Вернуться к Религия и мифология в произведениях Булгакова

Откровение святого Иоанна Богослова

Откровение Иоанна Богослова, также известное как Апокалипсис (др.-греч. Ἀποκάλυψις Ἰωάννου) — последняя книга Нового Завета в Библии. Книга называется по первой строчке: «ἀποκάλυψις ἰησοῦ χριστοῦ, ἣν ἔδωκεν αὐτῶ ὁ θεός, δεῖξαι τοῖς δούλοις αὐτοῦ ἃ δεῖ γενέσθαι ἐν τάχει» (1:1, «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре»). Церковная традиция называет автором книги Иоанна Богослова.

В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

Апокалипсис упоминается в романах Михаила Булгакова «Белая гвардия» и «Записки покойника», а также в повести «Тайному другу».

— Нельзя зарекаться, доктор, ох, нельзя, — бормотал больной, напяливая козий мех в передней, — ибо сказано: третий ангел вылил чашу в источники вод, и сделалась кровь.

«Где-то я уже слыхал это... Ах, ну конечно, со священником всласть натолковался. Вот подошли друг к другу — прелесть».

— Убедительно советую, поменьше читайте Апокалипсис... Повторяю, вам вредно.

Роман «Белая гвардия»

* * *

— Переписка на ваш счет, — продолжал Рудольфи, а я только кивал головой, как фигурка, — затем: надо будет вычеркнуть три слова — на странице первой, семьдесят первой и триста второй.

Я заглянул в тетради и увидел, что первое слово было «Апокалипсис», второе — «архангелы», и третье — «дьявол». Я их покорно вычеркнул; правда, мне хотелось сказать, что это наивные вычеркивания, но я поглядел на Рудольфи и замолчал.

Роман «Записки покойника»

* * *

— Дитя! — сказал Рудольф и, вынув красный красивый шестигранный карандаш, вычеркнул из эпиграфа «Из Апокалипсиса».

— Это вы напрасно, — заметил я, заглядывая к нему через плечо, — ведь он, наверное, и так знает, откуда это?

— Ни черта он не знает, — угрюмо ответил Рудольф и тут же пробежал по всем пяти тетрадям и вычеркнул еще штук шесть фраз, каждый раз вежливо осведомляясь у меня: «Разрешите?»

Повесть «Тайному другу»

В романе «Белая гвардия» несколько раз цитируются пророчества из Апокалипсиса.

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

Откровение святого Иоанна Богослова (9:1—2)

* * *

...и трубят уже, трубят боевые трубы грешных полчищ и виден над полями лик сатаны, идущего за ним.

Роман «Белая гвардия»

* * *

И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

Откровение святого Иоанна Богослова (9:3)

* * *

Прут, как саранча...

Роман «Белая гвардия» (ранняя редакция последней главы)

В Откровении святого Иоанна Богослова упоминается ангел бездны «Аваддон, а по-гречески Аполлион». Имя демона-палача в романе «Мастер и Маргарита» зовут Абадонна, что созвучно имени Аваддон из Апокалипсиса. В романе «Белая гвардия» больной сифилисом молодой человек в разговоре с доктором Алексеем Турбиным упоминает Троцкого, называя его антихристом и Аваддоном.

Царем над собой она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

Откровение святого Иоанна Богослова (9:11)

* * *

— Батюшка, нельзя так, — застонал Турбин, — ведь вы в психиатрическую лечебницу попадете. Про какого антихриста вы говорите?

— Я говорю про его предтечу Михаила Семеновича Шполянского, человека с глазами змеи и с черными баками. Он уехал в царство антихриста в Москву, чтобы подать сигнал и полчища аггелов вести на этот Город в наказание за грехи его обитателей. Как некогда Содом и Гоморра...

— Это вы большевиков аггелами? Согласен. Но все-таки так нельзя... Вы бром будете пить. По столовой ложке три раза в день.

— Он молод. Но мерзости в нем, как в тысячелетнем дьяволе. Жен он склоняет на разврат, юношей на порок, и трубят уже, трубят боевые трубы грешных полчищ и виден над полями лик сатаны, идущего за ним.

— Троцкого?

— Да, это его имя, которое он принял. А настоящее его имя по-еврейски Ава́ддон, а по-гречески Аполлион, что значит губитель.

Роман «Белая гвардия»

* * *

...Еще приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего руки маленького ребенка.

— Вот и всё, — улыбаясь, сказал Воланд, — он не успел нагрешить. Работа Абадонны безукоризненна.

— Я не хотела бы быть на той стороне, против которой этот Абадонна, — сказала Маргарита. — На чьей он стороне?

— Чем дальше говорю с вами, — любезно отозвался Воланд, — тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны. Я успокою вас. Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого и результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы.

Роман «Мастер и Маргарита», глава 22. При свечах

В Откровении говорится о начертании неких знаков на «правую руку их или на чело их». В пьесе «Бег» архиепископ Симферопольский Африкан под именем химика Махрова упоминает об этом начертании, говоря о красноармейцах и пятиконечных звездах на их одежде, намекая при этом на их дьявольское происхождение.

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их.

Откровение святого Иоанна Богослова (13:16)

* * *

Махров. <...> Недаром сказано: и даст им начертание на руцех и на челах их... Звезда-то пятиконечная...

