Вернуться к Живопись, скульптура, архитектура в произведениях Булгакова

Иерусалимский храм

Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел.

Иосиф Флавий, «Иудейская Война»

И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.

Тот помолчал, потом тихо спросил по-арамейски:

— Так это ты подговаривал народ разрушить ершалаимский храм?

<...>

— Знаешь ли грамоту?

— Да.

— Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

— Знаю. Греческий.

<...> Пилат заговорил по-гречески:

— Так это ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?

Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески:

— Я, доб... — тут ужас мелькнул в глазах арестанта оттого, что он едва не оговорился, — я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие.

Роман «Мастер и Маргарита», глава 2. Понтий Пилат

В одной из первых глав романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в эпизоде допроса Понтием Пилатом бродячего философа Иешуа упоминается ершалаимский храм. Имеется в виду так называемый Второй храм (Храм Зерубавеля) в Иерусалиме, перестроенный царем Иудеи Иродом. Это культовое сооружение, являвшееся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме. В настоящее время на месте Храма Соломона находится комплекс Куббат ас-Сахра (Купол Скалы, и мечеть Аль Акса.). От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мессии.

В истории Иерусалима существовало два главных еврейских Храма, однако, с точки зрения архитектуры, их было три: Храм Соломона (950—586 годы до н. э.), Храм Зерубавеля (516—20 гг. до н. э.) и Храм Ирода (20 год до н. э. — 70 год н. э.). Также существует описание Храма из пророческого видения Иезекиила (Иехезкеля) (Иез. 40—48), относящееся к будущему Третьему Храму. Первый храм был построен при царе Соломоне и в 586 г. до н. э. был разрушен вавилонянами. В 537—515 гг. до н. э. был возведен Второй храм, перестроенный затем царем Иродом Великим. Разрушен при взятии Иерусалима Титом. Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Храмы, существовавшие в Иерусалиме, отличаются друг от друга множеством архитектурных особенностей и деталей, следуя, тем не менее, основному образцу, общему для всех. Маймонид выделяет главные детали, которые должны присутствовать в еврейском Храме: «Следующие вещи являются главными при постройке Храма: делают в нем Кодеш (Святилище) и Кодеш а-кодашим (Святая святых) и перед Святилищем должно быть помещение, которое называется Улам (Притвор); и все вместе называется Хейхал. И возводят ограду вокруг Хейхала, на расстоянии не меньшем, чем то, что было в Скинии; и все, что внутри этой ограды называется Азара (двор). Все же вместе называется Храм» (Маймонид, Мишнэ Тора, Законы Храма, 1:5).

В еврейской Галахе заповедь строительства Храма является повелением из поколения в поколение строить здание, которое станет центром священнослужения еврейского народа и в котором будут приноситься жертвоприношения Единому Богу. «И построят Мне святилище, и буду Я пребывать среди них» (Исх. 25:8). Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. Библия повествует, что во все время, пока евреи должны были воевать за свою независимость с соседними народами, Бог не хотел обитать в «Доме», а странствовал «в шатре и Скинии» (2 Цар. 7:6). Первый Храм был воздвигнут в царствование Соломона, сына Давида.

Царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенес Ковчег Завета туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принес в ней жертвы Богу (2Цар. 6). Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул (Шауль). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

В Иерусалиме Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана), оставил эту миссию своему сыну Соломону. Давид передал ему разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма.

Согласно тексту Писания, функции Храма можно разделить на несколько основных категорий. Главное и важнейшее предназначение Храма — служить местом, где Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле, среди народа Израиля. Храм также являлся и своего рода резиденцией высшего духовного правительства народа. Храм был местом служения Богу, где осуществлялись регулярные церемонии и жертвоприношения. Кроме этого, Храм также служил местом собрания всего народа, главным образом, три раза в год: на Песах, Шавуот и Суккот. В храме проходили заседания Высшего Суда, Синедриона. В то же время храм был хранилищем храмовой казны. Существовала также «сокровищница посвященных даров», в которой хранились захваченные в ходе военных действий трофеи, а также дары царей и военачальников, равно как и подношения частных лиц. В Храме также хранилось царское оружие (например, стрелы и щит Давида).

В здании храма находились предметы, символизирующие присутствие Бога (ковчег Завета со скрижалями Завета, а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются:

  • Большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, посвященные Богу, а
  • также совершались хлебные приношения и возлияния вина.
  • Золотой жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам.
  • Золотая Менора, которая своим светом освещала Храм.
  • Золотой Стол хлебов предложения, на котором помещались священные «хлебы предложения».

