— Нет ни одной восточной религии, — говорил Берлиоз, — в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор... Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, — поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.
Роман «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными
В первой главе романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в разговоре двух литераторов на Патриарших прудах Михаил Берлиоз упоминает Осириса, одного из богов Древнего Египта. Осирис (егип. wsjr, Усир, лат. Osiris, Озирис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Основными центрами культа бога были Бусирис в дельте Нила и Абджу (Абидос). Осирис обычно изображался в виде обернутой белой тканью мумии с зеленой кожей, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп). Корона Осириса и его священная ладья сделаны из стеблей папируса, его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растут лотос, деревья или виноградная лоза; иногда гроздьями винограда увит весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.
Мифы об Осирисе
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он появился на свет в первый из пяти священных дней, которые закрывают год. Согласно одной из легенд, однажды верховному богу Ра предсказали, что его место на троне фараонов займет сын богини Нут. Ра проклял Нут и запретил ей рожать детей в любые из 360 дней года. Богиня Нут на тот момент уже была беременна 5 детьми. Но бог мудрости Тот выиграл в кости у бога Луны, Хонсу, дополнительные 5 дней. Год увеличился с 360 до 365 дней. Согласно легенде, Осирис родился в первый из этих пяти дней, а за ним родились и остальные дети. В момент рождения Осириса, как говорится в одном из мифов, был слышен голос с Неба, возвестивший: «Владыка мира появится на свете!» А из храма бога Амона в маленьком городке Тапе на берегу Нила, прозвучало: «Родился великий царь Осирис!».
С ним (либо через три дня) родилась его сестра-близнец Исида. Их сестрой была Нефтида, братом — Сет. Осирис был четвертым из богов, царствовавшим на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. В ранний период Исиду назвали женой Осириса, вероятно, потому, что ее имя в египетском языке было созвучно имени Осириса. Это подтвердило распространившуюся идею о небесных близнецах (разнополых). Нефтида же стала женой Сета.
Согласно Гелиопольской легенде, Осирис став фараоном, обучил египтян религии и земледелию, выращиванию виноградной лозы, дал им законы, положив конец варварству. Это вызвало ревность его брата Сета. В древних «Текстах пирамид» Сет разозлился на брата за подставленную ему подножку, а в Поздний период — из-за ревности. Согласно одной из легенд, Сет был безответно влюблен в Исиду, по другой версии, жена Сета Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды, зачала от него сына Анубиса. Исида, узнав об измене Осириса с Нефтидой, сотрясла вселенную криком отчаяния и сорвала ленты с брачного ложа. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его нашла Исида.
Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерег Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 72 заговорщиками. На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придется впору. Едва Осирис лег в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил. Согласно мемфисской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами. Убийство произошло в 17 день месяца Хатхор (то есть ноября) на 28 году правления или жизни Осириса, когда солнце было в Скорпионе.
Согласно Плутарху (поздняя версия), услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Волны вынесли сундук к сирийскому побережью Библа. На этом месте выросло дерево (вереск, тамариск или кедр) и оплело ящик. Местный правитель Мелеккарет приказал срубить дерево и изготовить из него колонну. Придя в Библ, Исиде удалось с разрешения правителя и его жены Астарты извлечь из колонны саркофаг. Саму колонну она обернула в лен, умастила маслами и оставила для поклонения местным жителям. Этот неизвестный из египетских источников эпизод дает объяснение практике культа Исиды и Осириса в Библе во времена Плутарха и, предположительно, в раннем Новом царстве.
Исида вернулась с телом мужа в Египет и с помощью Нефтиды укрылась в болотах близ города Буто, чтобы оплакать Осириса. В Новом царстве смерть Осириса связывалась с ежегодными разливами Нила, воды реки считались слезами Исиды или телесными соками Осириса. Таким образом, Осирис олицетворял животворящую божественную силу, которая присутствовала в воде реки и в растениях, выросших после потопа. В этот же период появилось дополнение, что Сет нашел и разрубил тело брата (в разных версиях от 14 до 42 частей, по числу номов или провинций Египта), а затем разбросал по Египту (или только по Дельте). Рассеивание членов бога восходило к вере, что звезды являются фрагментами умершего солнца. Исида с помощью Анубиса или Тота собрала части тела Осириса (по другой версии — похоронила там, где нашла), а Анубис забальзамировал его. Так появилась первая мумия.