Пьеса «Бег»

В романе «Белая гвардия» Симона Петлюру содержат в тюремной камере под номером 666. Это явный намек на число зверя из Апокалипсиса.

Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Откровение святого Иоанна Богослова (13:18)

* * *

...в городскую тюрьму однажды светлым сентябрьским вечером пришла подписанная соответствующими гетманскими властями бумага, коей предписывалось выпустить из камеры № 666 содержащегося в означенной камере преступника. Вот и все.

<...>

Узник, выпущенный на волю, носил самое простое и незначительное наименование — Семен Васильевич Петлюра. Сам он себя, а также и городские газеты периода декабря 1918 — февраля 1919 годов называли на французский несколько манер «Симон».

Роман «Белая гвардия»

Слова из Апокалипсиса о третьем ангеле, вылившем чашу в реки, из-за чего вода превратилась в кровь, дважды упоминаются в романе Булгакова «Белая гвардия». Впервые эти слова читает священник отец Александр, к которому пришел за советом Алексей Турбин. Во второй раз цитату из Апокалипсиса произносит больной на приеме у Турбина.

...Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь.

Откровение святого Иоанна Богослова (16:4)

* * *

Священник шевельнулся в кресле.

— Тяжкое, тяжкое время, что говорить, — пробормотал он, — но унывать-то не следует...

Потом вдруг наложил белую руку, выпростав ее из темного рукава ряски, на пачку книжек и раскрыл верхнюю, там, где она была заложена вышитой цветной закладкой.

— Уныния допускать нельзя, — конфузливо, но как-то очень убедительно проговорил он. — Большой грех — уныние... Хотя кажется мне, что испытания будут еще. Как же, как же, большие испытания, — он говорил все увереннее. — Я последнее время все, знаете ли, за книжечками сижу, по специальности, конечно, больше все богословские...

Он приподнял книгу так, чтобы последний свет из окна упал на страницу, и прочитал: «...Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь...»

<...>

— Нельзя зарекаться, доктор, ох, нельзя, — бормотал больной, напяливая козий мех в передней, — ибо сказано: третий ангел вылил чашу в источники вод, и сделалась кровь.

«Где-то я уже слыхал это... Ах, ну конечно, со священником всласть натолковался. Вот подошли друг к другу — прелесть».

— Убедительно советую, поменьше читайте Апокалипсис... Повторяю, вам вредно.

Роман «Белая гвардия»

В эпиграфе романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» написаны слова из Апокалипсиса «...И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Эти же слова упоминаются в повести «Тайному другу», в которой Булгаков описывал работу над романом.

...И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими.

Откровение святого Иоанна Богослова (20:12)

* * *

И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими...

Роман «Белая гвардия»

* * *

Прошел час. Весь дом по-прежнему молчал, и мне казалось, что во всей Москве я один в каменном мешке. Сердце давно успокоилось, и ожидание смерти уже представлялось постыдным. Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет.

Повесть «Тайному другу»

В последней главе романа «Белая гвардия» больной сифилисом Русаков читает Откровение святого Иоанна Богослова и это приносит ему успокоение.

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. <...> И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

Откровение святого Иоанна Богослова (20:12—15; 21:1—4)

* * *

...на углу Волынской в трехэтажном каменном здании, в квартире библиотекаря, в узенькой, как дешевый номер дешевенькой гостиницы, комнате, сидел голубоглазый Русаков у лампы под стеклянным горбом колпака. Перед Русаковым лежала тяжелая книга в желтом кожаном переплете. Глаза шли по строкам медленно и торжественно.

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. <...> и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. <...> и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет».

По мере того как он читал потрясающую книгу, ум его становился как сверкающий меч, углубляющийся в тьму.

Болезни и страдания казались ему неважными, несущественными. Недуг отпал, как короста с забытой в лесу отсохшей ветви. Он видел синюю, бездонную мглу веков, коридор тысячелетий. И страха не испытывал, а мудрую покорность и благоговение. Мир становился в душе, и в мире, он дошел до слов: «...слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

Роман «Белая гвардия»

Альбрехт Дюрер. Мученичество Иоанна Богослова. 1496—1497

Альбрехт Дюрер. Видение Иоанном семи светильников. 1496—1498

Альбрехт Дюрер. Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами. 1496

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. 1497—1498

Альбрехт Дюрер. Снятие пятой и шестой печатей. 1497—1498

Альбрехт Дюрер. Четыре ангела, сдерживающих ветры, и 144 000 запечатлённых. 1497—1498

Альбрехт Дюрер. Поклонение Богу и Агнцу. 1497—1498

Альбрехт Дюрер. Снятие седьмой печати, первые четыре трубы. 1496—1497

Альбрехт Дюрер. Четыре ангела Смерти. 1496—1498

Альбрехт Дюрер. Иоанн съедает книгу. 1498

Альбрехт Дюрер. Жена, облеченная в солнце, и семиглавый дракон. 1497

Альбрехт Дюрер. Битва архангела Михаила с драконом. 1498

Альбрехт Дюрер. Зверь с семью головами и зверь с рогами агнца. 1496—1497

Альбрехт Дюрер. Вавилонская блудница. 1496—1497

Альбрехт Дюрер. Низвержение Сатаны в бездну и Новый Иерусалим. 1497—1498