Адрес: г. Москва, Театральный проезд, 2
Станция метро «Театральная»
Знаменитая московская гостиница «Метрополь» класса «5 звезд» расположена по адресу Театральный проезд, д. 2. Строилась в 1899—1905 годах по проекту архитекторов Л.Н. Кекушева, В.Ф. Валькота и других; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признается одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля.
Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна Булгаковы неоднократно бывали в «Метрополе» на банкетах и приемах, обедали и ужинали вместе с семьями Петра Вильямса, Сергея Ермолинского, Бориса Эрдмана и другими. Упоминается гостиница и в романе «Мастер и Маргарита»: «Я очень рад, — забормотал Берлиоз, — но, право, у меня вам будет неудобно... А в "Метрополе" чудесные номера, это первоклассная гостиница». Одно из посещений «Метрополя» оказалось для Булгаковых вынужденным. В январе 1934 года в доме у Булгаковых (на Большой Пироговской улице) ночью случился пожар — по иронии судьбы в тот момент писатель диктовал жене сцену пожара в квартире Берлиоза. Елена Сергеевна записала в дневнике: «Диктовка закончилась во втором часу ночи. Я пошла в кухню — насчет ужина, Маша стирала. Была злая и очень рванула таз с керосинки, та полетела со стола в угол, где стоял бидон и четверть с керосином — не закрытые. Вспыхнул огонь. Я закричала: "Миша!!" Он, как был, в одной рубахе, босой, примчался и застал уже кухню в огне. <...> М. А., стоя по щиколотки в воде, с обожженными руками и волосами, бросал на огонь все, что мог: одеяла, подушки и все выстиранное белье. В конце концов он остановил пожар. <...> Легли в семь часов утра, а в десять надо было вставать, чтобы идти М.А. в театр. Завтракать пошли в "Метрополь"».
Писатель не раз упоминал гостиницу в своих произведениях. В романе «Мастер и Маргарита» Берлиоз предлагает Воланду остановиться в «Метрополе»: «Я очень рад, — забормотал Берлиоз, — но, право, у меня вам будет неудобно... А в "Метрополе" чудесные номера, это первоклассная гостиница». А в «Записках покойника» Булгаков описывает особый тип вездесущих молодых людей, обитающих в московских редакциях, театрах и на вернисажах: «Оперных примадонн они называют не по фамилиям, а по имени и отчеству <...> В Большом театре на премьере они, протискиваясь между седьмым и восьмым рядами, машут приветливо ручкой кому-то в бельэтаже, в "Метрополе" они сидят за столиком у самого фонтана, и разноцветные лампочки освещают их штаны с раструбами».
Что было вчера в консерватории! <...> Под конец — Шостакович. После его симфонии публика аплодировала стоя, вызывали автора. Он выходил — взволнованный, смертельно бледный. Не хотелось домой, решили поехать компанией в «Метрополь» — мы, Вильямсы, Ермолинские и Борис Эрдман. Сели в дальнем зале — все было заполнено. Подошел к нашему столу дядя Бориса Эрдмана — очаровательный веселый доктор. Подарил нам — дамам — куклы. Пошли в бар, вернулись домой бог знает когда.
Из дневника Е.С. Шиловской, 30 января 1938 года
* * *
Пошли с Ермолинскими и Вильямсами ужинать в «Метрополь». Публика скверная. Про двух девиц, грязно одетых и танцевавших вдвоем неприлично, М.А. сказал — минимум на пять лет каждая. Потом в баре появился мужчина маленького роста, нацмен, видимо, в ночной сорочке, заправленной в брюки, в помочах. Обратился к барменше. Та отвечала с каменным лицом. Он потоптался немного в баре, потом ушел. М.А. не выдержал, спросил у нее: кто? Оказалось, делегат Верховного Совета, приехавший в Москву. Пришел в бар за хлебом. Тут же в баре сидели жулики — строители нашего Нащокинского дома.
Из дневника Е.С. Шиловской, 19 апреля 1938 года
* * *
Существуют такие молодые люди, и вы их, конечно, встречали в Москве. Эти молодые люди бывают в редакциях журналов в момент выхода номера, но они не писатели. Они видны бывают на всех генеральных репетициях, во всех театрах, хотя они и не актеры, они бывают на выставках художников, но сами не пишут. Оперных примадонн они называют не по фамилиям, а по имени и отчеству, по имени же и отчеству называют лиц, занимающих ответственные должности, хотя с ними лично и не знакомы. В Большом театре на премьере они, протискиваясь между седьмым и восьмым рядами, машут приветливо ручкой кому-то в бельэтаже, в «Метрополе» они сидят за столиком у самого фонтана, и разноцветные лампочки освещают их штаны с раструбами.
«Театральный роман», глава 5. Было дело в Грибоедове
* * *
— А где же ваши вещи, профессор? — вкрадчиво спрашивал Берлиоз, — в «Метрополе»? Вы где остановились?
— Я? Нигде, — ответил полоумный немец, тоскливо и дико блуждая зеленым глазом по Патриаршим прудам.
— Как? А... где же вы будете жить?
— В вашей квартире, — вдруг развязно ответил сумасшедший и подмигнул.
— Я... я очень рад, — забормотал Берлиоз, — но, право, у меня вам будет неудобно... А в «Метрополе» чудесные номера, это первоклассная гостиница...
«Мастер и Маргарита», глава 3. Седьмое доказательство
* * *
Женщина же тем временем, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу — веселый сосновый бор.
— Пожалуйте ванну брать, — пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:
— Ишь ты! Как в «Метрополе»!
— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.
«Мастер и Маргарита», глава 8. Поединок между профессором и поэтом
Театральный проезд, дом 2. Гостиница «Метрополь». Начало XX века