В ночь со второго на третье февраля у входа на Цепной Мост через Днепр человека в разорванном и черном пальто с лицом синим и красным в потеках крови волокли по снегу два хлопца, а пан куренной бежал с ним рядом и бил его шомполом по голове. Голова моталась при каждом ударе, но окровавленный уже не вскрикивал, а только ухал.
Роман «Белая гвардия»
* * *
Затем будущего приват-доцента и квалифицированного специалиста доктора Бакалейникова сбросили с моста. Сечевики шарахнулись, как обезумевшее стадо, больничные халаты насели на них черной стеной, гнилой парапет крякнул, лопнул, и доктор Бакалейников, вскрикнув жалобно, упал, как куль с овсом. Там — снег холодный. Но если с высоты трех саженей с моста в бездонный сугроб — он горячий, как кипяток. Доктор Бакалейников вонзился, как перочинный ножик, пробил тонкий наст и, подняв на сажень обжигающую белую тучу, по горло исчез.
Рассказ «В ночь на 3-е число»
* * *
Стиль Сергея Леонтьевича я не трогал, хотя он явно неряшлив. Впрочем, что же требовать с человека, который через два дня после того, как поставил точку в конце записок, кинулся с Цепного моста вниз головой.
Роман «Записки покойника»
* * *
Самыми последними, под занавес, приехали зачем-то польские паны (явление XlV-ое) с французскими дальнобойными пушками.
Полтора месяца они гуляли по Киеву. Искушенные опытом киевляне, посмотрев на толстые пушки и малиновые выпушки, уверенно сказали:
— Большевики опять будут скоро.
И все сбылось как по-писаному. На переломе второго месяца среди совершенно безоблачного неба советская конница грубо и буденно заехала куда-то, куда не нужно, и паны в течение нескольких часов оставили заколдованный город. Но тут следует сделать маленькую оговорку. Все, кто раньше делали визит в Киев, уходили из него по-хорошему, ограничиваясь относительно безвредной шестидюймовой стрельбой по Киеву со святошинских позиций. Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги.
И посейчас из воды вместо великолепного сооружения — гордости Киева, торчат только серые унылые быки. А поляки, поляки... Ай, яй, яй!..
Спасибо сердечное скажет вам русский народ.
Не унывайте, милые киевские граждане! Когда-нибудь поляки перестанут на нас сердиться и отстроят нам новый мост, еще лучше прежнего. И при этом на свой счет.
Рассказ «Киев-город»
* * *
Меня мобилизовали вчера. Нет, позавчера. Я сутки провел на обледеневшем мосту. Ночью 15 градусов ниже нуля (по Реомюру) с ветром. В пролетах свистело всю ночь. Город горел огнями на том берегу. Слободка на этом. Мы были посредине. Потом все побежали в город. Я никогда не видел такой давки. Конные. Пешие. И пушки ехали, и кухни. На кухне сестра милосердия. Мне сказали, что меня заберут в Галицию. Только тогда я догадался бежать.
Рассказ «Необыкновенные приключения доктора»
Киевский Николаевский цепной мост упоминается в нескольких произведениях Михаила Булгакова — романах «Белая гвардия»и «Записки покойника», а также рассказах «Киев-город», «В ночь на 3-е число» и «Необыкновенные приключения доктора». Это первый постоянный мост через Днепр в Киеве. Существовал с 1853 по 1920 годы напротив Аскольдовой могилы, в районе впадения Чертороя в Днепр. Длина 776 метров, ширина 16 метров. Автор проекта — англо-ирландский инженер Чарлз Виньоль. Мост был уничтожен в 1920 году отступавшими польскими войсками. В 1925 году был воссоздан на основе сохранившихся фрагментов и чертежей; получил имя Евгении Бош (революционерка и участница Гражданской войны на Украине); в 1941 году уничтожен советскими войсками при отступлении. Ныне примерно на этом месте находится метромост.
Шестипролетный цепной мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен на месте старинной переправы 30 августа 1848 года после утверждения проекта императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил свое название. Все железные части моста были изготовлены в Бирмингеме, через Ливерпуль доставлены 16 кораблями в Одессу, оттуда на волах привезены в Киев. Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года.
Николаевский мост был освящен 28 сентября 1853 года в один день с освящением памятника князю Владимиру. По своей длине превзошел сооруженный за несколько лет до него Цепной мост Сеченьи в Будапеште и стал одним из самых больших в Европе того времени. На пяти облицованных гранитом опорах-«быках», были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Проезжая часть — деревянная. Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине. Для пешеходов мост открыли лишь через год, в 1854-м. А ездить транспорту разрешили только в 1855‑м. Причем проезд был платный: 20 коп. с однолошадных экипажей и 40 коп.— с пароконных. За то, чтобы провести по мосту корову, платили 6 коп., лошадь — 9 коп.
Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала только весной, когда уровень воды существенно поднимался и приходилось прибегать к проходу под разводной секцией. К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой ее ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста. Среди прочих рассматривался проект Н.А. Белелюбского по реконструкции поворотной секции. В результате проведенного конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлона Лосского.
В июне—октябре 1898 года была проведена реконструкция моста. Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м), а фарватер реки углубили. На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов. В начале XX века в качестве продолжения Николаевского цепного моста были сооружены Русановские мосты через левобережную пойму и пролив. В 1912 году по Цепному мосту поехал трамвай: маршрут № 23 соединял центр Киева (Почтовая площадь) с городом Бровары.
На исходе сражений за Киев 9 июня 1920 года первый от правого берега пролет моста был взорван по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками. Разрыв цепей в месте взрыва повлек за собой разрушение всего моста. В течение нескольких лет после этого сообщение с левым берегом шло через временный деревянный мост. В 1921 году остатки цепей моста были взорваны, чтобы не мешать навигации.
В 1925—1941 годах на месте цепного моста существовал другой мост балочной конструкции, спроектированный Е.О. Патоном. Он был построен на сохранившихся, но перестроенных для увеличения высоты, опорах Цепного моста и даже с использованием сохранившихся цепей старого моста. Получил название в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош. 19 сентября 1941 года мост взорвали отступающие солдаты Красной армии. После Великой Отечественной войны не восстанавливался. Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее. Весной 2010 года, вследствие временного понижения уровня воды, можно было видеть остатки трех опор Цепного моста.
Эскиз моста, автор Чарльз Виньола, выполнил Джон Кук Борн, 1847 г.
Цепной мост в Киеве, 1898 г.
Цепной мост в Киеве, 1898 г.
Цепной мост в Киеве, 1898 г.
Цепной мост в Киеве, 1898 г.
Цепной мост в Киеве, 1898 г.
Цепной мост в Киеве, 1898 г.
Разрушенный Цепной мост в Киеве, первая половина 1920-х гг.