В ершалаимских главах романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» упоминаются имена двух преступников Дисмаса и Гестаса, казненных вместе с бродячим проповедником Иешуа Га-Ноцри. Разбойники Дисма и Геста (в греческом тексте — Димас и Гестас), приговоренные к казни вместе с Иисусом Христом упоминаются в Евангелии от Никодима. Евангелие от Никодима — одно из апокрифических евангелий, авторство которого приписывается новозаветному тайному последователю Иисуса Христа Никодиму.
Тогда Пилат приказал привести Иисуса пред кресло судейское, на котором восседал он, и так сказал, разумея свидетельства против Иисуса: «Твой народ отрекся от Тебя как царя; посему повелеваю бичевать Тебя по законам древних князей». И приказал он распять Его на том месте, где взят был Иисус, с двумя разбойниками; имена же их Дисма и Геста.
Евангелие Никодима
* * *
— Не знаешь ли ты таких, — продолжал Пилат, не сводя глаз с арестанта, — некоего Дисмаса, другого — Гестаса...
Роман «Мастер и Маргарита»
Евангелие Никодима предположительно датируется IV—V веками, хотя некоторые элементы относятся к апостольским временам. Предполагаемый ранними христианами первоисточник текста приписывался Никодиму, ученику Иисуса Христа, отсюда название текста, которое он получил не ранее XIII века — «Евангелие от Никодима». Предполагается, что апокриф был изначально написан на греческом языке. Евангелие Никодима было издано вместе с другими апокрифами К. де Тишендорфом в середине XIX века. При этом он относил создание этого апокрифа ко II веку.
Евангелие от Никодима состоит из основной части «Деяния Пилата» и приложения к ней — «Сошествие во ад». В прологе к первой части указывается, что текст «Деяний Пилата» написал Анания, человек из преторианского чина, на греческом языке в 425 году. Это то, что записал Никодим в I веке и передал иудеям.
Первая часть «Деяний Пилата» (главы 1—11) описывает суд Пилата над Иисусом Христом, Его смерть и погребение (основано на 23-й главе Евангелия от Луки), вторая часть (главы 12—16) — о воскресение Иисуса. Третья часть «Сошествие во ад» (главы 17—27) описывается сошествие Иисуса во ад, сокрушение его врат и исход в рай из адских глубин всех ветхозаветных праведников, включая прародителей Адама и Еву. Также приводится рассказ о вхождении в рай раньше всех праведников разбойника Дисмаса, который, будучи распятым рядом с Христом, покаялся и попросил Иисуса помянуть его в Царстве Божием.
Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование и систематизацию церковного учения по вопросу смерти Христа, его сошествия во ад и Воскресения, а также на иконографию этих событий. Вторая часть этого произведения считается литературным источником православной иконы Воскресения Христова.
Хендрик Гольциус. Христос