Чуден Днепр при тихой погоде, но гораздо чуднее наш профессиональный знаменитый работник 20-го века Ванькин Исидор, каковой прилип к нашему рабклубу, как банный лист. Ни одна ерунда в нашей жизни не проходит без того, чтобы Ванькин в ней не был.
Фельетон «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева»
* * *
— Эти, — продолжал он, — описания южной природы... э... звездные ночи, украинские... потом шумящий Днепр... э... как выразился Гоголь... э. Чуден Днепр, как вы помните... а запахи акации... Все это сделано у вас мастерски...
Роман «Записки покойника»
* * *
Чуден Днепр при тихой погоде, но гораздо чуднее Московская участковая страхкасса М.-Б. Балт. ж. д.
Фельетон «Удачные и неудачные роды»
«Чуден Днепр при тихой погоде...» Эта фраза из повести «Страшная месть» Николая Васильевича Гоголя давно стала крылатой. Михаил Булгаков использовал ее в трех произведениях: романе «Записки покойника» и фельетонах «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева» и «Удачные и неудачные роды».
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.
Повесть «Страшная месть»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Приблизительно датируется летом — началом осени 1831 года. В первом издании «Вечеров» «Страшная месть» дополнена подзаголовком, убранным в последующих переизданиях: «Старинная быль». В стилистике повести заметно влияние восточно-славянского фольклора. Кроме думы, придуманной Гоголем, в повести много фольклорных образов, сравнений, эпитетов, в том числе известное описание Днепра: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои… Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный!»
Портрет Николая Васильевича Гоголя. Художник Ф.А. Моллер, начало 1840-х