По степени святости порядок частей Храма следующий:

  • Святая святых (Кодеш а-кодашим или Двир) — наиболее священное отделение Храма, в котором помещался Ковчег Завета. Туда не входил никто, кроме первосвященника, который совершал там обряд воскурения раз в году, в Йом Киппур.
  • Святилище (а-Кодеш или Хейхал) — самое большое отделение Храма, где происходила основная храмовая служба и из которого проход вел в Святая святых. Здесь находились: Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.
  • Притвор (Улам) — западное отделение Храма, которое отделяло святое от мирского и служило вестибюлем. В Скинии эта часть отсутствовала.

Вокруг здания Храма ограда определяла территорию храмового двора (Хацер или Азара), где помещались жертвенник всесожжения и медный умывальник. Территория вокруг всего этого комплекса, который и назывался «Храм», в Скинии называлась «Лагерь левитов» (Маханэ левия), поскольку там на стоянках размещалось колено левитов, а в Храме — «Храмовая гора» (Хар а-Баит). Часть этой территории составлял «Женский двор» (Эзрат нашим), однако неизвестно, существовал ли он во всех храмах.

Храм Соломона в Иерусалиме

Соломон (970 — 930 годы до н. э.) приступил к строительству Храма в 480 году после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам Абифф, плотников и других ремесленников. Строительство Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 год до н. э. (по другим данным, с 1014 по 1007 год до н. э.). Работа была завершена в восьмом месяце 11 года царствования Соломона. Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот. Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознес публичную молитву. Празднование освящения Храма длилось 14 дней.

Храм являлся частью комплекса уже существовавшего царского дворца. Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жены. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет. Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведен в качестве постоянного каменного здания в определенном месте. Священная территория Храма имела две главные части: двор (Азара) и здание Храма (Хейхал). Двор занимал большую площадь и был разделен на две части: внешний двор и внутренний.

При входе на территорию Храмовой горы, попадали прежде во «внешний двор», который назывался также «большим» (Эзра гдола) или «новым». Здесь происходили народные собрания и молитвы. Особенно много людей собиралось здесь по праздникам: в субботу, дни новолуния (Рош Ходеш) и в праздники паломничества (Песах, Шавуот и Суккот). Во «внешний двор», кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и с юга (со стороны дворца). С этих сторон к нему примыкали здания для священников и кладовые.

Через внутренние «южные» ворота, покрытые медью, поднимались во «внутренний двор», который назывался также «верхним» или «двором священников» и непосредственно примыкал к зданию Храма. Он был окружен низкой оградой в три локтя высотой, чтобы через нее народ мог видеть священнодействие. Цари могли входить в этот двор прямо из дворца через верхнюю галерею (Алия). При входе во внутренний двор помещалось нечто вроде ораторской трибуны (Амуд, то есть «столб»), с которой цари обращались с речами к народу.

Во внутреннем дворе, перед входом в Притвор, стоял большой медный Жертвенник всесожжения, на котором совершались жертвоприношения животных. Он представлял собой квадратную трехступенчатую конструкцию 20 локтей длиной, 20 шириной и 10 высотой. Первая ступень (10×10 м), погруженная в землю и обведенная кюветом, была высотой в 1 м; вторая ступень (8×8 м) — высотой 2 м; третья (6×6 м) — высотой в 2 м — называлась Харэль, на ее углах было четыре «рога». С восточной стороны к жертвеннику примыкали ступени.

В стороне от жертвенника, к юго-востоку от здания Храма, помещалось «медное море» (большая бронзовая чаша), служившее для омовения священников. Его диаметр составлял 5 м, длина окружности 30, высота — 5, а емкость — около тысячи м³. «Море» стояло на 12 медных быках — по три с каждой стороны света. С южной и северной сторон двора стояли десять медных умывальников для омовения жертв. Умывальники были украшены изображениями львов и быков и стояли на медных «подставках» (мехонот) на больших колесах.

В центре внутреннего двора стояло каменное здание Храма. Его длина составляла 60 локтей (с востока на запад), ширина — 20 локтей (с севера на юг) и высота — 30 локтей (соответственно 30×10×15 м). Впрочем, приведенные цифры указывают только внутренние размеры здания Храма, толщина его стен не указана. Крыша Храма была плоская и была сложена из кедровых бревен и досок. Она не опиралась на колонны в центре зала, как это было принято в храмовом строительстве этого периода.

Внутренние стены Храма были обшиты кедром и покрыты золотом, так же, как и его пол и вышки над Святая святых и над Притвором. Убранство их состояло из выпуклых изображений херувимов, пальм и распускающихся цветов, заключенных в квадратные клетки решетки. В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трех смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (Улам), Зала (Хейхал или Кодеш) и Святая святых (Двир или Кодеш а-Кодашим). Притвор (Улам), составлявший восточную часть Храма, отделял святое от мирского. Он имел 20 локтей в ширину (с севера на юг) и 10 локтей в длину (с востока на запад). В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз». Каждая колонна имела в окружности 12 локтей и была высотой 18 локтей и еще 5 локтей занимал венец.

Святилище Хейхал, где велось богослужение, было самым большим помещением Храма. Его длина — 30 локтей, ширина — 20 и высота — 30 (15×10×15 м). В Хейхал вела из Притвора двустворчатая кипарисовая дверь шириной 10 локтей, украшенная вырезанными на ней херувимами, пальмами и распускающимися цветами. На косяке двери была укреплена мезуза из оливкового дерева. Толщина стены между Притвором и Хейхалом была 6 локтей. В верхней части стен располагались окна.

Внутри стояла золотая Менора Моисея, по обеим сторонам от которой располагались еще по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил Хирам. Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днем и ночью. Также у стен помещались по пяти золотых Столов хлебов предложения. Перед входом в Святая святых стоял небольшой (1×1×1,5 м) Жертвенник воскурения из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама.

В глубине Хейхала находилась Святая святых (Двир), отделенная от него каменной стеной, обшитой кедром, в которой была кипарисовая дверь, закрытая дорогой завесой (парохет). Святая святых была кубической формы, 20×20×20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем Хейхал, над ней находилась вышка, служившая для хранения священных предметов. В Святая святых находился только Ковчег Завета, в котором хранились Скрижали Завета. Ковчег был установлен на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался Эвен а-Штия («Камень основания») — легендарный Краеугольный камень, который, по преданию, находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего. Два гигантских херувима из оливкового дерева, покрытые золотом, простирали по одному крылу над Ковчегом, касаясь стен другими. Херувимы были высотой 10 локтей, а каждое их крыло было 5 локтей. В Святая святых не было окон, и она ничем не освещалась. Туда мог войти только первосвященник для совершения обряда воскурения раз в году, в Йом Киппур.

К зданию Храма с трех сторон (за исключением лицевой, восточной) примыкало трехъярусное каменное строение, йациа с множеством комнат. Каждый ее этаж делился приблизительно на 30 комнат, которые использовались в качестве складских и для других подсобных целей. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все три яруса. В каждой комнате было по одному окну с решетками. Длина комнат нижнего этажа составляла 5 локтей, среднего — 6 локтей, а третьего, верхнего, — 7 локтей, что было следствием уменьшения толщины стен. Сужение стены вверху оставляло больше площади для галереи, для которой внешняя стена Храма служила внутренней стеной.

Со времени пророка Михея (начало VIII века до н. э.) пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен. Эти предсказания исполнились в 586 году до н. э. После того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне, под предводительством Навузардана захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.

Разрушение Храма и последовавшее за ним вавилонское пленение стало подтверждением этих пророчеств и вызвало стремление к неукоснительному соблюдению Закона и надежду, в духе пророческих видений Иезекииля (Иехезкеля), на возвращение из изгнания и восстановление Храма. В память о разрушении Храма и сопровождавших его событиях было установлено четыре поста, среди которых пост 9 Ава знаменовал день, когда был сожжен Храм.

Храм Зерубавеля в Иерусалиме

В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Декрет устанавливал размеры Храма и содержал распоряжение об оплате расходов на его строительство и о возвращении Храму священной утвари, захваченной из Храма Соломона Навуходоносором. Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля (Зерубавеля), который был потомком царя Давида, и первосвященника Иехошуа. Территория Храма была очищена от обломков и пепла, был возведен Жертвенник всесожжения и еще до строительства самого Храма было возобновлено принесение жертв.

На второй год после возвращения из Вавилона в 24-й день месяца кислев началось строительство. Вскоре возникли распри между иудеями и самаритянами, которых не допускали к строительству, и они стали всячески препятствовать восстановлению храма. Строительство было прервано на 15 лет. Только во втором году царствования Дария I Гистаспа (520 год до н. э.) строительство Храма возобновилось. Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, что соответствует 516 году до н. э., через 70 лет после разрушения Первого Храма.

Иерусалимский храм был восстановлен на прежнем месте и, вероятно, занимал ту же площадь, что и Храм Соломона, по образцу которого он был построен. Однако по роскоши и славе Второй Храм не мог сравниться с Первым, его главная святыня — Ковчег Завета — была утрачена. В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев здание расширяли и украшали.

Основанием Храму служила Храмовая гора, имевшая площадь 500×600 локтей (приблизительно 75 тыс. м²). Низшая ее точка находилась на востоке, постепенно повышаясь, она достигала высшей точки на западе. Со всех сторон Храмовую гору окружали стены. Главным входом на Храмовую гору служили расположенные на юге, почти в середине стены, двойные ворота. Ворота направо служили для входа, налево — для выхода. Ворота эти назывались «Алдама» или «Хульда», по имени пророчицы, которая, по преданию, пророчествовала на этом месте. Здесь же находилась свободная площадь в 265 локтей ширины.

Следующая за ней площадь имела лишь 115 локтей и находилась на востоке. Восточные ворота назывались «Шушан», то есть Сузские, поскольку на них был изображен город Сузы, столица Персии, в качестве знака признательности персидскому царю, который дал разрешение на постройку Храма, а также должен был служить напоминанием народу о том, откуда он пришел. Северные ворота — «Тади», «ворота лишений», были сделаны в виде треугольника. Их название объясняется тем, что ими пользовались во время траура, ритуально нечистые и те евреи, кто был отлучен от общины. Площадь перед ними была всего в 100 локтей². Наименьшая площадка, в 65 локтей², находилась на западе. Западные ворота назывались «Киронус», то есть «садовые», так как примыкали к садам и огородам, посаженным первосвященником Иехошуа, доходы с которых шли на фимиам.

Высота стен, окружавших Храм, по сообщению Аристея (III в. до н. э.), была около 70 локтей. Восточная стена, была ниже других, вероятно не выше 20 локтей. Толщина стен составляла 5 локтей. На восточной стороне шли 39 ступеней, по ½ локтя каждая, за исключением одной, которая была в целый локоть (всего 20½ локтей). Эти ступени вели в Хейхал, находившийся почти на одном уровне с верхней частью восточной стены. На Офеле (южный склон Храмовой горы) и на территории между внешней стеной Храма и городской стеной жили священники и храмовые служители.

Решетчатая деревянная изгородь (сорег) высотой 10 ладоней, на расстоянии 10 локтей от внешней стороны стен, окружавших храмовые дворы, охватывала Храм со всех его сторон, и площадь, отделяемая ею от стен, называлась Хель («мирское»). За ее границу было запрещено заходить ритуально нечистым и язычникам. 12 мраморных ступеней в 42 локтя высотой вели от Хель во дворы. Ступени были защищены от солнца и дождя и служили народу местом, где он мог собираться и отдыхать.

Пространство внутри сорег представляло собой два двора — «внешний» или «женский двор» (Эзрат нашим) и «внутренний двор» («верхний»), который составляли «двор Израиля» (Эзрат Исраэль) на востоке и «двор священников» (Эзрат а-коханим) на западе. Оба двора, то есть нижний и верхний вместе, имели площадь в 135×322 локтя, внешний двор 135×135 локтей, внутренний — 135×187.

Во внешнем дворе находились кладовые (в них хранились привезенные Эзрой из Вавилонии золото, серебро и храмовая утварь) и кельи для священников, а Иосиф Флавий сообщает о колоннадах, окружавших Храм. В каждой из четырех стен внешнего двора были ворота. Во внутренний двор вели ворота, расположенные на восточной и на южной стороне внешнего двора. Он был на 7,5 локтей выше внешнего, и к нему вели 15 ступеней, каждая высотой в 0,5 локтя. Стоя на этих ступенях, левиты пели так называемые «гимны ступеней» (15 псалмов: Псал. 120—135), в день праздника «водолития».

«Двор Израиля» был открыт для всякого еврея, находящегося в состоянии ритуальной чистоты, и представлял собой узкую террасу в 135 локтей с севера на юг и 11 локтей с востока на запад. Этот двор фактически был частью «двора священников». Оба двора были окружены стеной высотой в 40 локтей, на которой были выставлены трофеи, захваченные у врага Хасмонеями.

«Двор священников» (135×176 локтей), где проходила храмовая служба, представлял как бы продолжение «двора Израиля». Он был всего на 2,5 локтя выше «двора Израиля» и отделен от него большими тесаными камнями. Здесь находился большой четырехугольный Жертвенник всесожжения, сложенный из неотесанных камней. Он был возведен на основании жертвенника Первого Храма, но в отличие от него располагался не в центре внутреннего двора, а был несколько смещен к югу. В Храме Ирода жертвенник был квадратным (32 локтя²), однако, согласно Гекатею из Милета, первоначально он имел 20 локтей в длину и 10 локтей в ширину, как и в Храме Соломона. На каждом из его углов был «рог». В юго-западном углу жертвенника было два отверстия для стока крови жертвенных животных. Эта кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кидрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды.

