В пьесе Михаила Булгакова ректор семинарии в своей речи об исключении Иосифа Джугашвили называет социал-демократические идеи «звенящим кимвалом». Кимвал — древний парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок. Кимвал — это небольшая (от 5 до 18 см) бронзовая тарелка, в центре которой прикреплялся ремень для надевания на руку. Кимвал ударяли о другой кимвал, надетый на другую руку. В церковной фразеологии кимвал является символом пустословия. Эта традиция восходит к новозаветному Первому посланию апостола Павла к Коринфянам.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам (13:1)
* * *
Ректор. <...> Народные развратители и лжепророки, стремясь подорвать мощь государства, распространяют повсюду ядовитые мнимонаучные социал-демократические теории, которые, подобно мельчайшим струям злого духа, проникают во все поры нашей народной жизни. Эти очумелые люди со звенящим кимвалом своих пустых идей врываются и в хижины простолюдинов и в славные дворцы, заражая своим зловредным антигосударственным учением многих окружающих.
Пьеса «Батум»
Первое послание к Коринфянам — книга Нового Завета, адресованная Павлом христианской общине греческого города Коринфа в Греции. Коринф в ту пору имел одну из крупнейших христианских общин. Христиане Коринфа были большей частью римскими отпущенниками, хотя греков и евреев здесь также было немало. Святой Апостол Павел посещал Коринф во время второго апостольского путешествия. И теперь, во время третьего путешествия, он в Послании снова обращался к верующим Коринфа. Это письмо является так называемым этическим письмом Павла, поскольку в своем письме он обращается ко многим практическим проблемам христианства в личной жизни и в церкви.
Кимвалы
Мозаика из Помпей. 150—125 гг. до н. э. Музыканты (справа налево) играют на тимпане, кимвалах, женщина на двойном авлосе