Конно-медный Александр II в трепаном чугунном мыле бакенбард, в конном строю, раздраженно косился на художественное произведение Лебідя-Юрчика и ласково — на лампу-царевну. Со стены на бумажки глядел в ужасе чиновник со «Станиславом» на шее — предок Василисы, писанный маслом. В зеленом свете мягко блестели корешки Гончарова и Достоевского и мощным строем стоял золото-черный конногвардеец Брокгауз-Ефрон. Уют.
Роман «Белая гвардия»
В романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» в одном из эпизодов упоминается богатая библиотека домовладельца Василия Лисовича. Среди книг автор особо выделил тома писателей И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и энциклопедию Брокгауза и Ефрона.
Кто-то из критиков Ю. Слезкина сказал, что выдумка — неприятный гость. Это неправда. В тот период времени, когда Слезкин выходит на арену, выдумка становилась поистине желанным гостем в беллетристике. Ведь положительно жутко делалось от необыкновенного умения русских литераторов наводить тоску. За что бы ни брались они, все в их руках превращалось в нудный старый частокол, за которым помещались спившиеся дьяконы и необычайно глупые и тоскливые мужики. Жизнь в их произведениях в лучшем случае походила на знаменательный сон: Снег, а на снегу щепка.
Очерк «Юрий Слезкин»
В очерке «Юрий Слезкин» можно встретить отсылку к одному из эпизодов широко известного романа Гончарова «Обрыв», в котором бабушка описывает свой сон, в котором видит только снег, а на снегу щепку. Булгаков сравнивает творчество многих русских писателей XIX века с этим скучным сном, в котором ничего не происходит.
— Видите же и вы какие-нибудь сны, бабушка? — заметил Райский.
— Вижу, да не такие безобразные и страшные, как вы все.
— Ну что, например, видели сегодня?
Бабушка стала припоминать.
— Видела что-то, постойте... Да: поле видела, на нем будто лежит... снег.
— А еще? — спросил Райский.
— А на снегу щепка...
— И всё?
— Чего ж еще? И слава Богу, кричать и метаться не нужно!
Роман «Обрыв»
Роман Ивана Александровича Гончарова (1812—1891) «Обрыв» был завершен в 1869 году. Он представляет собой заключительную часть своеобразной трилогии «о переходе от одной эпохи русской жизни… к другой» (в неё также включены написанные ранее «Обыкновенная история» и «Обломов»). Работа над произведением, продолжавшаяся двадцать лет, была осложнена конфликтом с Иваном Сергеевичем Тургеневым, который, по мнению Гончарова, использовал мотивы и образы его романа в «Дворянском гнезде» и «Накануне». «Обрыв» был впервые опубликован в 1869 году в журнале «Вестник Европы».
Портрет Ивана Александровича Гончарова. Художник И.П. Раулов, 1868