Адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, 40
Станция метро «Динамо»
С февраля по март 1922 года Михаил Булгаков занимал должность заведующего издательской частью в Военно-редакционном совете Научно-технического комитета Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского (Ленинградский проспект, 40). Это место службы Булгаков получил благодаря помощи Бориса Михайловича Земского, служившего в академии помощником начальника по учебной части. Первая жена писателя Т.Н. Лаппа вспоминала: «Борис Земский взял его к себе. Это какое-то учебное заведение было, связано с авиацией. В Петровском парке оно находилось». Формально он должен был заведовать издательством, однако на деле все оказалось иначе. 15 февраля 1922 года Михаил Булгаков с тоской писал в дневнике: «Хожу на остатках подметок. Валенки пришли в негодность. Живем впроголодь. Кругом долги. "Должность" моя в военно-редакционном совете сведется к побе<гушкам>». Почти одновременно, в марте того же года, он стал сотрудником газеты «Рабочий». Служба в газете и академии давала, по словам Булгакова, всего 197 рублей (около 40 миллионов по курсу) и «плебейский паек» — половину того, что он хотел бы получать для сносной жизни весной 1922 года, когда фунт постного масла стоил 600 тысяч, а ботинки на рынке 4,5 миллиона (дрянные, на картонной подошве). «До чего мне все это надоело!» — восклицал Булгаков в письме Надежде Земской 22 марта.
Булгаков работал там недолго, месяц с лишним. Только один паек получил — и его сократили. Этот паек — хлопковое масло — я несла в судочке, держа на вытянутых руках за ручки, через весь Петровский парк до Садовой — трамваи же тогда не ходили. Но это было не зимой — иначе бы я не донесла. Дали еще муки немного — может быть, ее Михаил сам принес, я не помню. Ну, я принесла это масло, нажарила пирожков, пришли Стонов и Слезкин и все съели...
Из воспоминаний Татьяны Лаппа в разговоре с Мариэттой Чудаковой
Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского (одним из выпускников которой был Юрий Гагарин) с 1923 года находилась в комплексе зданий бывшего Путевого дворца для отдыха императорской семьи перед въездом в Москву, построенном в 1775—1782 годах архитектором М.Ф. Казаковым. Осенью 1941 года в здании базировались штабы авиации дальнего действия и войск ПВО. В послевоенный период в комплексе вновь были размещены корпусы академии имени Николая Жуковского, а название сменилось на Дворец Красной авиации. С 1997 года дворец находится в ведении администрации города. В 1998-м, по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова, Дворцу Красной авиации было возвращено прежнее название — Петровский путевой дворец. По причине многочисленных преобразований сохранились лишь немногие исторические фрагменты: декоративное оформление Круглого зала и четырех аванзалов, главная лестница, а также некоторые предметы мебели. С 1998 года во дворце проводили реставрационные работы. С 2011 года на втором этаже и флигелях дворца располагается гостиничный комплекс, а первый этаж передан музею. Также дворец является официальным Домом приемов правительства Москвы.
Петровский путевой дворец. 1884 г. Дворец построен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Проект архитектора Матвея Казакова
Ленинградский проспект, дом 40. 2009 г. В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского