Подведем общий итог и выразим, какое представление у нас сформировалось после ознакомления с учебниками по литературе за разные годы.
По мнению Е. Чернышевой ««Мастер и Маргарита» — художественное, а не религиозное сочинение». Поэтому «...писатель реализует свое право на новые эстетические решения вечных тем». Эту точку зрения с полным основанием можно применить и к писателям-фантастам школьных и вузовских учебников.
Отсюда и возникает на первый взгляд представление о кривых зеркалах, в которых отразилось содержание романа «Мастер и Маргарита». Правда, в школьных учебниках искривлений допускалось меньше, а в вузовских больше.
Тем не менее, если обратиться вглубь к истории верований, то мы увидим сходство восприятия Воланда и его свиты с изображением до христианских богов в разных религиях: Зевса, Юпитера, Одина, Перуна и т. д. Все они не были белыми, пушистыми и отражали древние представления о характере божества. Затем наступает эпоха христианства с иными характерами Бога Отца, Бога Сына и Девы Марии, да и вообще в обществе устанавливаются новые более гуманные принципы. Поэтому для ученых представляется таким интересным, проявление у множества писателей школьных и вузовских учебников коллективного бессознательного, сложившегося в дохристианскую эпоху, видимо, благополучно пережившего христианство, и в наше время обретшего свое Возрождение. Вследствие этого можно предположить, что зафиксированное в учебниках представление о романе «Мастер и Маргарита», вызвано ослаблением в российском обществе как канонических христианских взглядов, так и критических научных. Никто из писателей учебников не пытался рассматривать содержание всего произведения через каноническое православие. В этих благоприятных условиях, вызванных ослаблением христианского и научного мировоззрений, всегда существовавшее языческое мироощущение в форме коллективного бессознательного и проявилось во всей своей полноте.
1. Картина мира
Картина мира в романе представляется авторам по мотивам Евангелия. Она двухчастная: из земного и потустороннего миров. Последний состоит из трех частей: Лунного света, Тьмы и Вечного приюта.
Бог в романе не виден, хотя признается героями (Воланд, Иешуа) и к нему обращаются (Левий Матвей). Ему подчиняются два «ведомства», главами которых провозглашаются: Воланд (наказание) и Иешуа (милосердие). Существует разность мнений о взаимоотношениях между «ведомствами»: они равны или же Воланд подчиняется Иешуа. Правда, полагается, что «ведомства» не враждебны, а дополняют друг друга.
Параллельно существует противоположный взгляд, что сатана — это не «ведомство» Божье, а мятежный подданный Бога и против своей воли дьявол содействует выполнению божественного замысла. Так что от воли Воланда в результате ничего не зависит. Так дьявол в этой версии, хоть и связывается со злом, но он честен и, кроме того, в итоге полезен для людей и Бога. Поэтому сатана вызывает уважение.
Все силы: божественная и нечистая наделены властью и применяют насилие к виновным справедливо.
Хотя Воланда относят ко Тьме, но Злом дьявол не считается, а полагается справедливым судьей и грозным исполнителем. В его подчинении не только Тьма, но и Вечный приют. Иешуа просит Воланда отправить мастера и Маргариту в Вечный приют.
Но если дьявол и его слуги не творят зло (жестокое шутовство, забава, справедливые разбойные выходки, шалость) и к злу не относятся, то кто же тогда Зло?
2. Добро и зло
К нему причисляют только и исключительно людей. Так любовный сюжет призван выступить смысловой антитезой низких людских страстей и поступков, антитезой творимому современниками злу. Тайная связь мужчины и замужней женщины противопоставляется безнравственности других москвичей. Зло таится в людях и Воланд открывает его для справедливого наказания и торжества Добра.
Виновность лиц определяется с иной точки зрения, чем нарушение права или морали. Иуда подставляет Иешуа, Алоизий доносит на мастера, прокуратор выносит приговор Иешуа, литераторы критикуют роман о Понтии Пилате, барон Майгель подозревается в доносительстве на иностранцев, Варенуха обманывает по телефону, конферансье Жорж Бенгальский врет со сцены и т. д.
Провинившиеся имеют возможность получить прощение. Единого принципа здесь нет. Одним для этого нужно раскаяние: Жоржу Бенгальскому перед Фаготом, Варенухе перед Азазелло. А вот другим достаточно лишь произвольного желания кого-либо: Фриде от Маргариты, Пилату от Иешуа, Алоизию от Воланда.
К Добру относят также скопом: дьявола и его свиту, Га-Ноцри, мастера, Маргариту, Ивана Понырева.
