Вернуться к Память

Государственный музей им. Булгакова «Нехорошая квартира» в Москве

Адрес: г. Москва, ул. Большая Садовая, 10, кв. 50

Первый государственный мемориальный музей им. М.А. Булгакова «Нехорошая квартира» был учрежден Правительством города Москвы 26 марта 2007 года в квартире № 50 дома 10 на улице Большой Садовой. Осенью 1921 года Михаил Булгаков, приехав в голодный и бесприютный город, вместе с женой Татьяной поселился здесь, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Здесь по ночам, до переезда летом 1924 года, он писал свои первые московские произведения.

Образ «скверной» коммуналки и дома, «покоем расположенного на Садовой», в течение многих лет преследовал писателя. Его соседи по коммунальной квартире стали прототипами персонажей его произведений: Анна Горячева известна всем читателям главного булгаковского романа, как Аннушка-чума, разлившая масло и погубившая тем самым Мишу Берлоза, типографские рабочие, запойные алкоголики, стали главными героями рассказа «Самогонное озеро». История самого дома 10 описана в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», а ненавистная Булгакову квартира № 50 превратилась в «нехорошую» квартиру, где поселился Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита».

Теперь знаменитая «нехорошая квартира» — музей, где можно погрузиться в атмосферу первых лет жизни писателя в Москве. Особенную ауру этого места, бывшего и общежитием Высших женских курсов до революции, и классической советской коммунальной квартирой, ставшей на время прибежищем писателя, и мифической «нехорошей квартирой» в знаменитом романе, и, наконец, местом паломничества поклонников Булгакова, удалось сохранить вопреки всему. В настоящее время мемориальный музей Михаила Булгакова является самым посещаемым музеем Москвы. Ежегодно его посещают около 40 тысяч человек.

История создания музея

Впервые квартира 50 в доме № 10 по Большой Садовой в Москве привлекла внимание поклонников творчества Булгакова в 1971 году, через несколько лет после первой публикации романа «Мастер и Маргарита». Тогда в журнале «Театр» напечатали воспоминания В. Лёвшина, в котором он указал предполагаемый московский адрес «нехорошей квартиры».

Почитатели таланта Булгакова стали приходить в этот дом, поднимались по лестнице, ведущей в квартиру № 50. В этой лестнице они узнавали место действия любимого романа. На эту лестницу выбегают непрошенные гости Воланда — и, к изумлению Аннушки, вылетают через окна на площадке между этажами... Наблюдающий за квартирой в ночь шабаша дежурит «на площадке третьего этажа». А затем по этой лестнице поднимаются, чтобы покончить с теми, кто «пошаливал» в квартире № 50. Это особое значение лестницы оценили раньше всех молодые поклонники Булгакова. И на стенах этой лестницы они стали признаваться в любви к писателю и его роману. Стены подъезда регулярно закрашивались, но надписи и рисунки появлялись вновь и вновь.

В 1983 году в квартиру 50 въехал проектный институт «Гипротехмонтаж». Его сотрудница, Наталья Романова прикрепила в подъезде листы ватмана, чтобы фанаты «Мастера и Маргариты» не пачкали стены. Понравившийся ей анонимный рисунок Маргариты на метле повесила в кабинете. Позднее, вдохновившись историей квартиры, она устроила в одной из комнат импровизированную булгаковскую экспозицию. В квартиру стали приходить посетители. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома оказались расселенными, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности свободные и никому не принадлежавшие помещения въехали музыканты, художники, хиппи.

В конце 1980-х годов в прессе начался настоящий булгаковский бум. Самые разные люди выступали за создание музея Булгакова на Большой Садовой и за булгаковские праздники на Патриарших прудах. Первый такой праздник состоялся в сентябре 1989 года. Накануне 100-летия М.А. Булгакова, в 1990-м году был создан Фонд Михаила Булгакова под руководством литературоведа Мариэтты Омаровны Чудаковой, автора первой научной биографии писателя. В 1994 году квартира № 50 в аварийном состоянии была передана Фонду М.А. Булгакова, чтобы в ней был устроен музей писателя.

Открытие музея состоялось 15 мая 2007 года. Первым директором музея стала Инна Мишина, контракт с которой продлился до 2012 года. В июне того же года был объявлен конкурс на создание новой концепции музея, который выиграло итальянское бюро Габриеле Филиппини совместно с командой литературоведа Мариэтты Чудаковой. Впоследствии новым директором музея стал Петр Мансилья-Круз.

