентября — окончание либретто «Петр Великий».
28 сентября — 1 октября: работа над второй редакцией пьесы «Бег».
Октябрь — предложение написать либретто оперы о 1812 годе по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
8 декабря — начало работы над инсценировкой романа Сервантеса «Дон Кихот».
Продолжение работы над новой редакцией романа «Мастер и Маргарита».
1938 г.
29 января — присутствует на первом исполнении Пятой симфонии Д.Д. Шостаковича в консерватории.
4 февраля — пишет письмо И.В. Сталину с ходатайством о сосланном драматурге Н.Р. Эрдмане.
Зима—весна: продолжение работы над «Мининым и Пожарским». Интенсивная работа над романом «Мастер и Маргарита». Служба в Большом театре: составление отзывов, консультации, участие в репетициях. Чтение глав романа «Мастер и Маргарита» друзьям и знакомым.
2 мая — чтение романа Н.С. Ангарскому (видному издательскому работнику), который высказался о невозможности печатания романа.
22—23 мая: закончена последняя рукописная редакция «Мастера и Маргариты».
26 мая — Елена Сергеевна с сыном Сережей Шиловским уезжают на все лето в г. Лебедянь. Живут в доме счетовода В.И. Андриевского. М.А. Булгаков в письмах к жене сообщает о ходе работы над «Мастером и Маргаритой».
26 мая — 24 июня: перепечатка и правка романа.
25 июня — уезжает к семье в Лебедянь.
22 июля — возвращается в Москву.
Август — работа над инсценировкой «Дон Кихота».
4 сентября — читает актерам Театра им. Евг. Вахтангова вариант инсценировки «Дон Кихота».
10—19 сентября — начало работы над пьесой «Пастырь» (впоследствии названной «Батум»).
23 сентября — начало работы над либретто оперы «Мадемуазель Фифи» («Рашель») по новелле Мопассана.
8 октября — заканчивает инсценировку «Дон Кихота».
Середина октября — к юбилейным дням МХАТа пишет либретто шуточного приветствия от Большого театра — «Юбилейное заседание».
5 ноября — разрешение к постановке пьесы «Дон Кихот».
10 ноября — чтение пьесы «Дон Кихот» в Театре им. Евг. Вахтангова.
Конец года — продолжение работы над романом «Мастер и Маргарита» и либретто «Рашель». Трансляция по радио оперы «Минин и Пожарский».
1939 г.
2 января — в многотиражке Большого театра «Советский артист» печатает юмористический репортаж «Детский рассказ».
Январь — продолжение работы над либретто «Рашель».
16 января — работа над пьесой «Батум»; 25 января были готовы 3 картины пьесы.
Январь—весна: переписка с композитором И.О. Дунаевским о либретто оперы «Рашель».
26 марта — заканчивает либретто «Рашель».
26 апреля — 14 мая: читает друзьям полный текст «Мастера и Маргариты».
18 мая — замысел пьесы о Ричарде I («Ласточкино гнездо»).
28 мая — замысел либретто балета по сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья».
9 июня — беседа во МХАТе об условиях договора на пьесу «Батум».
2 июля — чтение артистам Художественного театра фрагментов пьесы «Батум»; 11 июля — чтение пьесы в Комитете по делам искусств.
Июль — завершает работу над пьесой «Батум».
24 июля — передает пьесу «Батум» руководству МХАТа.
27 июля — чтение пьесы «Батум» в Художественном театре.
14 августа — отъезд М.А. и Е.С. Булгаковых с постановочной бригадой МХАТа для работы над пьесой «Батум» в Грузию. Возвращение в тот же день в Москву из Тулы после телеграммы, отменяющей поездку.
Ухудшение состояния здоровья М.А. Булгакова.
10 сентября — отъезд с Еленой Сергеевной в Ленинград.
11 сентября — внезапное ухудшение зрения у Булгакова.
15 сентября — возвращение из Ленинграда в Москву. Консилиум врачей и подтверждение ранее поставленного диагноза: гипертонический нефросклероз.
4 октября — диктовка Елене Сергеевне поправок к «Мастеру и Маргарите». Работа эта продолжалась почти до самой кончины Булгакова.
10 октября — передача ведения всех дел Е.С. Булгаковой.
24 октября — заседание художественного совета МХАТа, одобрившего предстоящую постановку пьесы «Пушкин».
11 ноября — первый визит к Булгакову секретаря Союза писателей СССР А.А. Фадеева.
16 ноября — заключение договора с Ленинградским Большим драматическим театром на постановку пьесы «Дон Кихот».
18 ноября — 18 декабря: на лечении в подмосковном санатории «Барвиха». Временное улучшение здоровья, восстановление зрения.
Чтение романа «Мастер и Маргарита» друзьям, работа над дополнениями к нему.
1940 г.
6 января — записи к ранее задуманной пьесе «Ласточкино гнездо».
22 января — подписание договора с МХАТом на постановку пьесы «Александр Пушкин» («Последние дни»). Пьеса была поставлена в 1943 году.
13 февраля — последний раз диктует поправки к роману «Мастер и Маргарита».
Февраль — начало марта: дежурство у постели больного Булгакова его друзей и близких. Визиты А.А. Фадеева, планы поездки Булгакова на юг Италии для лечения.
4 марта — «Утро. Проснулся... Потом заговорил: «Я хотел служить народу... Я хотел жить в своем углу... (Сергею6*) Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про Диогена? Я хотел жить и служить в своем углу... я никому не делал зла...»» (из дневника Е.С. Булгаковой, который она вела с октября 1939 г. до кончины М.А. Булгакова, о его последних днях).
Перед смертью просил П.С. Попова отслужить панихиду после его кончины, что и было тайно сделано.
10 марта в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
11 марта — гражданская панихида в здании Союза писателей СССР (ул. Воровского, ныне Поварская, 52). Перед панихидой московский скульптор С.Д. Меркулов снял с лица Булгакова посмертную маску.
С прощальным словом на панихиде выступили Вс. В. Иванов, А.М. Файко, В.О. Топорков, Б.А. Мордвинов.
12 марта — кремация тела М.А. Булгакова. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
15 марта — в «Литературной газете» появились фотография и некролог: «Умер Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель очень большого таланта и блестящего мастерства...» за коллективной подписью «Президиум Союза советских писателей».
Примечания
Составление: Б.С. Мягков (1938—2003). Дополнения: И.Я. Горленко (по материалам библиографии и архива Б.С. Мягкова).
*. Далее даты до февраля 1918 г. приводятся по старому стилю.
**. Эта и все последующие даты — по новому стилю.
***. История болезни (лат.).
****. Песня лета (фр.).
5*. Иногда адрес указывался «дом 35-А».
6*. Сергей Шиловский, сын Е.С. Булгаковой.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |