Эти знаменитые сапоги находились под мышкой у Василия Рогова. А сам Василий Рогов находился при начале Новинского бульвара, у выхода со Смоленского рынка. День был серый, с небом, похожим на портянку, и даже очень легко моросило. Но никакой серости не остановить смоленского воскресенья! От Арбата до Новинского стоял табор с шатрами. Восемь гармоний остались в тылу у Василия Рогова, и эти гармонии играли разное, отравляя душу веселой тоской. От Арбата до первых чахнувших деревьев в три стены стоял народ и торговал вразвал чем ни попало: и Львом Толстым, босым и лысым, и гуталином, и яблоками, штанами в полоску, квасом и Севастопольской обороной, черной смородиной и коврами.
Фельетон «Таракан»
В фельетоне Михаила Булгакова «Таракан» среди товаров, продававшихся на базаре в Москве, автор упоминает Льва Толстого «босого и лысого». Вероятно, имеется в виду репродукция известной картины знаменитого русского художника Ильи Репина. Картина «Лев Николаевич Толстой босой» была написана в 1901 году. Этот портрет Льва Толстого работы Репина был широко известен по открыткам и репродукциям.
Величайший писатель Лев Толстой был известен свой близкой дружбой с художником Ильей Репиным. Ведь именно этому живописцу удалось написать самое большее число портретов автора «Войны и мира». Одним из наиболее известным является полотно, где гений русской литературы изображен босым. В этот период времени Толстой уже находился в состоянии духовных исканий. Он спал на голом полу, выполнял тяжелую крестьянскую работу, ходил босиком до самых заморозков. Именно такого Толстого и изобразил Репин на своей картине. Здесь мы видим писателя во всей его естественной простоте: борода, босые ноги, свободные штаны и знаменитая холщовая рубашка, которая даже вошла в современную моду под названием «толстовка».
Несмотря на аскетический образ жизни, Толстой позволял себе ходить босиком только по своему имению. Когда он выходил за пределы Ясной Поляны, то всегда надевал сапоги, чтобы выглядеть прилично. Именно поэтому его реакция на картину «Лев Николаевич Толстой босой» была неоднозначной и даже ироничной. Он написал Репину: «Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны». Однако остальным зрителям картина понравилась и была хорошо воспринята на передвижнической выставке. Сейчас работа находится в Государственной Русском музее Санкт-Петербурга.
«Лев Николаевич Толстой босой». Художник И.Е. Репин. 1901 г.