Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый — почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.
Роман «Мастер и Маргарита»
В основе сюжета романа Леонида Николаевича Андреева (1871—1919) «Дневник Сатаны» (1919), так же как и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», лежит явление Сатаны в человеческом облике. Если в романе Булгакова сатана появляется в виде иностранца на Патриарших прудах в Москве, то у Андреева сатана вселяется в тело американца.
Я — вочеловечившийся Сатана: ведь это так интересно! <...> Я нашел одного подходящего, как помещение, тридцативосьмилетнего американца, мистера Генри Вандергуда, миллиардера, и убил его… конечно, ночью и без свидетелей. Но притянуть меня к суду, несмотря на мое сознание, ты все-таки не можешь, так как американец жив, и мы оба в одном почтительном поклоне приветствуем тебя: Я и Вандергуд. Он просто сдал мне пустое помещение, понимаешь — да и то не все, черт его побери!
Роман «Дневник Сатаны»
В роман Андреева один из персонажей, Фома Магнус, называет затею Сатаны «простым фарсом из Варьете». В романе Булгакова Воланд со своей свитой дает представление в театре Варьете.
— Профессор черной магии Воланд, — веско сказал визитер, видя Степины затруднения, и рассказал все по порядку.
Вчера днем он приехал из-за границы в Москву, немедленно явился к Степе и предложил свои гастроли в Варьете. Степа позвонил в Московскую областную зрелищную комиссию и вопрос этот согласовал (Степа побледнел и заморгал глазами), подписал с профессором Воландом контракт на семь выступлений...
Роман «Мастер и Маргарита»
Леонид Николаевич Андреев