135 локтей ширины двора с севера на юг разбивались следующим образом: на расстоянии 8 локтей от стены были расположены четыре ряда бревен, занимавших 12,5 локтей, на которых потрошили жертвенных животных. Затем к югу от них стояло восемь столов в два ряда, на которых мыли жертвенных животных, четыре локтя свободного пространства, за которым следовала площадь в 24 локтя; здесь к 24 прикрепленным к почве жертвенным кольцам привязывали животных во время заклания. Кольца шли в четыре ряда. От этой площадки отделяли жертвенник 8 локтей свободного пространства, 32 локтя занимал жертвенник, 30 локтей — подъем (кевеш), наклонная плоскость, по которой поднимались на жертвенник. Перед кевеш стояли два стола, а на юго-запад от него находился умывальник.

Впереди «двора священников» возвышалась эстрада (духан) в форме трех каменных ступеней, с верхней священники благословляли народ. Пространство между началом «двора священников» и Притвором Храма равнялось 54 локтям. На север от второго двора находилась «палата очага» (Бет а-мокед), вдававшаяся в Хель, ее часть была отведена под пост для патруля. Над этой обширной палатой высился купол; с нею же сообщались четыре небольших покоя. В одном содержались жертвенные агнцы, в другом пекли «хлебы предложения», в третьем хранились камни жертвенника, оскверненного греками, в четвертом — ванная. Деревянная изгородь отделяла священную часть «палаты очага» от мирской в Хель.

Несколько других комнат, построенных под внутренним двором, вели во внешний двор, из них две были отведены для нужд левитов музыкантов, там они упражнялись в своем искусстве. Во внутреннем дворе сверху имелись еще две комнаты, по обеим сторонам от «ворот Никанора». Направо — комната Пинхаса, хранителя облачений священников, заведовавшего также распорядком службы священников. Налево помещалась комната пекарей, изготовлявших ежедневно шесть оладий для утреннего и столько же для вечернего жертвоприношения.

По обеим сторонам этого двора помещались шесть палат, по три на север и на юг; на север была помещена каменная палата (Лишкат а-газит), где заседал Синедрион, палата с чаном для питьевой воды и особая палата была предоставлена первосвященнику — «палата советников». На южной стороне были: палата для обмывания жертв, соляная палата, кожевенная палата.

Согласно книге Эзры (Ездр. 6:3), Кир повелел, чтобы новый Храм имел 60 локтей в ширину и 60 в высоту. Второй Храм был, таким образом, даже больших размеров, чем Первый. Неизвестно, однако, был ли Храм Зерубавеля действительно построен по этому плану. Гекатей характеризует Храм неопределенным выражением «большое здание». Возможно, что Второй Храм не был возведен на фундаменте Первого, а располагался на 35—50 локтей дальше к северо-западу. В Святилище (Хейхал), вход в которое был закрыт занавесью, находилась только одна Менора, один Стол хлебов предложения и покрытый золотом Жертвенник воскурения. Святая святых (Двир), закрытая занавесью, была совершенно пуста — на месте Ковчега находился камень высотой в три пальца. На этот камень первосвященник в Йом Киппур ставил кадильницу.

Храм Ирода Великого в Иерусалиме

Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. В соответствии с текстом «Иудейской Войны» строительные работы начались на 15-м году царствования Ирода, то есть в 22 году до н. э. «Иудейские Древности» сообщают, однако, что осуществление проекта началось на 18-м году царствования Ирода, то есть в 19 году до н. э.

Чтобы не вызвать народного гнева и волнений, царь приступил к реставрации Храма лишь после заготовки необходимых для строительства материалов и окончания всех подготовительных работ. Были приготовлены около тысячи телег для транспортировки камня. Тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части Храма, куда разрешено входить только священникам. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в Храме не прекращались.

Объем работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящен. В течение еще 8 лет Ирод занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось еще долгое время после Ирода. Так, ко времени, когда, согласно Евангелиям, в Храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62—64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году.

Ирод наложил на Храм отпечаток греко-римской архитектуры. Тем не менее, устройство самого Храма было предоставлено традициям и вкусу самих священников, в то время, как переделка дворов, особенно внешнего двора, осталась за Иродом. Таким образом, двор Храма, предоставленный Ироду и его архитектурным вкусам, должен был потерять свой традиционный характер: вместо прежних трехэтажных помещений вдоль дворовых стен, вокруг дворов была возведена тройная колоннада в эллинистическом стиле. В этом стиле были построены также «ворота Никанора» и фасад Храма.

