Тут все шестеро коней рванулись вверх и поскакали на запад. Маргариту понесло карьером, и мастер скакал у нее на левой руке, а Воланд — на правой. Маргарита чувствовала, как ее бешеный конь грызет и тянет мундштук. Плащ Воланда вздуло над головами всей кавалькады, этим плащом начало закрывать вечереющий небосвод. Когда на мгновение черный покров отнесло в сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушел в землю и оставил по себе только туман.
Роман «Мастер и Маргарита»
В одной из последних глав романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Москва, навсегда покидаемая мастером и Маргаритой, описывается как город, «который ушел в землю и оставил по себе только туман». Это явная реминисценция на роман «Подросток» Ф.М. Достоевского, в одном из эпизодов которого описывается Петербург, исчезнувший как туман.
Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?» Одним словом, не могу выразить моих впечатлений, потому что все это фантазия, наконец, поэзия, а стало быть, вздор; тем не менее мне часто задавался и задается один уж совершенно бессмысленный вопрос: «Вот они все кидаются и мечутся, а почем знать, может быть, все это чей-нибудь сон, и ни одного-то человека здесь нет настоящего, истинного, ни одного поступка действительного? Кто-нибудь вдруг проснется, кому это все грезится, — и все вдруг исчезнет».
Роман «Подросток»
В знаменитой сцене в театре Варьете в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть момент, напоминающий фрагмент романа «Подросток» Ф.М. Достоевского.
...кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи. <...> Кровь фонтанами из разорванных артерий на шее ударила вверх и залила и манишку, и фрак. <...>
Кот, прицелившись поаккуратнее, нахлобучил голову на шею, и она точно села на свое место, как будто никуда и не отлучалась. И главное, даже шрама на шее никакого не осталось. Кот лапами обмахнул фрак Бенгальского и пластрон, и с них исчезли следы крови.
Роман «Мастер и Маргарита»
В романе Достоевского говорится о неком приезжем шарлатане, отрезавший на сцене человеческие головы, а затем приставлявшем их обратно.
А хозяин, как нарочно, пустился опять толковать о спиритизме и о каких-то фокусах, которые будто бы сам видел в представлении, а именно как один приезжий шарлатан, будто бы при всей публике, отрезывал человеческие головы, так что кровь лилась, и все видели, и потом приставлял их опять к шее, и что будто бы они прирастали, тоже при всей публике, и что будто бы все это произошло в пятьдесят девятом году.
Роман «Подросток»
Роман «Подросток» был написан в 1875 году. Его автор Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) — известный русский писатель, публицист, литературный критик. Впервые опубликован в 1875 году в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Записки юноши». Предпоследний роман «пятикнижия Достоевского», в которое также входят «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Современниками роман был раскритикован за «бесформенность» и «хаотичность», из-за чего он долгое время считался художественной неудачей. Многие современные критики и исследователи же считают роман одним из величайших романов Достоевского и одним из его самых недооценённых произведений.
Федор Михайлович Достоевский. Художник В.Г. Перов, 1872