Сезон после Пасхи 1662 года шел тихо, потому что публика уже просмотрела первые пьесы Мольера, и сборы на них ослабели. Некоторое оживление вносили лишь «Школа мужей» и пьеса Буайе «Тоннаксар». Так дело шло до декабря, когда вышла новая мольеровская пьеса «Школа жен» — пятиактная комедия.
«Школа жен» так же, как и «Школа мужей», была написана в защиту женщин и их права на выбор в своей любви и рассказывала историю ревнивого и деспотичного Арнольфа, который хотел жениться на юной Агнессе. В этой пьесе, изобилующей смешными, комедийными положениями, прозвучал какой-то надтреснутый и горький мотив в роли Арнольфа.
Когда молодая Агнесса в конце пьесы победила и ушла от Арнольфа со своим возлюбленным, исполненный отвратительных и смешных черт Арнольф стал вдруг жалким.
— Какою мерою измерить мою к тебе любовь? — вдруг, как бы сбрасывая оболочку гнусного ревнивца, страстно восклицал Арнольф. — Как мне, неблагодарная, доказать тебе ее? Заплакать горькими слезами? Или рвать волосы? Быть может, ты хочешь, чтобы я убил себя? Скажи, скажи, чего ты хочешь, и я готов, жестокая, доказать тебе, что я сгораю в пламени!
<...>
Публике пьеса чрезвычайно понравилась, и на второе и следующие представления народ пошел валом, доведя сборы до рекордной цифры — тысячи пятисот ливров в вечер.
Роман «Жизнь господина де Мольера»
В романе Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» упоминается одна из самых успешных комедий Жана Батиста Мольера «Школа жен» (франц. «L'École des femmes»). Это пятиактная театральная комедия в стихах, ее премьера прошла в театре Пале-Рояль 26 декабря 1662 года. Комедия посвящена Генриетте Английской, супруге герцога Орлеанского, официального покровителя труппы.
Сюжет
Арнольф, только что изменивший свое имя на более аристократическое, «господин Ла Суш», — человек среднего возраста, желающий заключить счастливый брак. Однако его преследует страх быть обманутым женой. Поэтому он решил жениться на своей простодушной подопечной Агнесе, которая была взята из крестьянской семьи и воспитывалась в монастыре, не зная света. Арнольф встречает Ораса, сына одного из своих друзей, Оронта. Орас влюбился в Агнесу с первого взгляда и по секрету рассказывает об этом Арнольфу, не зная, что тот и есть опекун девушки «господин Ла Суш».
Арнольф расспрашивает Агнесу, чтобы узнать, что именно произошло во время ее встречи с Орасом. Рассказ девушки его убеждает: ее честь не была задета. Арнольф убеждает девушку заключить брак. Агнеса, полагая, что речь идет о браке с Орасом, согласна. Однако Арнольф спешит сообщить ей, что будущий муж — он сам.
Орас при встрече с Арнольфом говорит о попытке увидеться с Агнесой: слуги не открыли ему дверь, Агнеса бросила в него камень, но вместе с камнем Орас получил от девушки любовное письмо. Арнольф ревнует, он понимает, что влюблен в Агнесу.
Арнольф снова встречает Ораса, который рассказывает, что ему удалось проникнуть в дом Агнесы, но вскоре появился господин Ла Суш, и девушка спрятала Ораса в шкаф. Орас сообщает Арнольфу, что вечером он предпримет еще одну попытку. Арнольф приказывает своим слугам избить нарушителя палками.
Орас потерпел неудачу, слуги побили его, но Агнеса убежала с ним. Не зная, кем приходится Арнольф девушке, Орас просит его приютить на время Агнесу. Арнольф соглашается, он рассказывает ей о своей любви, однако девушка к нему равнодушна. Оронт, отец Ораса, хочет женить сына на дочери своего друга Энрике, вернувшегося из Америки. В финале оказывается, что Агнеса и есть дочь Энрике и влюбленные могут пожениться, к великому огорчению бывшего опекуна.
Действующие лица
- Арнольф, иначе называемый господином де ла Суш
- Агнеса, невинная молодая девушка, воспитанница Арнольфа
- Орас, возлюбленный Агнесы
- Ален, крестьянин, слуга Арнольфа
- Жоржетта, крестьянка, служанка Арнольфа
- Кризальд, друг Арнольфа
- Энрик, зять Кризальда
- Оронт, отец Ораса и близкий друг Арнольфа
- Нотариус
Жан Батист Мольер