— Ты, Иван, — говорил Берлиоз, — очень хорошо и сатирически изобразил, например, рождение Иисуса, сына Божия, но соль-то в том, что еще до Иисуса родился целый ряд сынов Божиих, как, скажем, финикийский Адонис, фригийский Аттис, персидский Митра. Коротко же говоря, ни один из них не рождался и никого не было, в том числе и Иисуса, и необходимо, чтобы ты вместо рождения или, предположим, прихода волхвов изобразил бы нелепые слухи об этом приходе. А то выходит по твоему рассказу, что он действительно родился!..
Роман «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными
В первой главе романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» редактор литературного журнала Михаил Берлиоз в разговоре с поэтом Иваном Бездомным об Иисусе Христе и древних богах упоминает бога Адониса. Это божество финикийско-сирийского происхождения, перешедшее в греческую мифологию, бог умирающей и воскресающей природы. По наиболее популярной версии Адонис — сын Кинира от его собственной дочери Смирны; либо сын Кинира и Метармы; либо (по Гесиоду) — Феникса и Алфесибеи; либо (по Паниасиду) Фианта и его дочери Смирны. Отец Берои. Согласно Харету из Митилены, детьми Афродиты и Адониса были Гистапс и Зариадр. Орфики отождествляли его с Дионисом. В западносемитской мифологии отождествлялся с Таммузом. Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.
Адонис был олицетворением солнца в его плодотворных действиях на землю, миф о котором весьма сходен с мифом об Озирисе и Изиде. Адонис, как назвали его греки, по финикийски — «adon», т. е. Adonai, Господь, был известен был не только в Финикии, но и в Сирии, а в Библе (древний финикийский город Гебал, расположенный на берегу Средиземного моря, в 32 км от Бейрута — нынешней столицы Ливана) был высшим местным божеством и имел здесь великолепный храм. В настоящее время на месте древнего Библа находится город Джебейль (Джубейль). Мифы об Адонисе
Юный Адонис славился своей красотой, в него влюбляется богиня любви Афродита. Из ревности бог войны Арес насылает на юношу дикого вепря, и тот убивает его, смертельно раня громадными клыками. По версии, в вепря превратился Арес (любовник Афродиты); либо Адонису отомстила отвергнутая им Персефона; либо это произошло вследствие гнева Артемиды. Афродита оплакивает его. По желанию Афродиты он вернулся из подземного царства и был превращен в цветок анемон; либо из крови Адониса возникли розы, а из слез Афродиты анемон. Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца Адониса на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться. Афродита и Персефона судились из-за Адониса, и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года. Культ Адониса
У финикийцев Адонис (Адон в финикийской мифологии) — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживания природы. Адониса почитали в священных рощах и садах. Считалось, что бог живет в саду вместе с теми, кого поселил там. Это поверье напоминает знаменитое библейское предание: «И насадил Яхве-Бог Сад в Эдеме, на востоке, и поместил там Адама, которого сотворил» (Быт. 2:8). Первые люди, жившие в Эдеме, слышали «голос Яхве-Бога, прохаживавшегося в Саду, по ветру дневному» (Быт. 3:8). Очевидно, Райский Сад был примером традиционной для финикийцев священной рощи, в которой обитал бог.
Культ Адониса, хотя имя его не встречается в собственно финикийских текстах, был распространен по всей Финикии. Жители Беруты считали, например, что их город основан Бероей — дочерью Адониса. Повсеместно справлялись ежегодные праздники в его честь, на которые стекались гости даже из соседней Сирии. Главное празднество проходило в конце лета в местечке Афка, у истока реки Ибрахим (кстати, вплоть до средних веков ее называли рекой Адониса). Источник пробивался из-под земли под сводами огромной пещеры. Считалось, что именно в ней Адонис умер от ран. Словно в подтверждение, вода в реке иногда окрашивалась в кровавый цвет. Появление «крови» знаменовало начало праздника. В эти дни на небе восходила звезда Сириус, а с моря начинали дуть сильные ветры. Город погружался в траур.
Процессия паломников, отправившаяся из Библа, в течение трех дней достигала Афки, находившейся примерно в полусотне километров. Там же, в Афке, располагался храм Баалат. Торжественная процессия поднималась по склону Ливанских гор, повторяя скорбный путь Адониса. Многие бичевали себя. Женщины обрезали волосы. Все молили бога о воскресении. Люди возлагали на его «могилу» цветы и фрукты, оплакивали его смерть. Траур продолжался три дня, пока из Египта не приходила весть о воскресении Адониса, а затем все бурно радовались возвращению божества к жизни и начавшемуся обновлению природы. Из гробницы извлекали изображение бога и торжественно выносили на улицу. Вновь шли толпы людей; звучали радостные гимны.
Легенда об Адонисе укоренилась и в греческой мифологии. Греки почитали Адониса, включив его в сонм своих богов. В честь него устраивали пышные праздники. По Гесиоду, Адонис был сыном Финика, прародителя финикийцев. Возможно, греки заимствовали этот миф еще во II тысячелетии до нашей эры, когда стали плавать на Кипр и в Библ. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящен плачу по умершему богу, символизирующему увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его.
Во II веке до нашей эры праздник в честь Адониса устраивают и в Александрии, полагая, что он — тот же египетский Осирис, супруг богини Исиды. Подобный праздник проводился также в Афинах и сирийской Антиохии. По сообщению римского историка Аммиана Марцеллина, жители Антиохии еще в середине IV века нашей эры плакали и стенали по Адонису.
Статуя Адониса
Адонис, Купидон и Венера, античная фреска из Помпей
Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580
Питер Пауль Рубенс. Смерть Адониса. 1614
Хосе де Рибера. Адонис и Афродита. 1637
А.П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764
Франсиско Гойя. Венера и Адонис. 1771