Ботинки я купил в прошлом мае. 12-го числа. А четырнадцатого того же мая, проходя мимо Николая Васильевича Гоголя, сидящего на Арбате, услышал шарканье. Подняв правую ногу, я убедился, что правый ботинок раскрыл пасть. Из нее вывалился лоскут газеты.
— Что же это такое, глубокоуважаемый Николай Васильевич? — спросил я. — Что это такое, в самом деле? Ведь позавчера это были блистательные ботинки без каких бы то ни было признаков болезни?
Но Гоголь был безмолвен и печален на своем постаменте.
Фельетон «Акафист нашему качеству»
В фельетоне Михаила Булгакова «Акафист нашему качеству», написанному в 1926 году, упоминается памятник известному русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю, который находится на Арбате в Москве. Этот памятник работы скульптора Н.А. Андреева и архитектора Федора Шехтеля был установлен в год празднования столетия со дня рождения писателя в 1909 году. До 1951 года он находился на Пречистенском (ныне Гоголевский) бульваре; в настоящее время — возле Дома Н.В. Гоголя (дом 7а по Никитскому бульвару). Работу Николая Андреева нередко называют эстетически совершенной, шедевром, признают одной из лучших скульптур на улицах столицы. Его памятник Гоголю характеризуют как одну из вершин творчества, программное произведение скульптора, обладающее «огромной художественной и общественной значимостью».
Идея установки памятника Гоголю в Москве возникла в дни торжеств, посвященных открытию памятника Пушкину в 1880 году: в августе по инициативе Общества любителей российской словесности была открыта подписка для сбора средств. К концу 1890 года капитал достиг 52 тысяч рублей, и Общество любителей российской словесности постановило образовать Комитет по сооружению в Москве памятника Н.В. Гоголю. На первом заседании Комитета, состоявшемся 6 апреля 1896 года, был рассмотрен вопрос о выборе места для постановки памятника в Москве. Рассматривались Арбатская, Трубная, Лубянская и Театральная площади, Страстной и Рождественский бульвары; предпочтение было отдано Арбатской площади — там, где она примыкала к Пречистенскому бульвару.
К этому времени набралась сумма около 70 тысяч рублей, и Комитет счел ее достаточной, чтобы приступить к сооружению памятника. На этом же заседании был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Из представленных 14 февраля 1902 года 46 проектов было отобрано четыре проекта (Р.Р. Баха, С.М. Волнухина, П.П. Забелло и В.В. Шервуда), но ни один из них не был рекомендован для сооружения памятника.
На заседании Комитета 13 февраля 1906 года под председательством нового городского головы Н.И. Гучкова, по предложению И.С. Остроухова, составление проекта было поручено скульптору Н.А. Андрееву. К участию в работе в качестве экспертов были приглашены архитектор Ф.О. Шехтель (который разработал пьедестал памятника и окружающее оформление), художник В.А. Серов и артист Малого театра А. Ленский. 28 апреля 1906 года комитет единогласно одобрил представленный проект. Для Николая Андреевича Андреева этот заказ стал дебютом в монументальной скульптуре, в которой он впоследствии много и плодотворно работал.
Закладка памятника состоялась 27 мая 1907 года. Торжественное открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года при большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя. Гоголевский юбилей в 1909 году в Москве отмечался с большим размахом и принял масштабы общенационального праздника.
Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в свое творчество, опустошенным до отчаяния. Перед зрителем предстает писатель, глубоко погруженный в скорбные размышления. Скульптор подчеркнул его подавленное состояние согбенной позой, опущенной линией плеч, наклоном головы, складками плаща, который почти полностью скрывает как бы озябшее тело. Скульптура решена в импрессионистическом ключе, что было характерно для творчества Николая Андреева тех лет. Пьедестал памятника обрамлен бронзовыми барельефами превосходной работы, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мертвых душ» и других. Барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощенным образом самого писателя.
На Пречистенском бульваре памятник Гоголю простоял 42 года. В 1951 году памятник убрали с Гоголевского бульвара, освобождая место для нового монумента. До 1959 года он хранился в филиале Музея архитектуры на территории Донского монастыря. В 1959-м, в год 150-летия со дня рождения писателя, на волне хрущевской оттепели памятник «вернули из ссылки», установив возле дома, где Гоголь жил последние четыре года и где он скончался.
Памятник Гоголю на Никитском бульваре
Памятник Гоголю на Никитском бульваре
Памятник Гоголю на Пречистенском бульваре
Памятник Гоголю на Пречистенском бульваре
Памятник Гоголю на Пречистенском бульваре
Памятник Гоголю на Пречистенском бульваре
Памятник Гоголю на Никитском бульваре
Памятник Гоголю. Левый барельеф. Персонажи произведений сборника «Миргород»
Памятник Гоголю. Правый барельеф. Персонажи поэмы «Мертвые души»
Памятник Гоголю. Торцевой барельеф. Персонажи произведений сборника «Петербургские повести»
Памятник Гоголю. Фронтальный барельеф. Персонажи комедии «Ревизор»