3. Борьба добра со злом
Воланд в беседе пытался внушить Берлиозу и Бездомному, что борьба между добром и злом — вечный закон жизни. Примером такой борьбы представляется допрос прокуратором бродячего философа. В фигурах Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата «писатель утверждает мысль о вечной борьбе добра и зла, света и мрака, определяющей законы бытия».
Противостояние сил заканчивается победой добра: Иешуа Га-Ноцри простил Понтия Пилата, мастер и Маргарита воссоединились и обрели покой в вечном приюте. Роман о Понтии Пилате оказался целым. Маргарита простила Фриду. Нечистая сила наказала негодяев и одержала победу над жадностью толпы, алчностью москвичей. Свита Воланда воссоздала полностью справедливость.
4. К черту справедливость!
Интересна оценка авторами персонажей: одни восхваляются (Воланд, мастер, Иешуа), других порицаются (Понтий Пилат).
Воланд — герой мрачный, но справедливый и щедрый. Он могучий волшебник, наделенный даром пророчества, ученостью, способный перемещать в пространстве и материализовать утраченное. Дьявол не предает, не лжет, не вовлекает людей в раздоры, умеет ценить все искренное, талантливое. Так сатана награждает талантливого мастера за бессмертный роман покоем, в котором тот сможет спокойно творить. Воланд грозно напоминает о неотвратимости возмездия и по-своему наказывает негодяев. Собравшуюся «пеструю» публику (в Варьете — А.Я.) подвергают тестам на лживость, жадность, подлость, бессердечие, способность к предательству, милосердие. Собственное бессмертие и груз человеческих грехов нести тяжело. Дьявол обречен пребывать во мраке без света и любви.
Мастер — талантлив, наделен мужеством и гордостью, умеет отрешиться от мелочей злободневности и передать величие трагедии духовно совершенного человека. Он одержим жаждой познания и поиском истины. Его значение как творца текста вырастает до уровня пророка. Он причастен к Истине. Неподкупен, предан идеалам, глубоко сочувствует людям. От Воланда в дар он получает покой в вечном приюте и от Маргариты — самоотверженную любовь. Правда, другие полагают, что «покой» — это «награда-наказание» мастеру за отступничество от Истины. Но движение любовников по лунной дороге во сне профессора Понырева — это путь Иешуа, путь к Иешуа, путь в высшие сферы бытия.
Иешуа Га-Ноцри — при жизни он предельно очеловечивается, но лишен внешней красоты. Бродячий философ добрый и духовно совершенный человек, ищущий справедливости, сам являющийся воплощением Истины. Он благороден, наивен и проницателен. Иешуа честен и неподкупен, глубоко сочувствует людям, предан идеалам, страдающий невинный мученик. Его имя навеки будет связано с понятием добра и человечности. После смерти ему принадлежит существенная часть верховной воли — власти над другими.
Маргарита — муза мастера, у нее есть гордость. Она полна воли, бесстрашия, самоотверженности, смелости, милосердия, доброты и верности. Ее любовь истинная, умная, жертвенная, всеобъемлющая (реальная и фантастическая одновременно). У нее и мастера — неземная любовь, которая, в конце концов, побеждает. Мастер и Маргарита вместе одержали победу.
Левий Матвей. Он сразу взят в свет и служит своего рода посланником высших сил, излучающих добро и справедливость. Ученик Иешуа слепо верит в свою правду, которая в действительности представляет собою лишь одну из субъективных версий легендарно-исторических событий. Миф о жизни и смерти учителя, создаваемый Левием, претендует на достоверность и, пронизанный пафосом веры, обретает очертания сакрального писания.
Иван Бездомный. После ухода мастера и Маргариты он остается в мире как духовный наследник и ученик мастера. Он проделал огромную внутреннюю эволюцию. Иван обретет дар причастности к Истине, неслучайно история Пилата будет «увидена» им самим.
Понтий Пилат — мужественный воин, умный и проницательный правитель, всесильный и жестокий прокуратор. В душе он понимает всю несправедливость существующих порядков. Его потрясла искренняя доброта подсудимого. Но из-за обладания «самым страшным» грехом — трусостью, Пилат стал величайшим грешником в истории, виновным в совершении несправедливости — великой трагедии — гибели благородного и духовно совершенного Иешуа Га-Ноцри. Убийством Иуды прокуратор попытался искупить свое чувство вины. Но это ему не помогло. Пилат получает бессмертие и вечные проклятия за приговор Иешуа. Двенадцать тысяч лун он терпит справедливое наказание.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |