— Нет ни одной восточной религии, — говорил Берлиоз, — в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...
Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, — поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.
И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.
Роман «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными
В первой главе романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в разговоре редактора Михаила Берлиоза и поэта Ивана Бездомного упоминается малоизвестный бог ацтеков Вицлипуцли. Берлиоз доказывает малообразованному Ивану, что Иисуса Христа не существовало на свете, что его, так же как многих других богов в истории человечества, придумали люди.
Вицлипуцли или Уицилопочтли (аст. Huitzilopōchtli — «колибри юга» или «колибри левой стороны») — бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Название связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племен Центральной Америки. Вицлипуцли изображался как воин в шлеме в виде колибри. Во время празднеств дважды в год изготовлялись его изображения из хлебного теста с медом, которые разламывались на куски и съедались всеми участниками обряда. После завоевания Мексики Кортесом в начале XVI в. Вицлипуцли, подобно другим языческим богам, вошел как один из злых духов в немецкую демонологию.
Ацтеки, или астеки (самоназв. mēxihcah), — индейский народ в центральной Мексике. Исчезли вместе с испанским завоеванием, они были частью группы народов науа, чья численность сегодня составляет свыше 1,5 млн человек в Мексике. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, располагавшийся на озере Тескоко, на месте нынешнего города Мехико. Само название современной страны Мексики и ее столицы произошло от самоназвания ацтеков.
Ацтеки верили в существование высшего и властителя вселенной, Таотля. Ему были подчинены 13 главных божеств и еще 200 низших, из которых каждому был посвящен определенный день или же особое празднество. Во главе последних стоял бог-покровитель всего народа, страшный Уицилопочтли. Храмы, воздвигнутые в его честь, были самыми великолепными и величественными, алтари его в каждом городе Мексики дымились от крови принесенных ему в жертву военнопленных. После этого бога самыми выдающимися представителями древнемексиканского пантеона являются Кетцалькоатль и Тескатлипока.
Уитцилопочтли изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Еще его изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, с черным лицом, держащим в руках змею и зеркало.
Утверждалось, что Уицилопочтли постоянно сражался с тьмой и требовал постоянного пополнения сил через жертвоприношения, которые позволяли солнцу продержаться еще один 52-летний цикл. Из 18 фестивалей, проводимых ацтеками в году, один посвящался Уицилопочтли. Во времена правления Тлакаелеля ацтеки верили, что человеческие жертвоприношения смогут задержать конец света хотя бы еще на 52 года.
Мифы о происхождении Уицилопочтли
Уицилопочтли, в отличие от множества других богов ацтеков, не имел близких аналогов в других мезоамериканских культурах. Существует несколько версий мифа о его происхождении.
Согласно первой из них Уицилопочтли был сотворен парой изначальных богов-творцов Ометекутли и Омесиуатль. Таким образом, Уицилопочтли, Тескатлипока, Кецалькоатль и Шипе-Тотек были первыми сотворенными богами.
Другие версии происхождения бога войны начинаются с рассказа о его матери Коатликуэ, богине земли. По легенде она была вдовой старого (прошлого) солнца. У нее было множество детей: 400 сыновей, южных богов Сенцонуицнауа, и дочь Койольшауки.
Каждый день Коатликуэ подметала полы в храме на вершине горы Коатепек. Однажды на нее упал комок перьев колибри. Яркие перья понравились богине земли, и она решила сохранить их, положив себе под грудь. После работы Коатликуэ вспомнила про перья и хотела получше их рассмотреть, но не смогла их найти. Тут же она поучствовала, что беременна.
Койольшауки и сыновья Сенцонуицнауа пришли в ярость, узнав о беременности матери. Они решили убить ее и нерожденного ребенка, но один из сыновей, не желая в этом участвовать, предупредил Коатликуэ о намерениях своей сестры и братьев. Богиня земли испугалась, но вдруг услышала голос своего ребенка. Бог войны Уицилопочтли успокоил мать, сказав, чтобы она ничего не боялась. В тот момент, когда Койольшауки и Сенцонуицнауа уже приближались к Коатликуэ, Уицилопочтли был рожден сразу взрослым и в полном боевом облачении.
