Адрес: г. Москва, пер. Столешников, 3
Журнал «Безбожник» (наряду с изданиями «Антирелигиозник», «Атеист», «Воинствующий атеизм» и другими), издававшийся с 1923 по 1941 годы, был самым известным антирелигиозным журналом. Из дневника Булгакова следует, что он заходил в редакцию журнала 5 января 1925 года, чтобы достать несколько номеров.
5 января 1925 года Булгаков записал в дневнике: «Сегодня специально ходил в редакцию "Безбожника"... Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера "Безбожника", был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне... Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены». Так что личность Христа как врага революции — тема не Булгаковым выдуманная.
В рамках антирелигиозной политики в 1920-е годы в СССР не только изымались церковные ценности, вводились «комсомольские» Рождество и Пасха. Антирелигиозный уклон чувствовался и в литературе, в частности, в стихотворениях В. Маяковского, Ю. Олеши и Д. Бедного. За «литературным богоборчеством» последнего Булгаков активно следил (в архиве писателя сохранились газетные вырезки) — это, по мысли булгаковедов, повлияло на замысел «закатного романа».
В романе «Мастер и Маргарита» по заказу председателя МАССОЛИТа Михаила Берлиоза поэт Бездомный сочинил антирелигиозную поэму, в которой Иисус был снабжен отрицательными чертами, однако получился «совершенно живой», что вызвало недовольство редактора и последующий разговор на Патриарших прудах. В первых редакциях романа Берлиоз заведовал журналом «Богоборец», а буфетчик после встречи с Воландом отправился в храм, но обнаружил там аукционный зал; в другой редакции (1934 года) среди обитателей литераторского ресторана упоминался Богохульский.
В сотрудничестве с «Безбожником» признавался и герой булгаковской пьесы «Адам и Ева» Пончик-Непобеда: «Господи! (Крестится.) Прости меня за то, что я сотрудничал в "Безбожнике". Прости, дорогой Господи! Перед людьми я мог бы отпереться, так как подписывался псевдонимом, но тебе не совру — это был именно я! Я сотрудничал в "Безбожнике" по легкомыслию. Скажу тебе одному, Господи, что я верующий человек до мозга костей и ненавижу коммунизм».
Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». <...> Был с М.С. [вероятно, с Митей Стоновым. — Сост.], и он очаровал меня с первых же шагов. — Что, вам стекла не бьют? — спросил он у первой же барышни, сидящей за столом.
— То есть, как это? (растерянно). Нет, не бьют (зловеще).
— Жаль.
Хотел поцеловать его в его еврейский нос. <...>
Тираж, оказывается, 70 000 и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, входит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации... На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно, Библия, над ней склонились какие-то две головы.
— Как в синагоге, — сказал М., выходя со мной.
Из дневника М.А. Булгакова, 5 января 1925 г.
Столешников переулок, дом 3. 1950-е гг. Редакция журнала «Безбожник» располагалась в доме № 3 по Столешникову переулку
Столешников переулок. 2017 г. Дом, где была редакция журнала «Безбожник», не сохранился