...единственным результатом этого открытия будет то, что все мы теперь будем иметь этого Шарикова вот где, — здесь, — Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее...
— Помилуйте, Филипп Филиппович, да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится?! Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова!
— Ага! Теперь поняли? А я понял через десять дней после операции. Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.
Повесть «Собачье сердце»
* * *
...Я впервые осознал долг создателя перед своим творением и понял, что должен был обеспечить его счастье, прежде чем обвинять в злодействах.
...Я создал разумное существо и был обязан, насколько то было в моих силах, обеспечить его счастье и благополучие. Это был мой долг; но у меня был и другой долг, еще выше. Долг в отношении моих собратьев-людей стоял на первом месте, ибо здесь речь шла о счастье или несчастье многих.
Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей»
В повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский проводит эксперимент по пересадке собаке половых желез умершего человека. В результате опыта собака превратилась в человека. Таким образом, профессор стал создателем человека и после этого он стал задумываться о своей ответственности за действия созданного им существа. Похожая проблема была и перед Виктором Франкенштейном из романа М.У. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», создавшем искусственного человека.
«Франкенштейн, или Современный Прометей» — эпистолярный готический роман английской писательницы Мэри Уолстонкрафт Шелли (1797—1851), впервые опубликованный анонимно в 1818 году. В книге рассказывается о жизни и трудах ученого Виктора Франкенштейна, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю. Франкенштейн создает искусственного человека из частей трупов, но позже отрекается от своего детища. Безымянное чудовище, ненавидимое людьми за уродство, начинает преследовать своего создателя.
Мэри Уолстонкрафт Шелли