Дубельт. Вот, ваше сиятельство, бездельники в списках распространяют пушкинское стихотворение по поводу брюлловского распятия. Помните, вы изволили приказать поставить к картине караул?.. К сожалению, в отрывках. (Читает.)
«Но у подножия теперь креста честного,
Как будто у крыльца правителя градского,
Мы зрим поставленых на место жен святых
В ружье и кивере двух грозных часовых.
К чему, скажите мне, хранительная стража?
Или распятие казенная поклажа,
И вы боитеся воров или мышей?..»Пьеса «Александр Пушкин»
В пьесе Михаила Булгакова «Александр Пушкин» упоминается картина известного русского живописца Карла Павловича Брюллова «Распятие», написанная в 1838 году для лютеранской церкви святых Петра и Павла в Петербурге. Автором проекта лютеранской церкви Свв. Петра и Павла, для которой писался образ, был брат художника — А.П. Брюллов. Возведение храма завершилось в 1838 году, тогда же в нем было установлено «Распятие».
Родился Карл Павлович Брюллов 23 декабря 1799 года в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. На рубеже 30-х и 40-х годов Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н.В. Кукольника (1836), поэта В.А. Жуковского (1838), баснописца И.А. Крылова (1839), поэта и переводчика А.Н. Струговщикова (1840), археолога М. Ланчи (1851) и, конечно же, автопортрет (1848). Весной 1849 года Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 года в местечке Марчано близ Рима.
По свидетельству А.Н. Мокрицкого, К.П. Брюллов начал работу над «Распятием» в 1836-м, работал «с высшим вдохновением» и завершил образ в 1838 году. Еще в мастерской картину видели великая княжна Мария Николаевна, В.А. Жуковский, стоявший перед ней с «благоговейным восторгом», А.В. Кольцов, на глазах которого дрожали «слезы душевного восторга». На картине изображены три Марии (Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина), Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, скорбящие около распятого Христа.
Картина Брюллова повествует о важном событии, описанном в Евангельской истории — казни Иисуса Христа, его смерти на Кресте. В религиозной живописи художник стремился внести черты реальных переживаний. Он писал сюжетные, насыщенные картины, полные образов и несущих в себе исторический смысл. На картине Брюллов изобразил пять фигур, предстоящих у креста. Скорбность их состояния передает выражение лиц, позы и положение рук. Справа от Креста Господа изображена пресвятая Богородица со скорбным взором, обращенным на Сына. Рядом с Ней — любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов в преклоненной позе со сцепленными в замок руками. По левую сторону от Креста — Лонгин Сотник с Марией Магдалиной и еще одной ученицей Христа. Колорит картины передает трагичность момента, однако пробивающиеся лучи света словно предвестники грядущего Воскресения. Освещенная небесными лучами фигура Христа словно застыла в воздухе. Изображение трех гвоздей на кресте говорит о том, кто картина эта основывалась не на православном толковании Евангелия.
У Карла Брюллова есть еще одна графическая работа с аналогичным названием, созданная на несколько лет ранее. Отличие заключается в том, что на ней Иисус Христос изображен в одиночестве, более крупным планом. Она исполнена в черно-белых тонах итальянским карандашом на бумаге, в отличие от более позднего варианта, написанного маслом на холсте. Обе картины хранятся в России: 1835 года — в Москве в Третьяковской галерее, а 1838-го — в Санкт-Петербурге в Русском музее.
Картина «Распятие» К.П. Брюллова, 1835
Картина «Распятие» К.П. Брюллова, 1838