Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Святой Серафим Саровский

Николай. <...> У императрицы были точно такие же боли и совершенно прошли после одного купанья в Саровском прудике. Да я сам лично, искупавшись, получил полное физическое и душевное облегчение.

Министр. Это тот самый прудик, в котором купался святой?

Николай. Да.

Пьеса «Батум»

* * *

С самоваром в одной руке, в другой тихий белый старичок, Серафим Саровский, в серебряной ризе. В одних рубахах. Визг, визг. В визге топоры гремят, гремят. Осади!!. Потолок! Как саданет, как рухнет с третьего во второй, со второго в первый этаж.

Рассказ «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна»

В пьесе «Батум» и рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» Михаила Булгакова упоминается известный православный святой Серафим Саровский (1754—1833).

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин)— иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Родился в Курске в Белгородской губернии в семье богатого именитого купца Исидора Ивановича Мошнина. Прославлен Русской православной церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской церкви и один из наиболее почитаемых монахов в ее истории. Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. В 1861 году в Саровской пустыни над могилой преподобного Серафима была устроена часовня.

В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1780 году тяжело заболел, болезнь продолжалась три года, половину из них Прохор провел в постели. По свидетельству летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, болезнь принесла ему много душевной пользы: «Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога».

В 1786 году принял монашество (малая схима) и имя «Серафим», был посвящен в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился. Около кельи Серафим развел огород и устроил пчельник.

Согласно описаниям жития Серафима, на протяжении нескольких лет он питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого он кормил хлебом с рук. Известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили его ограбить. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушел в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе император Александр I. Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы.

Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка», в которой схимонаху Марку были посвящены первые 10 страниц, остальные 64 страницы — «Духовные наставления отца Серафима».

Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве и называлось «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника». В 1863 году, по желанию Саровского монастыря — по его архивным документам и рассказам очевидцев, вышло самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима.

Серафим Саровский. Прижизненный портрет, 1828 г.

Серафим Саровский кормит медведя. Фрагмент литографии «Путь в Саров», 1903 г.

Серафим Саровский. Икона. Начало XX в.