Император Рудольф, чародей и алхимик... Еще алхимик — повешен... Ах, вот и она! Ах, какой чудесный публичный дом был у нее в Страсбурге!.. Мы в восхищении!.. Московская портниха, мы все ее любим за неистощимую фантазию... держала ателье и придумала страшно смешную штуку: провертела две круглые дырочки в стене...
— А дамы не знали? — спросила Маргарита.
— Все до одной знали, королева, — отвечал Коровьев. — Я в восхищении!.. Этот двадцатилетний мальчуган с детства отличался странными фантазиями, мечтатель и чудак. Его полюбила одна девушка, а он взял и продал ее в публичный дом...
Роман «Мастер и Маргарита»
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в сцене весеннего бала Маргарита встречает прибывающих гостей-мертвецов на лестнице. Рядом с ней находятся кот Бегемот и Коровьев, вкратце представляющий каждого гостя. Один из прибывших гостей был охарактеризован как юноша, обманувший свою подругу и продавший ее в публичный дом. В этом эпизоде можно увидеть реминисценцию из повести А.И. Куприна «Яма», в котором рассказана история персонажа по фамилии Горизонт.
Как-то, едучи в Ростов-на-Дону, он сумел влюбить в себя молоденькую швейку. <...> Спустя полгода она страшно надоела ему. <...> ...скоро Горизонту удалось без большого труда убедить ее выходить на улицу торговать собой. <...> Наконец какой-то темный приятель подал Семену Яковлевичу жесткий и коварный совет, положивший след на всю остальную его жизнедеятельность, — продать любовницу в публичный дом. <...> Однажды утром Горизонт велел одеться ей получше, завить волосы, попудриться, положить немного румян на щеки и повез ее в притон, к своей знакомой. Девушка там произвела благоприятное впечатление, и в тот же день ее паспорт был сменен в полиции на так называемый желтый билет. Расставшись с нею после долгих объятий и слез, Горизонт зашел в комнату хозяйки и получил плату — пятьдесят рублей (хотя он запрашивал двести).
Повесть «Яма»
В одном из эпизодов романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» Николка Турбин вместе с сестрой полковника Най-Турса ищет его тело в анатомическом театре Киева. В его поисках Николка спускается в подвалы, где среди сторож показывает груды трупов, сложенные штабелями. Описание поисков тела напоминает эпизод из повести А.И. Куприна «Яма», когда подруги ищут тело умершей проститутки Женьки среди тел в морге анатомического театра. Стоит отметить, что данные сцены в «Яме» и в булгаковском романе связаны с одним и тем же помещением киевского Анатомического театра.
— Ну, теперь будем ворочать их, а вы глядите, — сказал сторож, наклоняясь. Он ухватил за ногу труп женщины, и она, скользкая, со стуком сползла, как по маслу, на пол. Николке она показалась страшно красивой, как ведьма, и липкой. Глаза ее были раскрыты и глядели прямо на Федора. Николка с трудом отвел глаза от шрама, опоясывающего ее, как красной лентой, и глядел в стороны. Его мутило, и голова кружилась при мысли, что нужно будет разворачивать всю эту многослитную груду слипшихся тел.
— Не надо. Стойте, — слабо сказал он Федору и сунул склянку в карман, — вон он. Нашел. Он сверху. Вон, вон.
Федор тотчас двинулся, балансируя, чтобы не поскользнуться на полу, ухватил Най-Турса за голову и сильно дернул. На животе у Ная ничком лежала плоская, широкобедрая женщина, и в волосах у нее тускло, как обломок стекла, светился в затылке дешевенький, забытый гребень. Федор ловко, попутно выдернул его, бросил в карман фартука и перехватил Ная под мышки. Голова того, вылезая со штабеля, размоталась, свисла, и острый, небритый подбородок задрался кверху, одна рука соскользнула.
Роман «Белая гвардия»
* * *
— Кака така ваша-то? — спросил сипло сторож и понюхал табаку. — В лицо-то знаете, ай нет?
— Знаю.
— Ну так мотри! Я тебе их всех покажу. Может быть, эта?..
И он снял с одного из гробов крышку, еще не заколоченную гвоздями. Там лежала одетая кое-как в отребья морщинистая старуха с отекшим синим лицом. Левый глаз у нее был закрыт, а правый таращился и глядел неподвижно и страшно, уже потерявши свой блеск и похожий на залежавшуюся слюду.
— Говоришь — не эта? Ну, смотри... На тебе еще! — сказал сторож и одного за другим показывал, открывая крышки, покойников, — все, должно быть, голытьбу: подобранных на улице, пьяных, раздавленных, изувеченных и исковерканных, начавших разлагаться. <...> Тяжелый дух падали, густой, сытный и такой липкий, что Тамаре казалось, будто он, точно клей, покрывает все живые поры ее тела, стоял в часовне. <...> ...Девушки увидели десятка два трупов, которые лежали прямо на каменном полу правильными рядами — вытянутые, желтые, с лицами, искривленными предсмертными судорогами, с раскроенными черепами, со сгустками крови на лицах, с оскаленными зубами. <...> Наконец он остановился около трупа, на ноге которого было написано чернилами большими черными цифрами: 217.
— Вот эта самая! Давайте-ка я ее вынесу в колидорчик да сбегаю за ее барахлом... Подождите!..
Он, кряхтя, но все-таки с легкостью, удивительною для его возраста, поднял труп Женьки за ноги и взвалил его на спину головой вниз, точно это была мясная туша или мешок с картофелем.
Повесть «Яма»
Повесть «Яма» Александра Ивановича Куприна (1870—1938) посвящена теме проституции в России. Первая часть опубликована в 1909 году, остальные — в 1915 и 1916 годах. В критике получило разноречивые оценки, став одним из наиболее известных произведений автора. В основу повести легли материалы, собранные Куприным в 1890-е годы в Киеве. Сам Куприн утверждал, что изображенная в его повести действительность не привязана к отдельному месту: «"Яма" — это и Одесса, и Петербург, и Киев».
Александр Иванович Куприн