Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытой черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.
Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел неизвестного человека, одетого в черное и в черном берете.
Степа сел на кровать и сколько мог вытаращил налитые кровью глаза на неизвестного.
Молчание нарушил этот неизвестный, произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие Слова:
— Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович!
Роман «Мастер и Маргарита»
* * *
В пыльном, золотом солнечном столбе, лившемся косо из окна, стоял, слегка согнувшись в полупоклоне и держа цилиндр на отлете, неизвестный господин в черном поношенном, старинного покроя, сюртуке. На руках у него были черные перчатки, на груди — огненно-красный галстук, под мышкой — древний помятый, порыжевший портфель, а в ногах у него на полу лежал небольшой новый ручной саквояж желтой английской кожи. Странно знакомым показалось Цвету с первого взгляда узкое и длинное лицо посетителя: этот ровный пробор посредине черной, седеющей на висках головы, с полукруглыми расчесами вверх, в виде приподнятых концов бабочкиных крыльев или маленьких рожек, этот большой, тонкий, слегка крючковатый нос с нервными козлиными ноздрями; бледные, насмешливо изогнутые губы под наглыми воинственными усами; острая длинная французская бородка. Но более всего напоминали какой-то давнишний, полузабытый образ — брови незнакомца, подымавшиеся от переносья круто вкось прямыми, темными, мрачными чертами.
Повесть «Звезда Соломона»
* * *
— Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
«Какая-то нелепая постановка вопроса...» — помыслил Берлиоз и возразил:
— Ну, здесь уж есть преувеличение. Сегодняшний вечер мне известен более или менее точно. Само собою разумеется, что, если на Бронной мне свалится на голову кирпич...
— Кирпич ни с того ни с сего, — внушительно перебил неизвестный, — никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в каком случае не угрожает. Вы умрете другою смертью.
Роман «Мастер и Маргарита»
* * *
Очевидно, я попал в какую-то нелепо длинную серию случаев, которые сходятся с моими желаниями. Я читал где-то, что в Петербурге однажды проходил мимо какой-то стройки дьякон. Упал сверху кирпич и разбил ему голову. На другой день мимо того же дома, в тот же час проходил другой дьякон, и опять упал кирпич, и опять на голову.
Рассказ «Звезда Соломона»
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» утром проснувшийся в своей квартире Степа Лиходеев видит незнакомца, в котором читатель легко узнает Воланда, то есть сатану. Причем при первом появлении Воланда на страницах романа в нем можно угадать черты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». По мнению исследователей творчества Булгакова, в этом эпизоде есть отсылки к повести А.И. Куприна «Звезда Соломона». Герой этого рассказа Иван Степанович Цвет пробужден явлением незнакомца по имени Мефодий Исаевич Тоффель, который сообщает Цвету о доставшемся ему наследстве. Цвет догадывается, что имя неожиданного благодетеля означает «Меф-Ис-Тофель», но на прямой вопрос, Мефистофель ли он, Тоффель отвечает: «О нет <...> куда мне до такой знатной особы. Мы — существа маленькие, служилые... так себе... серая команда».
В «Мастере и Маргарите» в разговоре на Патриарших прудах Берлиоз о внезапной смерти говорит о том, что знает о том, что будет делать этим вечером, он делает оговорку о случайно упавшем на голову кирпиче, на что Воланд отмечает, что кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не может свалиться. Похожее рассуждение можно увидеть в повести «Звезда Соломона», где главный герой Цвет в какой-то момент обнаруживает, что все его желания фантастическим образом исполняются, и пытается оценить вероятность подобных совпадений, вспоминая при этом случаи с упавшими на голову дьяконов кирпичами.
Фантастическая повесть Александра Ивановича Куприна (1870—1938) «Звезда Соломона» была написана в 1917 году, впервые опубликована в том же году в сборнике «Земля» под названием «Каждое желание». Под новым названием и с рядом исправлений повесть вошла в сборник «Звезда Соломона» (Хельсинки, 1920). Исследователи творчества Михаила Булгакова отмечали, что «Звезда Соломона» послужила источником многих заимствований для романа «Мастер и Маргарита», в числе которых заключение договора с дьяволом, исполнение загаданного желания, обладание знанием будущего, чудесное исчезновение с утратой всяких следов нечистой силы.
Александр Иванович Куприн