Здание Второго Храма было построено по образцу Первого Храма. Все отделения Храма Соломона имелись и здесь: Притвор или Улам, Святилище или Хейхал и Святая святых или Двир. Длина и ширина Святилища и Святая святых остались те же. Остались и трехъярусные боковые пристройки вокруг Храма, в том же количестве и порядке их расположения. Существенно отличался Храм Ирода от Храма Соломона своей высотой. По описанию Флавия его высота была 100 локтей, такая же была и его длина. Фасад здания был обновлен и имел квадратную форму — 100×100 локтей. Задняя часть здания была такой же высоты, но лишь 60 локтей в ширину. Фасад был украшен четырьмя колоннами коринфского ордера. Храм имел плоскую крышу, окруженную балюстрадой в три локтя высоты. Чтобы не допускать птиц садиться на кровлю, она была вся уставлена золотыми заостренными спицами в локоть высоты.

Притвор имел в длину 70 локтей, а с востока на запад — 11. Его входные ворота (40 локтей высоты и 20 ширины) были открыты, и через них была видна большая завеса (масах), открывавшаяся в часы богослужений. Она была богато расшита белым, голубым, алым и пурпуровым цветами. Притолока входа состояла из пяти дубовых балок, положенных друг на друга и украшенных искусной резьбой. Первая балка над входом выдавалась всего на один локоть с каждой стороны, вторая на два, и т. д. Таким образом, пятая балка имела в длину 30 локтей. Один ряд камней отделял одну балку от другой. Поперечные балки из кедра шли от стены Притвора к Хейхалу.

Внутри Притвора помещалось два стола: мраморный направо, на него клали свежие «хлебы предложения» до того как их вносили в Хейхал, и золотой, налево, на котором помещались старые священные хлебы предназначенные в пищу священникам. По обе стороны Притвора были расположены служащие складами для ножей палаты (11×15×8 локтей). Калитки по обе стороны Притвора вели в кельи, окружавшие Хейхал. Южная калитка всегда находилась под замком.

Из Притвора «Великие ворота», закрывавшиеся двумя двустворчатыми дверьми (10 локтей ширины и 20 высоты), вели в Хейхал Храма. Флавий пишет, что эти ворота были сделаны из золота, которое было подарено Иродом, и раскрывались с чрезвычайным трудом, так что для этого требовались совокупные усилия 20 священников. «Великие ворота» Храма также закрывались снаружи богатейшей завесой, висевшей на золотом пруте; она была тех же четырех цветов, что и завеса Скинии, с изображениями небесных звезд. В праздничные дни, когда в Храм приходили значительные массы народа, завеса Притвора подымалась, чтобы народ мог видеть внутренность Святилища. Над воротами, на стене Притвора, висела золотая виноградная гроздь, увешанная различными дарами, приносимыми в Храм.

Толщина стен Хейхала была 6 локтей, высота — 100 локтей, из которых 6 локтей приходились на фундамент, 40 локтей была высота внутреннего Зала и еще 40 локтей — высота аттика (верхнего яруса здания); остальные 14 локтей занимали отделка филенчатой работой, балюстрада и пр. Храм, таким образом, был двухэтажным зданием, оба этажа которого были одинаковых размеров.

Как и в Храме Соломона, Хейхал Второго Храма был окружен кельями. Всего в боковых пристройках было 38 помещений. На севере и юге их было по 15, расположенных в три яруса по 5 келий; нижний ярус в 5 локтей глубины, средний в 6 и верхний в 7. Длина кельи с востока на запад не указана, скорее всего, она составляла около 14 локтей. На западе было 8 келий в три яруса, два яруса по три кельи, а верхний в две. Три двери соединяли каждую келью с соседними и верхнею, за исключением двух угловых на северо-востоке и юго-востоке, которые имели еще по две двери для выхода в Хейхал и Притвор. Общий ход к кельям находился на северо-восточном углу. Толщина стен была 5 локтей и между нижними кельями и стенами, идущими с востока на запад из Притвора, параллельно северной и южной стенам Хейхала, находилось пространство в три локтя. На северной стороне это пространство занимала наклонная плоскость (мессиба), поднимавшаяся с востока на запад и соединявшаяся с верхним ярусом келий на северо-западе. Мост соединял верхние кельи на юго-западе с юго-восточным углом Хейхала, соединяя аттик посредством подъемной двери и лестницы с его крышей. Назначение верхнего яруса Храма и вышеупомянутых келий в Талмуде не указано. Вероятнее всего, они предназначались для обороны и служили складами оружия и других военных припасов.

Сам Хейхал имел 20 локтей длины, 40 ширины, и столько же высоты. В нем располагались Стол хлебов предложения направо от входа, золотая Менора, налево, а покрытый золотом жертвенник воскурения находился между ними, ближе к Притвору. Окна Хейхала были у его верха. Высокие колонны разделяли Храм на три нефа.

