Вернуться к Живопись, скульптура, архитектура в произведениях Булгакова

Памятник князю Владимиру в Киеве

Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. А Днепр! А закаты! А Выдубецкий монастырь на склонах! Зеленое море уступами сбегало к разноцветному ласковому Днепру. Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест Св. Владимира, висящий в высоте...

Словом, город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских.

Очерк «Киев-город»

* * *

Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой — высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва.

<...>

Ни одна душа в Городе, ни одна нога не беспокоила зимою многоэтажного массива. Кто пойдет на Горку ночью, да еще в такое время? Да страшно там просто! И храбрый человек не пойдет. Да и делать там нечего. Одно всего освещенное место: стоит на страшном тяжелом постаменте уже сто лет чугунный черный Владимир и держит в руке, стоймя, трехсаженный крест. Каждый вечер, лишь окутают сумерки обвалы, скаты и террасы, зажигается крест и горит всю ночь. И далеко виден, верст за сорок виден в черных далях, ведущих к Москве. Но тут освещает немного, падает, задев зелено-черный бок постамента, бледный электрический свет, вырывает из тьмы балюстраду и кусок решетки, окаймляющей среднюю террасу. Больше ничего. А уж дальше, дальше!.. Полная тьма. Деревья во тьме, странные, как люстры в кисее, стоят в шапках снега, и сугробы кругом по самое горло. Жуть.

Роман «Белая гвардия»

* * *

Мне приснился страшный сон. Будто бы был лютый мороз и крест на чугунном Владимире в неизмеримой высоте горел над замерзшим Днепром.

И видел еще человека, еврея, он стоял на коленях, а изрытый оспой командир петлюровского полка бил его шомполом по голове, и черная кровь текла по лицу еврея. <...>

Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я безумно далеко от Владимира, что я в Москве в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год и что уже нет давным-давно изрытого оспой человека.

Повесть «Тайному другу»

В трех произведениях Михала Булгакова (романе «Белая гвардия», повести «Тайному другу» и рассказе «Киев-город») упоминается киевский памятник святому Владимиру, крестителю Руси. Он был установлен в 1853 году в парке Владимирская горка на крутом берегу Днепра. Бронзовая статуя Владимира Великого высотой 4,4 метра с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой руке возвышается на 16-метровом постаменте в виде восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном стилобате. Кирпичный постамент и стилобат облицованы чугунными плитами. Общая высота памятника — 20,4 м.

В первой половине XIX столетия Владимирский спуск назывался Александровским, как и горка. А на территории этой росли виноградники Михайловского Золотоверхого монастыря. Позднее местность стала собственностью города и в 1840-е годы склон было решено укрепить, основав там парк. Учитывая особую значимость местности, которая традиционно связывается с крещением князем Владимиром Руси в 988 году, предусматривалось для его увековечивания построить часовню или беседку на только что обустроенной нижней террасе. Позднее было решено установить здесь памятник святому Владимиру. Сам парк был назван в его честь «Владимирской горкой».

Скульптурное оформление постамента (горельеф «Крещение Руси», барельефы с гербом Киева и звездой ордена Святого Владимира) выполнил Василий Демут-Малиновский в 1843 году. После его смерти в 1846 году работу продолжил русский скульптор барон фон Клодт. Он создал статую князя Владимира. Архитектором постамента памятника стал профессор Академии художеств Александр Тон. Скульптурные детали постамента отлиты на Дугнинском заводе вблизи Калуги, статуя — в Санкт-Петербурге, лично Петром Клодтом в его мастерской. Есть предположение, что сюжет горельефа с изображением крещения Руси восходит к картине XVIII века на тот же сюжет в Софийском соборе. Внутри барельефной звезды на памятнике из-за ошибки литейщиков есть перевернутые буквы СРКВ («святой равноапостольный князь Владимир»).

В конце XIX века Владимирская горка была превращена в парк в его современном виде. Сергей Ромишовский, руководитель Киевской городской садовой комиссии, писал, что это место, облюбованное киевлянами, обустроено по типу швейцарских гор с многочисленными шоссейными дорожками, кирпичными резервуарами и спусками, объединяющими между собой площадки и террасы. В 1895 году на средства мецената и киевского предпринимателя Семена Могилевцева было организовано электрическое подсвечивание креста.

Памятник князю Владимиру — один из немногих в Киеве, который уцелел после 1917 года. К 100-летнему юбилею проведена капитальная реставрация (1953—1954). После реставрации памятник существенно не изменялся. Он стал своеобразной визитной карточкой Киева, а в 1988 году даже попал на советскую юбилейную монету по случаю 1000-летия Крещения Руси. В постсоветское время была восстановлена электрическая подсветка креста. Памятник святому Владимиру был капитально отреставрирован в 2002—2003 годах.

Парк Владимирская ГоркаПарк культуры и отдыха в КиевеСквер в Киеве

Памятник князю Владимиру в Киеве

Памятник князю Владимиру в Киеве

Памятник князю Владимиру в Киеве

Памятник князю Владимиру в Киеве