В громадном зале Гвардии, он же зал Кариатид, в Старом дворце Лувра, в двадцатых числах октября 1658 года происходила необычная суета. Визжали пилы. Нестерпимо барабанили молотками театральные рабочие. В зале Гвардии ставили сцену, а потом стали ее монтировать. Забегал, вытирая пот, машинист, и засуетились режиссерские помощники. Среди них бегал, волнуясь, то покрикивая, то упрашивая кого-то, некрасивый, гримасничающий человек, вымазавший в суете краской рукав кафтана. От волнения руки у человека стали неприятно холодными, и, кроме того, он начал заикаться, а последнее обстоятельство всегда вызывало в нем ужас. Изредка без всякой нужды он шипел на актеров, которые, по его мнению, без толку путались под ногами и мешали работать. Однако все, как и полагается, пришло в порядок, и 24-го утром на сцене стоял выгороженный «Никомед» Пьера Корнеля.
Роман «Жизнь господина де Мольера»
В романе «Жизнь господина де Мольера» упоминается трагедия известного французского драматурга Пьера Корнеля «Никомед» (франц. «Nicomède»). Впервые она была поставлена в конце 1650-го или в начале 1651 года в театре «Бургундский отель» в Париже. Ее сюжет почерпнут, по словам самого Корнеля, из книги римского историка II в. н. э. Юстина «Всеобщая история». В предисловии к первому изданию «Никомеда» (1651) драматург цитирует соответствующий фрагмент из книги Юстина, подчеркивая затем, что, взяв за основу несправедливое отношение царя Прусия к Никомеду, своему старшему сыну от первого брака, отошел от древнего текста, исключив убийство Никомедом отца, введя в пьесу армянскую царицу Лаодику, сместив во времени гибель знаменитого карфагенского полководца Ганнибала (247—183 гг. до н. э.), и введя в пьесу версию, якобы Никомед был его учеником. В результате всех этих отступлений от истории стало возможно завершить пьесу торжеством благородства.
Среди персонажей трагедии историческими лицами являются Прусий — Прусий II (192—149 гг. до н. э.), царь небольшого малазийского государства Вифиния (образовалось в 297 г. до н. э. В 74 г. до н. э. по завещанию последнего царя Никомеда III стала римской провинцией); Фламиний (Тит Квиакций Фламиний, ок. 226—174 гг. до н. э.) — римский посланник на Востоке; Никомед — Никомед II, сын Прусия от первого брака, правивший Вифинией в 149—90 гг. до н. э. Остальные персонажи вымышленные, хотя имена их заимствованы из истории Востока.
Сюжет
Ко двору царя Вифинии Прусия прибывают два его сына. Никомед, сын от первого брака, оставил войско, во главе которого он одержал многочисленные победы, така как его обманом завлекла в столицу мачеха Арсиноя. Сын Прусия и Арсинои, Аттал, вернулся на родину из Рима, где он с четырехлетнего возраста был заложником. Благодаря хлопотам римского посла Фламиния Аттала его отпустили, взамен Прусий согласился выдать республике злейшего ее врага — Ганнибала. До сих пор сводные братья не были знакомы друг с другом и впервые встречаются в присутствии Лаодики, в которую оба они влюблены, однако только Никомеду она отвечает взаимностью. Эта первая встреча чуть было не окончилась ссорой.
Царица, как это часто бывает со вторыми женами, всецело подчинила своему влиянию престарелого Прусия. Она плетет интриги, в надежде сделать наследником престола своего сына Аттала, а также расстроить брак пасынка с армянской царицей Лаодикой. Арсиною в ее интригах поддерживает Фламиний, так как в интересах Рима, с одной стороны, возвести на вифинский престол получившего римское воспитание и римское гражданство Аттала, а не гордого и независимого, прославленного в походах Никомеда, а с другой — воспрепятствовать усилению Вифинии за счет династического союза с Арменией.
Царь Прусий в последнее время встревожен беспримерным возвышением Никомеда: победитель Понта, Каппадокии и страны галатов пользуется властью, славой и народной любовью. Прусий боится, что Никомед захочет силой занять его трон. Начальник телохранителей Прусия, Арасп, убеждает царя, что честь и благородство Никомеда не подлежат сомнению. Доводы Араспа не рассеивают полностью тревоги Прусия, и он хочет отправить Никомеда в почетное изгнание.
Прусий холодно встречает старшего сына и упрекает его, что он оставил вверенное ему войско. На почтительную просьбу Никомеда позволить ему сопровождать отбывающую на родину Лаодику царь отвечает отказом. Беседу отца с сыном прерывает появление римского посла Фламиния, который от имени республики требует, чтобы Прусий назначил своим наследником Аттала. Дать ответ послу Прусий велит Никомеду, и тот решительно отвергает его требование, разоблачая планы Рима ослабить Вифинию, которая при таком царе, как Аттал утратит все свое величие. Фламиний идет на уступку: Никомед станет править Вифинией, но с условием, что Аттал возьмет в жены Лаодику и взойдет на армянский трон. Никомед и на сей раз отвечает Фламинию решительным отказом.
По пути к галере Никомед бежал с помощью неизвестного друга. Царевич выходит к толпе, и бунтующий народ тут же успокаивается. Он предстает перед испуганными домочадцами и римским послом, но и не помышляет о мести — все, кто хотел ему зла, могут быть оправданы: мачехой руководила слепая любовь к сыну, отцом — страсть к Арсиное, Фламинием — стремление соблюсти интересы родной страны. Никомед всех прощает, а для Аттала обещает завоевать любое из соседних царств, какое приглянется Арсиное. Никомед тронул сердце мачехи, и та искренне обещает отныне любить его, как родного сына. Тут же выясняется, что другом, помогшим Никомеду бежать, был Аттал.
Действующие лица
- Прусий, царь Вифинии
- Фламиний, римский посол
- Арсиноя, вторая жена Прусия
- Лаодика, царица Армении
- Никомед, старший сын Прусия от первого брака
- Аттал, сын Прусия и Арсинои
- Арасп, начальник телохранителей Прусия
- Клеона, наперсница Арсинои
- Телохранители
Пьер Корнель