В настоящее время администрация планирует расширение из-за недостатка пространства для проведения культурно-просветительских мероприятий. В 2015 году в состав музея вошла мемориальная мастерская Петра Кончаловского, с 2018-го находящаяся на реконструкции. Музей планирует открытие филиала в квартире на Большой Пироговской улице, где Булгаков проживал с 1927 по 1934 год. Там он снимал три комнаты, в которых были написаны «Бег», «Кабала святош», а также «Мастер и Маргарита». С 2018-го помещения находятся на реконструкции.

При учреждении действует театр «КомедиантЪ», постановки которого проходят в общественных пространствах музея.

Экспозиция

В мемориальном музее Булгакова находится не только его личные вещи, но и предметы, передающие атмосферу времен жизни писателя. В коллекцию музея входят более трех тысяч предметов. Основная экспозиция музея размещена в первом и синем кабинетах, гостиной, «коммунальной кухне». Выставка начинается уже с подъезда: стены «нехорошей лестницы» расписаны рисунками по темам произведений Михаила Афанасьевича.

Основу коллекции составляют экспонаты, переданные в дар родственниками и друзьями писателя: филологом Еленой Земской, В.М. Светлаевой, а также президентом Фонда имени Булгакова В.Ф. Дименко. Основная экспозиция разделена на две части: историческую и литературную. Коридор является промежуточным пространством, для мистификации которого используются визуальные спецэффекты и компьютерные технологии.

Для посетителей музея открыто восемь комнат, каждая из которых представляет ту или иную сторону многогранной личности Булгакова, а также характеризует эпоху, в которой писатель существовал. Кроме того, одна из комнат посвящена истории доходного дома № 10 по Большой Садовой — архитектуре и дизайну интерьеров и экстерьеров дома Пигита.

Гардеробная

Экспозиция начинается с гардеробной. Здесь собрано множество старинных саквояжей и чемоданов, шляп и зонтов, успевших попутешествовать по свету. В гардеробе представлена большая коллекция вешалок, крючков и полок разного времени. Здесь же находится самая главная вешалка — из квартиры Михаила Булгакова. Она сразу привлекает внимание входящих, поскольку висит выше всех других, под самым потолком. Когда-то на ней висели шляпы и плащи самого Булгакова.

Синий кабинет

Обстановка рабочего кабинета Булгакова в квартире по адресу Нащокинский переулок, 3/5 была воссоздана на основе воспоминаний родственников и близких друзей писателя. В этой комнате представлена мебель писателя, спустя 70 лет после его смерти поступившая в музей.

Здесь же можно увидеть издание романа «Золотой осел» (11 книг), автором которого является древнеримский писатель II в. н. э. Ампулей. Это единственный античный роман на латинском языке, полностью дошедший до нашего времени. По-видимому, Булгаков с этим произведением был отлично знаком, поскольку в романе «Мастер и Маргарита» иногда появляются сюжеты, которые схожи с сюжетной линией «Золотого осла».

В углу Синего кабинета стоит принадлежавший супруге Булгакова гардероб. Тут же секретер, ранее находившийся в Нащокинской квартире Булгакова. Он имеет большое количество секретных, потайных полостей и отделений. Судя по фотографиям, именно за ним работал писатель в 1930-х годах, а значит, именно на его крышке, покрытой красноватой кожей, работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита».

Здесь же стоит фортепьяно, на котором любила играть вторая жена писателя Любовь Белозерская, обладавшая хорошим музыкальным слухом. В кабинете можно увидеть шкаф-бюро из квартиры Булгакова в Нащокинском переулке, где он стоял в гостиной и ласково назывался «пузатиком».

История дома Пигит

Выставка посвящена истории самого дома № 10 по Большой Садовой. Его первым владельцем был известный московский предприниматель и общественный деятель, владелец табачной фабрики караим Пигит Илья Давидович. После революции дом пришлось продать, но его название «Дом Пигит» так и осталось неизменным. В этой комнате собраны воспоминания о ранее роскошных интерьерах дома. Выставлены чертежи, фотографии, документы, старинные обои с тиснением.

На полу в светящихся нишах видны куски лепнины из квартиры Ильи Пигита, частички старой напольной плитки из первого подъезда, а также коробка из-под папирос «Дукат». Художник макета Анна Румянцева хотела создать иллюзию археологических раскопок — будто бы дом подлетел и приоткрыл ранее невидимые предметы. Оказавшись в самом макете, посетитель может нажимать различные кнопки и опускать рычажки — тогда будут зажигаться окна отдельных квартир и появляться старые фотографии их жителей. В одной квартире поедет игрушечный поезд, так как до революции там жил инженер путей Эразм Пентка.

