Золота не видно, золота не слышно, но золото чувствуется в воздухе. Незримое золото где-то тут бьется в крови.
Выныривает в куцей куртке валютчик и начинает волчьим шагом уходить по проходу вбок от фонтана. За ним тащится другая фигура. В укромном пустом углу у дверей, ведущих к памятнику Минина и Пожарского, остановка.
Из недр куцего пальто словно волшебством выскакивает золотой диск. Вот оно, золото.
Фельетон «Под стеклянным небом»
В фельетоне Михаила Булгакова «Под стеклянным небом» (1923) описывается «черный рынок» торговли валютой и золотом в центре Москвы в начале 1920-х годов. Упоминается памятник Минину и Пожарскому. До 1931 года этот памятник находился на Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа); затем в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея В. Ленина был перемещен к Покровскому собору.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве — скульптурный монумент, посвященный предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Был создан по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 году. Выполнен в стиле классицизма, что объясняется монументальностью форм и плавностью объемов. Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. ЛѢТА 1818». Высота памятника (без террасы) составляет по разным данным от 8,3 до 8,9 м.
Идея установки памятника героям освободительного ополчения 1612 года появилась в 1802 году, когда петербургская Академия художеств предложила студентам в качестве рабочей темы подвиг нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Через год в Петербурге на заседании Вольного общества любителей словесности, наук и художеств писатель Василий Попугаев высказал мысль о необходимости сооружения монумента руководителям ополчения 1612 года и выдающемуся деятелю патриарху Гермогену.
В 1804-м адъюнкт-ректор Академии художеств Иван Мартос, проявив инициативу, выполнил модель памятника и представил ее публике, положительно ее оценившей. Через три года опубликовали гравюру с первой модели памятника. Хотя это была не окончательная композиция, Иван Мартос уже в первом проекте отразил ее основные черты: Минин и Пожарский были представлены освободителями Отечества от иноземной интервенции.
В 1808 году жители Нижнего Новгорода снова подняли вопрос о возведении монумента, собрав по подписке средства на его создание. Император Александр I поддержал обращение, дав разрешение на открытие конкурса. В числе участников были скульпторы Иван Мартос, Иван Прокофьев, Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Андрей Михайлов. По результатам отбора лучшим проектом была признана работа Ивана Мартоса, ее утвердили к созданию в ноябре 1808 года.
1 января 1809 года объявили всенародную подписку и разослали по всей России гравюры проекта. Однако из-за финансовых проблем работу над памятником приостановили. По распоряжению Александра I монумент должны были установить в Нижнем Новгороде, однако Мартос считал, что памятник должен стоять в Москве, где происходили основные события второго народного ополчения, и добился разрешения на установку. Таким образом, когда в 1811 году сумма собранных средств достигла 136 тысяч рублей, Комитет министров дал согласие на возведение памятника в Москве. В то же время 18 тысяч рублей, присланные нижегородской губернией, пошли на создание обелиска в Нижнем Новгороде, который установили в 1828 году на территории Кремля, рядом с собором Михаила Архангела, где хранится прах Кузьмы Минина.
В конечном варианте памятника Минину отвели первую роль. Вскинутой рукой он призывает народ на борьбу с польскими интервентами, другой рукой передает меч Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Одет Минин в хитон с добавлением русского узора, что напоминает рубаху крестьянина, на ногах порты. Широкий шаг и выдающийся вперед торс придают фигуре Минина уверенность и силу. Пожарский, опираясь на щит с изображением Спаса, приподнимается с ложа и принимает меч из руки Минина, нога его вытянута. Меч является центральным связующим звеном в композиции, олицетворяющим единство народа. Позади него находится шлем, который видно только с обратной стороны памятника.
