— Я полагаю, прокуратор, — ответил гость, — что настроение в Ершалаиме теперь удовлетворительное.
— Так что можно ручаться, что беспорядки более не угрожают?
— Ручаться можно, — ласково поглядывая на прокуратора, ответил гость, — лишь за одно в мире — за мощь великого кесаря.
— Да пошлют ему боги долгую жизнь, — тотчас же подхватил Пилат, — и всеобщий мир. — Он помолчал и продолжал: — Так что вы полагаете, что войска теперь можно увести?
— Я полагаю, что когорта Молниеносного может уйти, — ответил гость и прибавил: — Хорошо бы было, если бы на прощанье она продефилировала по городу.
— Очень хорошая мысль, — одобрил прокуратор, — послезавтра я ее отпущу и сам уеду, и — клянусь вам пиром двенадцати богов, ларами клянусь — я отдал бы многое, чтобы сделать это сегодня!
— Прокуратор не любит Ершалаима? — добродушно спросил гость.
— Помилосердствуйте, — улыбаясь, воскликнул прокуратор, — нет более безнадежного места на земле.
Роман «Мастер и Маргарита», глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа
В одной из «ершалаимских» глав романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат клянется пиром двенадцати богов и ларами. Двенадцать богов — это старшие боги Древнего Рима, а лары лат. lares) по верованиям древних римлян — божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Ларов изображали веселыми молодыми людьми, нередко танцующими, часто держащими в руках рог и блюдо, символы достатка и сытости.
В провинциях лары отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают ларов с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков. Считалось, что лары следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря ларов и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа ларов.
В честь уличных ларов — Lares Compitales — устраивали специальные, популярные в народе праздники Компиталии, отмечавшиеся в середине зимы. На околоточные алтари жители вешали куколки и шарики из шерсти. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним и компитальным ларам. Компиталии, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием. Коллегии плебеев и рабов обслуживали культ компитальных ларов.
Август в 12 до н. э. реформировал культ ларов, образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения. Однако в домах и имениях лары продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изображались фамильные и соседские лары в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой.
- Lares Compitales — уличные лары, покровители соседской общины и добрососедских отношений
- Lares Domestici — покровители дома
- Lares Familiares — покровители семьи
- Lares Patrii — отцовские, возможно, отождествлялись с духами предков
- Lares Permarini — покровители моря
- Lares Praestitis — покровители государства
- Lares Privati — частные (в противовес общественным Lares Publici)
- Lares Rurales — покровители земли
- Lares Viales — покровители путешественников
Ларарий в атриуме «Дома Менандра» в Помпеях, I век н. э.
Бронзовая статуэтка, изображающая лара, I—II вв. н. э.