В конце 1990-х годов возникла идея о создании на Патриарших прудах памятника Михаилу Булгакову и героям его романа «Мастер и Маргарита». Проект подготовил известный российский скульптор Александр Рукавишников, выигравший конкурс на лучший проект памятника. Проект предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, наблюдающего за своими героями со сломанной скамейки.
Проект Рукавишникова прошел согласования, на него были выделены деньги, и даже успели отлить часть фигур, но... столкнулся с протестом со стороны жителей района. Причин недовольства было две. Во-первых, количество скульптур сильно меняло облик прудов. Во-вторых, не вызвала одобрения скульптура примуса, которую планировалось установить в пруду (из-за этой второй причины протест окрестили «примусоборчеством»). Жители потребовали от всего этого проекта оставить только самого Булгакова, автор категорически отказался. Проект заглох.
В 2004 году было объявлено, что композиция Рукавишникова будет установлена на Воробьевых горах, в районе Андреевского пруда. При этом огромный примус поменяли на семиметровый автомобиль, на котором Мастер и Маргарита покинут Воробьевы горы. Иешуа должен был «ступать» по воде по Андреевскому пруда, а на берегах должны были стоять другие персонажи романа. Когда было согласовано новое место, автор скептически предположил: «Да нет, опять наверняка придут. Им же скучно... Пускай. Я уверен — скульптуры, как и рукописи, не горят». Он оказался прав, новое место вызвало протесты церкви из-за соседства Андреевского монастыря, и памятник так и не появился.
От этого проекта остались три уже готовых скульптуры, которые несколько лет находились во дворе мастерской Рукавишникова. Бронзовые Мастер и Маргарита, семиметровый автомобиль с грачом за рулем, и неразлучная парочка — Коровьев и Бегемот. Эти скульптуры долгое время можно было увидеть только через забор.
О проекте вновь заговорили в 2012 году. Музей «Булгаковский дом» решил учесть предыдущие ошибки и не ставить все скульптуры вместе, а про примус уже и вовсе никто не вспоминал. «Мы хотели бы в следующем году сделать булгаковскую тропу: рассредоточить скульптуры по маршруту от дома на Большой Садовой, где писатель жил, через переулки и сквер до Патриарших, — объясняет Николай Голубев, директор музея. — Таким маршрутом Михаил Афанасьевич скорее всего и пользовался, чтобы попасть на Патриаршие, им же сегодня пользуются и посетители музея, и москвичи, которые просто гуляют».
Музей начал воплощать идею в жизнь. На Патриарших напротив места для памятника поставили значок «Запрещено разговаривать с неизвестными», а у входа в музей установили скульптуру Бегемота и Коровьева. В самом музее появился макет памятника Булгакову, сидящему на сломанной скамье. Но в очередной раз выполнению планов что-то помешало.
Три остальных скульптуры так и стояли во дворе, превратившись в одну из самых интересных неформальных достопримечательностей Москвы. Пока наконец летом 2015 года они не переехали к входу в арт-пространство «Рукав» семьи Рукавишниковых (Земляной вал, 59, строение 2). Сначала возник автомобиль, а через несколько дней на его сиденье автомобиля вдруг оказались парящие в воздухе Мастер и Маргарита. Чуть позже рядом с ними появился камень с надписью, по-видимому, «узаконивший» именно это пристанище булгаковских героев.
Тот самый примус (макет)
Коровьев и Бегемот у «Булгаковского дома»
Памятник Булгакову (макет) в «Булгаковском доме»