Адрес: г. Москва, Театральная площадь, 1
Станция метро «Театральная»
В сентябре 1926 года Михаил Булгаков ушел из МХАТа и устроился в Большой театр на должность консультанта-либреттиста. В период с 1936 по 1939 год он написал четыре оперных либретто («Минин и Пожарский», «Черное море», «Петр Великий», «Рашель»). В Большом театре Булгаков был обязан не только редактировать чужие либретто, но и писать собственные — по одному в год. Е. С. Булгакова вспоминала: «Его там очень полюбили, ему было хорошо. Он любил и оперу, и балет, любил музыку, так что ему действительно было там хорошо». Однако Булгаков-либреттист не ощущал подобного оптимизма, напротив — он переживал бесперспективность новой деятельности и предугадал ее исход: «Пишу либретто для двух опер — историческое и из времени гражданской войны. Если опера выйдет хороша — ее запретят негласно, если выйдет плохая — ее запретят открыто. Мне говорят о моих ошибках, и никто не говорит о главной из них: еще с 1929—1930 года мне надо было бросить писать вообще».
Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. На этом месте ранее стоял Петровский театр, полностью сгоревший 8 октября 1805 года. В 1916 году на этом месте решили создать театральную площадь, в мае месяце проект был одобрен Александром I. В 1817 году царю был представлен проект нового театра, который должен был быть построен на этом участке. Интересно, что здание своим фасадом уже в проекте сориентировали с выходом на площадь, хотя у старого Петровского театра центральный вход находился со стороны нынешнего ЦУМа. Представлял проект царю генерал-инженер Корбинье. Но этот проект бесследно пропал накануне его представления генерал-губернатору Москвы Д.В.Голицыну. Архитектор О.И. Бове пришлось в срочном порядке подготовить новые чертежи плана здания с двумя этажами и эскизом фасада.
Строить Большой театр начали в 1820 году. К этому времени уже был утвержден проект архитектора А. Михайлова, который сохранил концепцию, заложенную архитектором О.И. Бове. На вид театра в Москве повлиял проект Большого Санкт-Петербургского театра, реконструированного в 1805 году архитектором Томом де Тома. В здании тоже присутствовали скульптурный фронтон и ионические колонны. Одновременно со строительством театра шли работы по заточению в трубу реки Неглинной (она проходит от угла здания Малого театра и идет к Александровскому саду). Освободившийся «дикий камень», которым была устлана набережная реки, а также ступени Кузнецкого моста пошли на строительство Большого театра. Из этого камня были устроены базы колонн у центрального входа.
Здание Большого театра получалось грандиозным. Только сцена занимала площадь, равную площади всего бывшего Петровского театра, а стены, оставшиеся после пожара, стали обрамлением этой части театра. Зрительный зал был рассчитан на 2200-3000 мест. Ложи театра держались на чугунных кронштейнах, вес которых был более 1 тонны. Анфилады маскарадных помещений тянулись вдоль обоих боковых фасадов. На строительство здания ушло немногим более четырех лет. Открытие состоялось 6 января 1825 года спектаклем «Торжество муз», музыкальное сопровождение к которому написали А. Алябьев и А. Верстовский. На протяжении последующих лет театр постоянно реконструировали. Так появились отдельные входы в царскую и министерскую ложи, был полностью переписан плафон зала, на месте маскарадных залов встроили артуборные. Не оставалась без внимания и главная сцена.
В марте 1853 года в театре начался пожар. Гореть начало в одном из чуланов и огонь быстро охватил декорации и театральный занавес. Деревянные постройки способствовали быстрому распространению пламени и силе стихии, которая утихла лишь через несколько суток. Здание сильно пострадало от огня. Обрушились крыша и задняя стена сцены. Выгорел интерьер. Расплавились чугунные колонны лож бельэтажа, а на месте ярусов были видны только металлические кронштейны.
Сразу после пожара был объявлен конкурс на восстановление здания Большого театра. Выиграл конкурс А.К. Кавос, у которого был больший опыт в строительстве музыкальных залов. Для лучшего отражения звука архитектором была изменена кривизна стен зала. Потолок сделали более плоским, под партером засыпали коридор, который служил до этого гардеробной. Стены обшили деревянными панелями. Все это привело к значительному улучшению акустики. Во время этой реконструкции была построена царская ложа, которую расположили напротив сцены. Внутренние преобразования добавили комфортабельности зрительным местам, но, в то же время, уменьшили их количество. Здание Большого театра увеличилось по высоте. Над главным портиком был возведен дополнительный фронтон, который закрывал внушительный декорационный зал. Квадригу Клодта вынесли немного вперед и она стала нависать прямо над колоннадой. Боковые подъезды оформили чугунными навесами. К внешнему убранству добавили больше скульптурных украшений, встроили декоративные ниши. Театр открыли 20 августа 1856 года постановкой оперы «Пуритане», написанной великим Беллини. Возрожденный театр перестал ставить на своей сцене любые представления, а начал ограничивать репертуар только балетными и оперными спектаклями.
В конце века на здании появились заметные трещины. Тщательное обследование показало, что зданию необходим капитальный ремонт и работы по укреплению фундамента. С 1894 и вплоть до первых годов нового столетия, провели грандиозную реконструкцию Большого: освещение стало полностью электрическим, отопление перевели на паровое, усовершенствовали вентиляционную систему. В это же время в театре появились и первые телефоны.
Фундамент здания укрепили в 1921—1925 годах. Руководил работами И.И. Рерберг — архитектор Киевского вокзала и Центрального Московского телеграфа. Реконструкция в театре проводится постоянно. Не стало исключением и наше время. В начале третьего тысячелетия преобразования коснулись не только внутреннего убранства и внешней части здания. Театр начал расти в глубину. Под нынешней Театральной площадью расположился новый концертный зал.
Большой театр
Большой театр
Большой театр