Вернуться к Мировая литература в произведениях Булгакова

Трагедия-балет «Психея» Жана Батиста Мольера, Филиппа Кино и Пьера Корнеля

Мольер получил приказ от короля сочинить блестящую пьесу с балетом для карнавала 1671 года, который должен был произойти в Тюильри. Мольер немедленно приступил к исполнению приказа и стал писать пьесу «Психея». По мере того как он работал, испуг начал охватывать его, потому что он видел, что не успевает к сроку, назначенному королем. Хворь все чаще одолевала его, по временам он был вынужден бросать работу и предаваться ипохондрии. Тогда он решил обратиться за помощью к другим. <...> Мольер пригласил Корнеля работать совместно над «Психеей», и старик, нуждающийся в деньгах, охотно принял предложение. Работу они разделили так: Мольер составил план пьесы с балетом в пяти действиях и написал пролог, первый акт и первые сцены второго и третьего актов. Все остальное сочинил Корнель, затратив на это около пятнадцати дней. Шестидесятипятилетний старик прекрасно справился со своей задачей. Но и вдвоем оба мастера не поспели бы сдать работу вовремя. Поэтому был приглашен третий — способный поэт и драматург Филипп Кино, который сочинил все стихи для пения в этой пьесе. <...>

«Психею» поставили в Тюильрийском дворце великолепно. Мольеру были предоставлены лучшие театральные машины и приспособления для полетов. В главных ролях были заняты: Психея — Арманда и Амур — Барон. Оба они показали такой высокий класс игры, что поразили зрителей.

Роман «Жизнь господина де Мольера»

В романе Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» описывается трагедия-балет «Психея» (франц. Psyché), основанная на античном сюжете о любви Амура и Психеи. «Психея» была написана Жаном Батистом Мольером в соавторстве с Пьером Корнелем и Филиппом Кино в 1671 году. Музыку для балета написал Жан Батист Люлли. В создании спектакля также участвовали хореограф Пьер Бошан, художник по костюмам Анри де Жиссе и декоратор Карло Вигарани (сын Гаспаре Вигарани). Впервые пьеса была поставлена во дворце Тюильри 17 января 1671 года. Парижская премьера, открытая широкой публике, состоялась в театре Пале-Рояль в том же году, 24 июля. Издана впервые в 1671 году как «трагикомедия и балет Мольера». Первый перевод на русский язык выполнен в 1910 году Н.А. Брянским. «Психея» стала прообразом будущих лирических трагедий Люлли и Кино, положивших начало французской опере.

«Психея» имела огромный успех, — при жизни Мольера было сыграно 82 представления (сборы на первом же представлении в Париже составили 1028 ливров и 10 су), в театре Пале-Рояль пришлось достраивать третий ряд лож, чтобы вместить всех желающих, а великосветские дамы стали одеваться по моде a-la Психея, копируя фасон платьев, в которых играла Арманда Бежар.

Сюжет

Богиня Венера разгневана тем, что простая смертная Психея своей вызывающей красотой похищает у богини поклонение людей. Венера не может этого вынести и велит своему сыну Амуру наказать дерзкую девчонку. У прекрасной Психеи враги не только на Олимпе. Две ее сестры, Аглавра и Кидиппа, завидуют ее любовным победам. Появляются два друга-соперника, принцы Агенор и Клеомен. Оба они пылают страстью к Психее. Они открываются в своих чувствах. Психея предлагает им взамен себя сестер. Но тут становится известно, что оракул дал королю страшный ответ: боги требуют, чтобы Психею отвели на вершину скалы и оставили на съедение чудовищному ядовитому дракону.

Вместо чудовища к Психее на скалу прилетают два Зефира, и она скрывается в облаках. Зефир бережно перенес Психею в прекрасный дворец, где к ней приходит Амур, принявший облик взрослого мужчины. Психея полюбила Амура, он же корит ее за то, что она так долго чуждалась любви. Идиллия продолжается недолго. Психея выпытывает у Амура, кем он является на самом деле, и дворец исчезает, а девушка оказывается в Аиде. Психея пересекает огненное море в ладье Харона, а вокруг поют и скачут фурии и бесы.

Посреди адских мучений, на которые обрекла ее Венера, Психея встречает Агенора и Клеомена. Принцы умерли от любви к ней. Они бросились со скалы, когда увидели, что она исчезла. Они ни о чем не жалеют, только жаждут, чтобы Амур поскорее явился за Психеей. Что он и делает, желая вырвать ее у своей мстительной матери. По счастью, Юпитер склоняет слух к мольбе Амура. Чтобы успокоить Венеру, он причисляет Психею к бессмертным и тем делает возможным ее брак с Амуром.

Действующие лица и первые исполнители

  • Юпитер (г-н Дю-Круази)
  • Венера (г-жа Дебри)
  • Амур (Андре Барон)
  • Зефир (Мольер (?))
  • Царь, отец Психеи (г-н Латорильер)
  • Психея (Арманда Бежар)
  • Аглавра (г-жа Бопре (Маротт)) и Кидиппа (г-жа Боваль), сестры Психеи
  • Клеомен (г-н Юбер) и Агенор (г-н Лагранж), принцы, влюбленные в Психею
  • Ликас, капитан стражи (г-н Шатонёф)
  • Бог реки (г-н Дебри)
  • Грации Эгиалия и Фаэна, Флора, бог деревьев и плодов Вертумн, бог вод Палемон, дриады, лесные боги, боги рек и наяды, в Прологе
  • Скорбящие мужчины и женщины, в Первой интермедии
  • Шесть циклопов, четыре феи и Вулкан, во Второй интермедии
  • Амуры и зефиры, в Третьей интермедии
  • Восемь фурий и Дух полей, Плутон, в Четвертой интермедии
  • Две музы, Вакх с четырьмя шутами и двумя скоморохами, вакханки и полевые духи, Аполлон, Мом, Марс в заключительном балетном выходе

Жан Батист Мольер