На лицевой стороне пьедестала из красного финляндского гранита скульптор Мартос разместил барельеф, изображающий нижегородцев, приносящих пожертвования. Справа мужчины склонились под тяжестью подношений, слева — женщины, преклонившие колено, даруют украшения. Позы женщин выражают торжественность происходящего. Преклонив колено, они плавным движением рук возлагают украшения на алтарь Отечества. Женская одежда напоминает античную, но на головах русские кокошники. За фигурами женщин стоит отец, отдающий в ополчение двух сыновей. Здесь скульптор изобразил себя вместе с детьми. Ученик Мартоса Самуил Гальберг выполнил профильный портрет своего учителя с сыновьями. Оба сына скульптора попали на барельеф не случайно. Один — Алексей Иванович — в 1812 году сражался в армии Кутузова, другой — Никита Иванович — был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции, когда находился там в качестве пенсионера Академии художеств.
На обратной стороне постамента изображена батальная сцена. Барельеф посвящен победе народных ополченцев во главе с князем Пожарским. Сюжет также разделен на две части. Слева бегущие из Москвы поляки, с ужасом оглядывающиеся на победителей, справа Пожарский, возглавляющий храбрых воинов, на коне топчет и прогоняет с мечом врага. В целом барельефы, находящиеся в неглубоких нишах пьедестала, дополняют сюжет основной скульптурной композиции.
Высота пьедестала составляет около 3,7 м, длина — примерно 4 м, ширина — 2,3 м. Под пьедесталом находится терраса, также изготовленная из гранита, высотой примерно 1,1 метра. Внутри постамента находится Комната размером 3300х1580х2480 мм, стены которой имеют скальную фактуру, толщина стен 300—400 мм. Вход в нее находится под шлемом. Спуститься внутрь можно по железной лестнице.
Работа над малой моделью памятника началась в конце 1811 года. Скульптор не прекращал заниматься им даже во время Отечественной войны 1812-го. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья. В 1815 году была закончена большая модель, создавать ее помогал скульптор Иван Тимофеевич Тимофеев. Для отливки монумента Мартос заключил договор с известным в то время литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым.
Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Сначала восковые фигуры 45 раз обмазывались жидкой смесью из толченого кирпича и пива, постоянно просушиваясь опахалами из перьев, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толченого кирпича — калидра. В течение месяца 16 заранее установленных печей вытапливали воск, одновременно 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Наконец 6 августа 1816 года произошла отливка, занявшая всего 9 минут. Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча, шлема и щита.
Гранитные блоки для постамента были изготовлены петербургским камнетесом Самсоном Сухановым. Их производство шло в Выборгской губернии недалеко от деревни Киркопеле. Также в разработке пьедестала участвовал зять Ивана Мартоса — Авраам Мельников. Он делал рисунки и шаблоны и тщательно наблюдал за отделкой постамента. В феврале 1817 года утвердили надпись на пьедестале «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССіЯ. ЛѢТО 1817». Но так как открытие памятника состоялось только в 1818-м, конец фразы изменили на «ЛѢТА 1818».
За работу над памятником скульптор Иван Мартос был возведен в чин действительного статского советника с назначением пенсии 4000 рублей в год. Литейный мастер Василий Екимов получил 20 000 рублей и орден Анны II степени, скульптор Иван Тимофеев — 3000 рублей, архитектор Авраам Мельников — подарок.
21 мая 1817 года готовый монумент отправили водным путем из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем через Мариинскую систему, по Шексне до Рыбинска, оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня памятник встретили огромные толпы. Далее путь шел вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля.
До февраля 1818 года шли работы по возведению монумента. Памятник установили посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами лицом к Кремлю. Монумент был окружен четырьмя фонарями, а с левой стороны стояла будка с охранявшим его гренадером. 20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника. В середине XIX века монумент оградили ажурной чугунной решеткой и поставили новые фонари. В середине 1890-х они были заменены на электрические фонари.
В 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и постройкой обновленного Мавзолея Ленина памятник героям перенесли к Покровскому собору. После этой перестановки памятник больше не менял расположение и в настоящее время находится на том же месте.
Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века
Памятник на фоне Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х
Вид сбоку на памятник Минину и Пожарскому, 1884 г.
Памятник на фоне обновленных Верхних торговых рядов. 1892—1895 гг.
Памятник Минину (слева) и Пожарскому (справа)
Передний барельеф. Слева — скульптор Иван Мартос, отдающий Отечеству двоих сыновей
Задний барельеф изображает князя Пожарского