Школа, фабрика, театр — нет угла жизни, который бы не отразился в рисунках и макетах, сотворенных детскими руками в этой огромной комнате, где разбегаются глаза. Старшие ребята соорудили макеты к «Вию», младшие нагромоздили маленькие примитивные и наивные макеты с декорациями к пьесам, которые они видели...
Очерк «1-я детская коммуна»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий» упоминается в очерке «1-я детская коммуна», написанном Михаилом Булгаковым в 1923 году для газеты «Голос просвещения». Отсылки к «Вию» можно встретить в романе «Мастер и Маргарита» (1940) и рассказе «В ночь на 3-е число» (1922).
В романе «Мастер и Маргарита» ведьма из свиты Воланда Гелла появляется в образе ожившей покойницы за окном кабинета финдиректора театра «Варьете» Римского, напугав его до полусмерти.
...увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта. <...> И в это время радостный неожиданный крик петуха долетел из сада <...> Дикая ярость исказила лицо девицы, она испустила хриплое ругательство <...> Крик петуха повторился, девица щелкнула зубами. Красота ее исчезла, у нее выпали зубы, рот провалился, щеки сморщились, космы волос поседели, но тело осталось молодым, хоть и мертвым. С третьим криком петуха она повернулась и вылетела вон.
Роман «Мастер и Маргарита»
Описание Геллы в этом эпизоде романа очень похоже на описание мертвой панночки из повести Гоголя «Вий». Так же, как и вставшая из гроба панночка из повести Гоголя, Гелла боится третьего крика петуха.
Труп уже стоял перед ним на самой черте и вперил на него мертвые, позеленевшие глаза. <...> Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы. <...> Ветер пошел по церкви от слов, и послышался шум, как бы от множества летящих крыл. Он слышал, как бились крыльями в стекла церковных окон и в железные рамы, как царапали с визгом когтями по железу, и как несметная сила громила в двери и хотела вломиться. <...> Наконец вдруг что-то засвистало вдали; это был отдаленный крик петуха.
Повесть «Вий»
В повести Гоголя «Вий» философ Хома Брут, переживший страшную ночь в обществе мертвой панночки и собравшейся в часовне нечисти, полностью поседел.
— Ай-ай-ай! что это с тобою? — вскричала она, всплеснув руками.
— Как что, глупая баба?
— Ах, Боже мой! Да ты весь поседел!
— Эге-ге! Да она правду говорит! — произнес Спирид, всматриваясь в него пристально. — Ты точно поседел, как наш старый Явтух.
Повесть «Вий»
Так же стал седым и финдиректор Римский из романа «Мастер и Маргарита» после пережитого им ночного визита ведьмы Геллы и ставшего вампиром Варенухи.
Седой как снег, без единого черного волоса старик, который недавно еще был Римским, подбежал к двери, отстегнул пуговку, открыл дверь и кинулся бежать по темному коридору. У поворота на лестницу он нащупал, стеная от ужаса, выключатель и лестницу осветил. На лестнице он упал, потому что ему показалось, что на него мягко налетел Варенуха.
Роман «Мастер и Маргарита»
Поседел после страшных событий и герой булгаковского рассказа «В ночь на 3-е число» Бакалейников.
Колька сорвался и полетел открывать.
— Боже ты мой!
Варвара Афанасьевна кинулась к Бакалейникову и отшатнулась.
— Да ты... да ты седой...
Рассказ «В ночь на 3-е число»
«Вий» — мистическая повесть Н.В. Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике «Миргород» (1835). Название повести — это имя демонического существа, с которым связан сюжет. Согласно сюжету повести, главный герой Хома Брут вынужден провести три ночи в часовне с покойницей, дочкой сотника, оказавшейся ведьмой. По ночам панночка встает из гроба и призывает разных чудовищ во главе с Вием. спастись от них Хоме удается только с наступлением рассвета, о котором свидетельствует крик петуха.
Фрагмент фильма «Вий» (СССР, 1967)
Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)
Портрет Николая Васильевича Гоголя. Художник Ф.А. Моллер, начало 1840-х
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»