Бог войны напал на своих братьев и сестру. Он отрубил голову Койольшауки, и ее расчлененное тело скатилось с горы. Уицилопочтли атаковал богов Сенцонуицнауа. Напрасно пытались они убегать, напрасно пытались они противостоять ему в схватке. Уицилопочтли с легкостью преследовал и убивал их. Те немногие из них, кто сумел спастись, ушли на юг. Отрубленную голову Койольшауки Уицилопочтли бросил высоко в небо, где она обратилась луной. Поверженные же братья Сенцонуицнауа превратились в звезды.
В некоторых версиях мифа Койольшауки не пыталась убить мать, а лишь хотела предупредить ее о скором нападении со стороны братьев Сенцонуицнауа. Согласно другим вариантам мифа именно Койольшауки разожгла ярость в сердцах братьев, именно она убедила их убить собственную мать. В некоторых вариантах мифа Коатликуэ погибает от руки своих детей. В этом случае Уицилопочтли появляется из тела матери только после того, как ей отрубают голову.
Индейцы верили, что битва бога войны с его сестрой и братьями происходит каждый день на восходе, когда Уицилопочтли-Солнце, рождаясь из земли и появлясь в небе, повергает и уничтожает Койольшауки-Луну и Сенцонуицнауа-звезды.
Культ Уицилопочтли
Уицилопочтли был племенным богом и легендарным волшебником ацтеков. Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведет их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Это произошло при вожде Теноче. Изначально его важность для народов науа была невелика, но после появления империи ацтеков, ее правитель Тлакаелель внес изменения в пантеон богов, поставив Уицилопочтли на один уровень с Кетцалькоатлем, Тлалоком и Тескатлипокой и назначив его богом солнца. Таким образом, Уицилопочтли занял место бога Нанауацина из легенд науа.
В некоторых вариантах мифа Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение Уитцилопочтли из хлебного теста с медом; это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков — бог войны, которому приносили кровавые человеческие жертвы.
Храм Темпло Майор в Теночтитлане был посвящен Уицилопочтли и Тлалоку, поскольку их силы считались равными. Темпло Майор был выполнен в виде пирамиды с двумя храмами-близнецами — Уицилопочтли слева и Тлалоку справа. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки «Голубое небо». В храме стояла деревянная статуя сидящего Уицилопочтли на голубой скамейке. По углам скамейку подпирали змеи. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему.
В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма были два святилища — посвященные Тлалоку и Уицилопочтли. Статуя в святилище изображала юношу, покрытого плащом из перьев с ожерельем из жадеита и бирюзы, и с многочисленными золотыми колокольчиками. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. На его плече была выдолблена голова колибри. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. В руках он держал копьеметалку с дротиками и щит, украшенный перьями и покрытый золотыми полосками.
В мировой массовой культуре
- В стихотворении Генриха Гейне «Вицли-Пуцли» (нем. Vitzliputzli, перевод М.Л. Михайлова) ацтекский бог противопоставляется испанскому конкистадору Фернандо Кортесу, завоевавшему Мексику и уничтожившему государственность ацтеков.
- В начале романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Берлиоз рассказывает Ивану Бездомному о культе «ацтекского бога Вицлипуцли».
- У Стругацких в повести «Трудно быть богом» упоминается шутливая песня «Старый шкипер Вицлипуцли», изначально описанная у Льва Кассиля в книге «Кондуит и Швамбрания».
- В новелле Теофиля Готье «Ножка мумии» торговец «брикабраком» (антикварными редкостями) предлагает рассказчику в качестве пресс-папье среди прочих статуэтку «Вицли-Пуцли»: «Я колебался, не зная, чему отдать предпочтение: фарфоровому ли дракону <...> или маленькому мексиканскому фетишу, весьма отвратительному, изображавшему в натуральном виде самого бога Вицли-Пуцли <...>».
- В рассказе Лавкрафта «Перевоплощение Хуана Ромеро» Хуан Ромеро пропадает в пропасти под крики «Уицилопочтли»: «Резкие гортанные звуки пришли на смену обычной для него смеси дурного испанского с еще более плохим английским, и только одно часто повторявшееся слово «Уицилопочтли» показалось мне смутно знакомым. Позднее я обнаружил это слово в книге одного знаменитого историка — и содрогнулся, осознав его смысл. <...>».
- В комиксах Marvel Comics существует персонаж Колибри, являющийся инкарнацией Уицилопочтли.
Уицилопочтли в Кодексе Теллериано-Ременсиса
Уицилопочтли в кодексе Мальябекки
Раскопки храма Темпло Майор в Теночтитлане
Макет храма Темпло Майор в Теночтитлане