О рождении сына Осириса и Исиды Гора существует несколько легенд. Согласно одной версии, Гор был рожден или зачат еще до смерти своего отца, по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Но чаще всего говорилось о том, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешенного ненадолго Осириса. Согласно Плутарху (поздняя версия), Исида не нашла пенис (его съели рыбы) Осириса и потому вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу мужа. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ. В египетских же источниках говорится, что фаллос Осириса был найден Исидой с прочими частями тела.
Исида бежала в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей на плавучем острове Хеммис, где родила Гора. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нем, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть стал взрослым). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца». Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить свое око, но тот не желает оставаться на земле и становится повелителем мертвых в Дуате. Земной трон занимает Гор.
Согласно «Текстам пирамид», изначально единственным судьей мертвых в Дуате был Анубис, но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) была занята Осирисом, перенявшим и титулы Анубиса «владыка запада» (Хентиаменти), «владыка тех, кто на западе». В начале правления XVIII династии сцена Суда Осириса появилась на папирусах «Книги мертвых», тогда же впервые изображаются «великие весы». Согласно верованиям, на одну чашу весов помещалось сердце покойного, на другую — перо богини истины Маат, чтобы проверить насколько праведно жил покойный. Если великая Эннеада выносила обвинительный приговор, то чудовище Аммат пожирала сердце покойного, что лишало грешника возможности продолжить жизнь на полях Иалу.
Культ Осириса
О первых стадиях культа Осириса додинастического периода практически ничего неизвестно. Первоначально Осирис был местным богом города Джеду (Джедет) в Дельте, который греки называли Бусирис («Дом Осириса»). Здесь символом Осириса был столб джед. В ритуальных целях использовались также деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми и заполненными землей. В них бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались дырки, сквозь которые прорастали зеленые всходы («Прорастающий Осирис»). Вокруг его храмов высаживались 360 или 365 деревьев как символ изменяющегося времени и года.
Почитание Осириса позднее распространилось по всему Египту, при этом главным центром поклонения стал Абидос в Среднем Египте. Многие египтяне стремились обрести бессмертие через погребение в Абидосе, где упокоилось тело бога. Тогда же его жена Исида стала олицетворяться с небесной коровой Хатхор, отчего на ее голове начали изображать корону в виде рогов.
Миф о смерти и воскрешении Осириса был связан с годовым сельскохозяйственным циклом. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, его воскрешение — появление всходов, убийство Осириса — срезание колосьев во время жатвы. Осирис представлялся животворящей силой, праведным правителем, следующим принципам справедливости, тогда как противостоящий ему Сет был олицетворением хаоса и жестокости. В этой связи миф об Осирисе и Сете символизирует борьбу между порядком и беспорядком, жизнью и смертью.
С развитием культа история смерти Осириса, горе его вдовы Исиды, борьба Гора стали темами многочисленных религиозных драм на великих народных празднествах. Поскольку Осирис был владыкой года, его праздники были в основном лунными, отчего позднее его стали называть луной, «обновляющей саму себя». Культ Осириса разрушил монополию фараона на небеса, утвердил обычай погребения усопших без расчленения и обещал каждому человеку новую жизнь после смерти. К концу Среднего царства культ Осириса утвердился в Верхнем Египте и стал очень популярен.
Осирис
Осирис
Осирис
Установка столба джед с благословения Исиды. Рельеф из храма Сети I в Абидосе
Воскрешение Осириса. Рельеф в храме Сети I в Абидосе
Исида ухаживает за Гором
Фрагмент Книги мертвых Хунефера, изображающий суд Осириса. ок. 1310 год до н. э.