В глубине Хейхала находилось наиболее священное отделение Храма, Святая святых (Двир) (20×20×40 локтей), отделенное от Хейхала двойной завесой (парохет). Внешняя завеса была откинута направо, внутренняя — налево, а пространство, шириной в один локоть, между ними считалось неопределенным по своему характеру (мудрецы не пришли к согласию по вопросу — признавать ли его как часть Святая святых или Хейхала). Святая святых не имела никаких украшений и во Втором Храме была совершенно пуста — на месте Ковчега находился камень, высотой в три пальца (так называемый, «Камень Основания»). Раз в году — в Йом Киппур — первосвященник входил туда, чтобы возжечь фимиам и тогда ставил кадильницу на этот камень.

По своей площади реставрированный Иродом Храм достиг тех размеров, которые были указаны Храмом Соломона, сохранив в своем плане и общих формах его особенности. При его строительстве использовался главным образом белый камень, ворота и многие из украшений были отделаны серебром и золотом. Талмуд утверждает, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания».

Ирод удвоил площадь Храмовой горы (144 тыс. м², периметр — 1550 м). Подобные размеры были достигнуты за счет строительства двух мощных поддерживающих стен: южной стены, длиной 280 метров, и западной стены, длиной 485 метров, из камней весом до 100 тонн. Различия в высоте были преодолены с помощью срыва высоких участков, заполнения котловин грунтом и камнями и строительством системы арок, помещения под которыми служили также хранилищами и подземными переходами. Территория Храмовой горы имела теперь вид четырехугольника, по форме похожего на трапецию. Поддерживающие ее стены вздымались на высоту около 30 метров над уровнем улиц, примыкавших к горе с юга и запада. Участок западной стены, который служит местом молитвы в наши дни («Стена плача»), является лишь небольшим фрагментом западной стены того времени.

Наружные стены Храма были значительно исправлены. В некоторых местах, особенно по углам, в военных целях были построены башни. Стены были настолько широки, что они представляли достаточно места для целых военных отрядов. На западной стене, обращенной к городу, располагалось специальное священническое крыло, имевшее значение нынешних минаретов в мечетях; с юго-западного ее угла звуками трубы возвещали о наступлении Субботы или праздника. Снаружи к стене — по меньшей мере, к ее юго-западной части — примыкала площадь, состоявшая из нескольких уровней, соединенных ступенями; под самыми низкими уровнями этой площади были сделаны помещения для лавок торговцев. Два моста вели к восточной стене Храмовой горы.

Вдоль этих стен с внутренней стороны проходили галереи, состоявшие на восточной, западной и северной сторонах из двух пролетов или аллей мраморных колонн, 25 локтей высоты, расположенных тремя рядами. Пол в галереях был составлен из разноцветных мраморных плиток, крыша состояла из кедровых балок. Для освещения внутренней части галереи служили большие окна в наружной стене, которые, при нападении неприятеля, использовались в качестве амбразур крепости.

Северная и западная галерея были, вероятно, военными портиками, так как они имели непосредственную связь с крепостью Антония, лежавшей на перекрестке двух этих портиков. Восточная называлась притвором Соломона и служила для народных учителей местом учения и проповеди. Более сложного устройства была южная, наиболее отдаленная от Храма, галерея, которая имела четыре ряда колонн и три аллеи между ними. Она называется у Флавия «царской стоей». Из подробного описания Флавия следует, что это было величественное сооружение в форме базилики с четырьмя рядами колонн. Два центральных ряда делили пространство галереи на три отделения: просторный зал посередине и два узких коридора сбоку. С внешней стороны помещения располагались два дополнительных ряда колонн. Эта галерея предназначалась для торговцев и выполняла функции римского Форума. На «царскую стою» поднимались по лестнице, опиравшейся на ряд арок. Лестница начиналась от мощеной улицы, проходившей параллельно западной стене Храма. До наших дней сохранился внушительный фрагмент данной лестницы, так называемая «арка Робинсона», которая располагается между рядами камней западной стены недалеко от ее юго-западной оконечности.

Со всех четырех сторон внешней ограды галереи пересекались воротами и соединенными с ними пристройками. Ворота были поставлены Иродом на тех же местах, где они стояли при Соломоне, за исключением западной стороны, обращенной к городу, где из-за возросшего населения города потребовалось увеличить число ворот во внешней стене Храма. Храм Соломона имел здесь двое ворот, Флавий же насчитывает их здесь четыре.

За внешней стеной был двор, поражавший своей величиной. Сюда сгонялись для продажи жертвенные животные, здесь же устраивались меняльные конторы. Площадь (Рахават ха-баит) была вымощена камнем и имела много фонтанов. Кроме язычников, сюда могли входить и евреи, которые находились в состоянии нечистоты, и даже те, кто подвергся отлучению (херем). У Флавия внешний двор носит различные названия: внешнее, нижнее, первое святилище, в Талмуде он называется «мирским двором» (Хель).

