Адрес: г. Москва, пер. Большой Путинковский, 3
Михаил Булгаков в 1922 году сотрудничал с газетой «Рабочий» («Рабочая газета»). Контора газеты находилась в доме № 3 в Большом Путинковском переулке, в знаменитом шехтелевском доме «Утро России».
В начале 1922 года положение Булгакова в Москве было отчаянным. Он писал в дневнике: «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки. У Бориса [Земского] миллион. Обегал всю Москву — нет места». Работа в газете «Рабочий» дала писателю пусть и небольшой, но стабильный заработок. Помимо многочисленных репортажей, 18 марта 1922 года здесь был опубликован булгаковский очерк «Красный флаг», посвященный годовщине образования Парижской коммуны. Возможно, в этом очерке звучат отголоски пока ненайденной пьесы Булгакова «Парижские коммунары», написанной и поставленной во Владикавказе в марте 1921 года.
С «Рабочей газетой» был связан еще один замысел Булгакова — роман «Планета-победительница», который он так и не написал. В конце июля 1926 года Булгаков вернул газете уплаченный за роман аванс и больше отношений с газетой не возобновлял. Литературовед Мариэтта Омаровна Чудакова предполагает, что оставленный в 1926 году замысел мог воплотиться спустя пять лет в пьесе «Адам и Ева».
Здание типографии и редакции «Утро России», основанной Павлом Павловичем Рябушинским, было построено в 1907—1908 годах в стиле модерн архитектором Ф.О. Шехтелем. Объем здания скомпонован предельно рационально. Фасадная композиция симметрична и полностью соответствует структуре здания. Центральная часть фасада, выступающая на красную линию улицы, смело расчленена двумя огромными, в три этажа, окнами. Мелкая расстекловка их переплетов определяет ритмику фасадной плоскости, облицованной светлой керамической плиткой. Обращает на себя внимание элегантность линий абрисов окон, проездной арки и арки входа. Высокий аттиковый этаж занимала вывеска типографии.
В 1918—1920 годы на доме появились барельефы, один из которых сохранился до сих пор. На нем изображены заводские трубы и рабочий, толкающий колесо. А надпись под барельефом гласит: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». В 1930-х годах на последнем этаже здания пробили окна, а сам дом был надстроен, что нарушило первоначальные пропорции и формы.
В 1990-е здание переделали в казино. В 2000 году при реконструкции здания был восстановлен оригинальный фасад: сломали позднюю надстройку над редакционным корпусом, заложили окна в аттике и восстановили логотип.