Комната Булгакова

В этой комнате Михаил Булгаков с женой провел первые свои годы в Москве. Здесь он работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача» и «Морфием», «Роковыми яйцами» и, наконец, здесь создавалась «Белая гвардия». Обстановка — диван, зеркало, походная кровать, стол и два шкафчика. Еще — полное собрание сочинений Данилевского. В комнате сохранились оконные рамы, щеколды и паркет.

Обживая комнату в коммунальной квартире № 50, семья Булгаковых старалась хоть как-то украсить небогатый интерьер. Так, со временем в комнате появилась оригинальная книжная полка, боковинами которой были два сфинкса.

Массивный резной стол никогда ранее не стоял в комнате Булгакова, он принадлежал врачу Н.М. Покровскому, дяде писателя. Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях у родственника и, вне всяких сомнений, стол был ему хорошо знаком.

Кухня

Коммунальная кухня — квинтэссенция духа «нехорошей квартиры». Здесь были владения Аннушки-Чумы (Горячевой), здесь шипели примусы и шатался «кошмар в полосатых подштанниках», здесь сушилось белье, сгорал в печке пигитовский паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику.

Кухня, самое пекло квартиры № 50, стало для М.А. Булгакова неиссякаемым источником впечатлений и образов, ведь здесь шумели и разговаривали будущие персонажи «Собачьего сердца», «Дьяволиады», «Самогонного озера», «№ 13 — Дома Эльпит-рабкоммуны» и, наконец, «Мастера и Маргариты». И теперь здесь — полуистлевший быт 1920-х, предметная среда булгаковских произведений.

На кухне представлены оригинальный буфет из Нащокинской квартиры писателя, никелированная пожарная каска, а также примус.

Гостиная

Квартира № 50 не всегда была «нехорошей». В 1904 году в левом крыле дома № 10 было открыто общежитие, в котором проживали слушательницы Московских высших курсов Герье. В связи с этим было попарно соединено квартиры, к примеру, № 41 и № 50, в результате чего получился длинный коридор с комнатами направо и налево. Скорее всего, гостиная, которая находится в конце коридора, была местом, где курсистки могли позаниматься и отдохнуть. Среди старой дореволюционной мебели, старинных фотографий, гравюр, фортепьяно XIX века и сейчас проходят спектакли и концерты.

Белый зал

Белый зал, радикально отличающийся от других помещений, намеренно аскетичен — он одновременно напоминает музейное фондохранилище, депозитарий и архив. В строго расчерченных от пола до потолка решетчатых стенах — словно в недрах необъятного шкафа — устроены подсвеченные ячейки, в которых и размещаются отдельные экспонаты. Несмотря на то, что сам этот экспозиционной модуль остается неизменным, определяя «фирменный стиль» всей серии, он предполагает вариативность в деталях. В стенах «хранилища», как в объемной таблице, появляются и исчезают ячейки с экспонатами, а в пространстве комнаты — меняться элементы обстановки.

Коридор

В Музее Булгакова — длинный, хорошо обустроенный коридор, по обе стороны которого размещены комнаты. Два овальных окна иногда вызывают у посетителей недоумение. Однако, на самом деле все довольно просто — напротив находились туалеты, также с окнами, и это было возможностью сэкономить электричество и дополнительно осветить санузел. Такой системой пользовались в жилых домах до 1960-х годов.

В коридоре находится стойка для зонтов и тростей, которая принадлежала семье Булгаковых, когда они проживали в квартире в Нащокинском переулке.

Редакция

Открывшаяся в ноябре 2010 года временная выставка стала постоянной экспозицией музея. Легендарная редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский — в «Нехорошей квартире»!

В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов, архивные документы, газеты и журналы, а также фотографии Александра Родченко.

МоскваБольшая Садовая улица, 10 — Яндекс.Карты

Дом № 10 по Большой Садовой в Москве

Лестница к квартире № 50

Лестница к квартире № 50

Дверь в квартиру № 50

Гардеробная

Гардеробная

Вешалка Михаила Булгакова

Пианино Булгаковых

Синий кабинет

Гардероб в Синем кабинете

Секретер в Синем кабинете

Шкаф-бюро «монашка»

История дома Пигит

Комната Булгакова

Комната Булгакова

Комната Булгакова

Комната Булгакова

Комната Булгакова

Кухня коммуналки

Кухня коммуналки

Гостиная

Гостиная

Белый зал

Коридор

Редакция газеты «Гудок»