На вершине Храмовой горы Ирод расчистил от посторонних построек обширное пространство (500×500 локтей), отделенное от остальной территории Храмовой горы. Это второе отделение Храма у Флавия называется «внутренним двором» или «вторым святилищем». В Мишне этот двор называется Азара, то есть заключенное оградой место среди площади. Стена внутреннего двора находилась на некотором расстоянии от барьера. Вокруг стен внутреннего двора была земляная насыпь шириной 10 локтей, примыкавшая к стене храмового двора. Со стороны внешнего двора она представляла 14 уступов, выложенных камнем и имевших вид лестниц. Исключение представляла только западная сторона, где насыпь не имела уступов.

Сама стена была устроена по образцу внешней стены первого двора, то есть представляла собой широкую крепостную стену с башнями для защиты против неприятеля. Высота этой стены снаружи составляла, по Флавию, 40 локтей, что было в десять раз меньше наружной высоты стены внешнего двора. Изнутри же она имела всего 25 локтей высоты. Разность между наружной высотой стены и внутренней — 15 локтей, — была высотой подъема, который вел с внешнего двора во внутренний. Внутренняя стена имела 9 ворот — четверо с севера, столько же с юга и одни с востока. Чтобы войти в ворота, нужно было подняться еще на 5 ступеней. Таким образом, уровень внутреннего двора был еще выше внешнего. Все его пространство самой природой разделялось на две части: от восточных ворот на запад шла ровная площадь длиной 135 локтей, затем грунт горы подымался уступом на высоту 7 или 7,5 локтей.

Нижний уступ в восточной половине двора, который представлял собой правильный квадрат (135×135 локтей) назывался «Женский двор» (Эзрат нашим), поскольку был крайним пределом, до которого могли доходить женщины. Этот двор был окружен балконом. В каждой из четырех стен «женского двора» были ворота. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы (40×40 локтей) без кровли:

  • Юго-восточный служил назареям местом, где они приготавливали свои приношения по истечении срока обета и сжигали свои остриженные волосы.
  • Северо-восточный был отведен под склад дров для нужд жертвенника и очага.
  • Северо-западный обслуживал излечившихся от «цараат» (проказы), прежде чем их допускали во внутренний двор, для обряда помазания елеем и т. д.
  • Юго-западный служил складом вина и масла для ламп и «мучных жертвоприношений».

Верхний уступ был разделен на две части барьером, идущим с севера на юг: длинный и узкий (135×11 локтей) «двор Израиля» (Эзрат Исраэль), открытый для всякого еврея и «двор священников» (Эзрат ха-коханим) (188×135 локтей). «Двор священников» был приблизительно на 3 локтя выше «двора Израиля» и отделен от него большими тесаными камнями. Оба двора были окружены стеной высотой в 40 локтей, на которой были выставлены трофеи, захваченные у врага Хасмонеями и Иродом. В середине этой стены, отделявшей «внутренний двор» от «женского двора», были ворота, которые Флавий называет подкоринфскими или верхне-коринфскими. Эти ворота находились прямо против ворот восточной стены женского двора.

Всего во двор священников вели семь или восемь ворот, между которыми (и частично над которыми) находились служебные помещения, где изготовляли фимиам (Бет Автинас), ванна для омовения первосвященника в Йом-Киппур (Бет ха-твила), помещения, в которых приготавливали хлебы предложения, заседал Синедрион и т. д. Здесь осуществлялось большинство жертвоприношений, и находился большой квадратный (50×50 локтей) Жертвенник всесожжения высотой 15 локтей; на каждом из его углов были рогообразные выступы. В юго-западном углу жертвенника было два отверстия для стока крови жертвенных животных. Эта кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кидрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды. К жертвеннику восходили по подъему (кевеш), примыкавшему к его южной стороне. Между жертвенником и фасадом Храма находился медный сосуд с 12 кранами для омовения рук и ног священников.

Храмовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации. Начало антиримского восстания 66—73 гг. (Иудейская война I) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма.

Осада и бои за город длились пять месяцев. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и плененных за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.

Таким образом, спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона. Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слез, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слезы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.

Реконструкция Иерусалима времен Христа. Старый город

Карта Иерусалима (1584)

План Храма Ирода Великого в Иерусалиме

Реконструкция Второго Храма в Иерусалиме (Christian van Adrichom, Köln, 1584)

Храма Ирода Великого в Иерусалиме

Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого

Южные ступени Храмовой горы, Иерусалим

Изображение будущего Храма по книге пророка Иезекииля (гл. 40—48). Шарль Шипез, XIX в.

Панорама Западной Стены с Куполом Скалы (слева) и мечетью Аль-Акса (справа) на заднем плане